Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Еще снег на улице, еще в разгаре самая длинная четверть учебного года, но многие школы уже приблизительно посчитали, сколько первоклассников придут к ним в сентябре в классы. Да и родителям 5–6-леток пора подумать о том, куда пойдут их дети в новом учебном году.
Однако для мам и пап здесь возникают серьезные проблемы. Первая: отдавать – не отдавать. В 2001 году было принято новое “Типовое положение об общеобразовательном учреждении”, где начальное образование объявлено четырехлетним. Отдать ребенка в первый класс стало можно с шести лет и шести месяцев и не позже восьми лет. А в письме Министерства образования “Рекомендации по организации приема в первый класс” 2003 года появились и такие слова: “По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем или более позднем возрасте”.
Вторая проблема вытекает из первой – если родители сами или по рекомендации специалистов решают не отдавать ребенка в школу с шести с половиной лет, куда его девать, ведь детский сад окончен, “на второй год” там остаться практически невозможно.
Третья: как попасть в хорошую школу. В Законе “Об образовании” записано: “Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования... если образование данного уровня гражданин получает впервые”, а в методическом письме Министерства образования подчеркнуто: “Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе”, но на деле часто бывает иначе.
Удивительно, какие-то документы Министерства образования начинают свою жизнь еще до того, как принимаются, а какие-то из года в год переписываются, повторяются, обновляются, рассылаются вновь и вновь, но никак не становятся руководством к действию для управлений образования и школ.
А есть еще и содержательная сторона. Как сделать так, чтобы дошкольное детство из замечательного отрезка жизни со своими ценностями не превращалось в подготовку к школе.
Татьяна ОВЕРЧУК,
заместитель руководителя Департамента общего и дошкольного образования
Министерства образования России
Людмила РЫБИНА

У дошкольного воспитания свои, не школьные задачи

В старшей группе нашего детского сада 18 детей. Шестерым из них на первое сентября не будет еще шести лет и шести месяцев – того возраста, с которого по закону берут в школу, но подготовительной группы в нашем детском саду нет. В поселке есть еще один детский сад, но и там подготовительной группы нет. Получается, что наши дети должны идти в школу раньше времени, определенного законом.
Остаться еще на год в старшей группе невозможно, потому что средняя сейчас укомплектована детьми полностью и никто уходить не собирается.
Нам сказали, что подготовительная группа была упразднена, когда обучение в школе стало четырехлетним и будет начинаться с шести с половиной лет.
Если так по всей стране, то значительное число детей – в этом году это дети 1998 года, родившиеся после февраля – оказываются потерянными на год. Кого-то оставят дома с бабушками, кому-то возьмут няню, а кого-то всеми правдами и неправдами устроят в школу, хотя ребенку еще и рано начинать учебу.

