БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
Еще снег на улице, еще в разгаре самая
длинная четверть учебного года, но многие школы
уже приблизительно посчитали, сколько
первоклассников придут к ним в сентябре в классы.
Да и родителям 5–6-леток пора подумать о том, куда
пойдут их дети в новом учебном году.
Однако для мам и пап здесь возникают серьезные
проблемы. Первая: отдавать – не отдавать. В 2001
году было принято новое “Типовое положение об
общеобразовательном учреждении”, где начальное
образование объявлено четырехлетним. Отдать
ребенка в первый класс стало можно с шести лет и
шести месяцев и не позже восьми лет. А в письме
Министерства образования “Рекомендации по
организации приема в первый класс” 2003 года
появились и такие слова: “По заявлению родителей
(законных представителей) учредитель
образовательного учреждения вправе разрешить
прием детей в образовательное учреждение для
обучения в более раннем или более позднем
возрасте”.
Вторая проблема вытекает из первой – если
родители сами или по рекомендации специалистов
решают не отдавать ребенка в школу с шести с
половиной лет, куда его девать, ведь детский сад
окончен, “на второй год” там остаться
практически невозможно.
Третья: как попасть в хорошую школу. В Законе “Об
образовании” записано: “Государство
гарантирует гражданам общедоступность и
бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования...
если образование данного уровня гражданин
получает впервые”, а в методическом письме
Министерства образования подчеркнуто: “Прием
детей в первый класс государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждений
всех видов запрещается осуществлять на
конкурсной основе”, но на деле часто бывает
иначе.
Удивительно, какие-то документы Министерства
образования начинают свою жизнь еще до того, как
принимаются, а какие-то из года в год
переписываются, повторяются, обновляются,
рассылаются вновь и вновь, но никак не становятся
руководством к действию для управлений
образования и школ.
А есть еще и содержательная сторона. Как сделать
так, чтобы дошкольное детство из замечательного
отрезка жизни со своими ценностями не
превращалось в подготовку к школе.
Татьяна ОВЕРЧУК,
заместитель руководителя Департамента общего и
дошкольного образования
Министерства образования России
Людмила РЫБИНА
У дошкольного воспитания свои, не
школьные задачи
В старшей группе нашего детского сада
18 детей. Шестерым из них на первое сентября не
будет еще шести лет и шести месяцев – того
возраста, с которого по закону берут в школу, но
подготовительной группы в нашем детском саду
нет. В поселке есть еще один детский сад, но и там
подготовительной группы нет. Получается, что
наши дети должны идти в школу раньше времени,
определенного законом.
Остаться еще на год в старшей группе невозможно,
потому что средняя сейчас укомплектована детьми
полностью и никто уходить не собирается.
Нам сказали, что подготовительная группа была
упразднена, когда обучение в школе стало
четырехлетним и будет начинаться с шести с
половиной лет.
Если так по всей стране, то значительное число
детей – в этом году это дети 1998 года, родившиеся
после февраля – оказываются потерянными на год.
Кого-то оставят дома с бабушками, кому-то возьмут
няню, а кого-то всеми правдами и неправдами
устроят в школу, хотя ребенку еще и рано начинать
учебу.
Людмила Смирнова
Московская область, Наро-Фоминский район
– Татьяна Ивановна, разъясните,
были ли какие-то документы, предписывающие
закрыть подготовительные группы детских садов?
– Таких документов нет.
С переходом на четырехлетнюю начальную школу
было много обращений педагогов дошкольных
учреждений в министерство с опасениями о том, не
останутся ли они без работы, если исчезнут
подготовительные группы. Задавали эти вопросы и
на конференциях, и в командировках. Мы
разъясняли, что никакого документа, по которому
подготовительная группа должна быть закрыта,
нет. Поскольку возраст, в котором ребенок начнет
учебу, определен Законом “Об образовании” – от
шести с половиной до восьми лет – и решают этот
вопрос родители с помощью специалистов, то
потребность в подготовительной группе не
исчезает. В ней остаются дети, которым еще не
исполнилось шести лет и шести месяцев и те, кого
решили отдавать в школу попозже. Но на местах,
видимо, решили иначе.
– Еще многие родителя жалуются на то, что
подготовка к школе в детском саду чуть ли не
труднее, чем сама учеба в начальной школе.
– О том, что обучение в средней группе
приближено к школьному, даже странно слышать,
потому что постоянно во всех документах,
подготовленных отделом дошкольного образования,
подчеркивается, что обучение в том виде, в каком
оно ведется в школе, для детского сада
неприемлемо. В каждом сборнике публикуем
документы на этот счет, разъясняем на каждом
совещании и конференции.
Действует приказ № 448 от 22 августа 1996 года, к нему
есть приложения, которые знают все работники
дошкольного образования. Там подробно
представлены требования к содержанию и методам
воспитания и обучения, педагогическим
технологиям и характеру взаимодействия
персонала с детьми. Важно подчеркнуть, что в этих
документах даны критерии оценки деятельности
дошкольного учреждения, но ни в коем случае не
критерии оценки самого ребенка. От этого
положения мы не отступаем: ребенок в детском саду
не должен оцениваться по ЗУНам.
Почему же происходят перекосы? Учителя
обеспокоены тем, что в класс приходят дети с
очень разным уровнем подготовки, эта тревожность
как-то транслируется в общество, а дальше
происходит то, что только увеличивает проблему.
Педагоги дошкольных учреждений, улавливая общую
тревожность, начинают готовить своих
воспитанников к школе, забывая о наших
специфических технологиях и переходя иногда к
прямому натаскиванию. На этом фоне дети, с
которыми не занимались, еще более заметны.
– Но почему школа сегодня хочет получить не
просто готового к обучению ребенка, а ребенка с
багажом знаний? Почему половина учителей хотели
бы видеть в первом классе именно таких учеников?
Видимо, с ними легче работать?
– Я глубоко убеждена, и это, к счастью, все
больше подмечают и учителя школы: если у ребенка
к началу учебы горящие глаза, интерес к учебе, то