Людмила Смирнова
Московская область, Наро-Фоминский район

– Татьяна Ивановна, разъясните, были ли какие-то документы, предписывающие закрыть подготовительные группы детских садов?
– Таких документов нет.
С переходом на четырехлетнюю начальную школу было много обращений педагогов дошкольных учреждений в министерство с опасениями о том, не останутся ли они без работы, если исчезнут подготовительные группы. Задавали эти вопросы и на конференциях, и в командировках. Мы разъясняли, что никакого документа, по которому подготовительная группа должна быть закрыта, нет. Поскольку возраст, в котором ребенок начнет учебу, определен Законом “Об образовании” – от шести с половиной до восьми лет – и решают этот вопрос родители с помощью специалистов, то потребность в подготовительной группе не исчезает. В ней остаются дети, которым еще не исполнилось шести лет и шести месяцев и те, кого решили отдавать в школу попозже. Но на местах, видимо, решили иначе.
– Еще многие родителя жалуются на то, что подготовка к школе в детском саду чуть ли не труднее, чем сама учеба в начальной школе.
– О том, что обучение в средней группе приближено к школьному, даже странно слышать, потому что постоянно во всех документах, подготовленных отделом дошкольного образования, подчеркивается, что обучение в том виде, в каком оно ведется в школе, для детского сада неприемлемо. В каждом сборнике публикуем документы на этот счет, разъясняем на каждом совещании и конференции.
Действует приказ № 448 от 22 августа 1996 года, к нему есть приложения, которые знают все работники дошкольного образования. Там подробно представлены требования к содержанию и методам воспитания и обучения, педагогическим технологиям и характеру взаимодействия персонала с детьми. Важно подчеркнуть, что в этих документах даны критерии оценки деятельности дошкольного учреждения, но ни в коем случае не критерии оценки самого ребенка. От этого положения мы не отступаем: ребенок в детском саду не должен оцениваться по ЗУНам.
Почему же происходят перекосы? Учителя обеспокоены тем, что в класс приходят дети с очень разным уровнем подготовки, эта тревожность как-то транслируется в общество, а дальше происходит то, что только увеличивает проблему.
Педагоги дошкольных учреждений, улавливая общую тревожность, начинают готовить своих воспитанников к школе, забывая о наших специфических технологиях и переходя иногда к прямому натаскиванию. На этом фоне дети, с которыми не занимались, еще более заметны.
– Но почему школа сегодня хочет получить не просто готового к обучению ребенка, а ребенка с багажом знаний? Почему половина учителей хотели бы видеть в первом классе именно таких учеников? Видимо, с ними легче работать?
– Я глубоко убеждена, и это, к счастью, все больше подмечают и учителя школы: если у ребенка к началу учебы горящие глаза, интерес к учебе, то к концу первого класса будут и знания. А раннее натаскивание может погубить интерес.
Поэтому все рекомендации, все документы Минобразования против такого форсированного обучения. И не надо думать, что мы готовы затормозить развитие детей и выровнять всех по самым слабым. Это совсем не так. Развивать и развивать! Но развитие в дошкольном детстве нельзя понимать как сдвиг школьной программы на более ранние сроки. Не надо детскому саду дублировать цели, задачи, формы и содержание обучения в школе. Дошкольный период самоценный. И главный вид деятельности в это время – игра. Но, к сожалению, она ушла из многих дошкольных учреждений, погнавшихся за знаниями в обывательском понимании.
Недавно мы получили письмо, в котором мама жаловалась, что ребенка в детский сад приняли… с испытательным сроком. Сказали, что зачислят, когда будет понятно, что ребенок к детскому саду подходит (?). Комментарии здесь излишни. Но приведем выдержку из инструктивного письма Министерства образования “О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения”: “Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются”.
Детально прописаны в документах министерства и принципы преемственности дошкольного и начального школьного образования. В 1994 году было разослано методическое письмо “Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования”. Но дело не поправляется, а усугубляется. И методическое письмо “О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы” 2000 года начинается словами: “В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в “школьной логике” – логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике”.
Познавательное развитие вытесняет художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.
– Получается, что все это происходит из-за серьезной ошибки: и родители, и педагоги часто думают, что раннее обучение ребенка, наращивание знаний, умений и навыков обеспечит ему успех в школе?
– Да, это так. А на деле успех может принести только развитие, воспитание и обучение ребенка в специфических для него видах деятельности и формах обучения.
В командировках приходится видеть разное. Пригласили меня на занятие в группу, решили удивить. Воспитатель беседует с детьми о причинах и следствиях: “Что я сделала? Покатила мячик. Это причина. Мячик покатился – это следствие”. Обсуждение увиденного я так и начала: “Меня пригласили – это причина, я приехала – это следствие, но не лучше ли было бы просто поиграть с детьми?”
Вспоминаю другое занятие: педагог рассказывает детям о птицах. Картинки, названия, теория… А рядом попугай кричит. Она подошла и накрыла клетку платком: попугай, наверно, был “не по теме”.
Или совсем другое: воспитатель входит в группу, в руках у него большой игрушечный медведь: “Это, дети, Михайло Иванович. А кто еще был в сказке “Три медведя”? Настасья Петровна и Мишутка. Мы им напишем письмо, позовем их тоже в гости…” Не просто внесли новые игрушки и поставили, а разыгрывается целый сюжет, развитие которого может длиться не один день. У детей глаза горят. Они живут ожиданием чуда. Но воспитателю, конечно, надо импровизировать, выдумывать. Это куда сложнее, чем посадить всех за парты. Вместе с тем должна подчеркнуть, что в режиме дня ребенка-дошкольника есть и занятия, но они тоже содержат много игровых приемов, сюрпризов, и чем младше возраст, тем этого больше.
– Если бы школа не предъявляла неправомерных требований на входе, не выбирала себе удобных для обучения детей, дошкольники не были бы под таким прессингом?
– У школы и детского сада бывают взаимные претензии. Школа говорит: вы не подготовили ребенка к учебе. А воспитатели переживают: школа не использует то, что мы наработали, не развивает способности детей. Но в министерстве сейчас готов проект “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)”. В концепции отражен общий взгляд на этапы развития ребенка и их связь.
Нельзя в дошкольном детстве во главу угла ставить подготовку к школе.
Все документы подчеркивают необходимость строить работу с дошкольниками с учетом возрастных особенностей, обращают внимание на самоценность детства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru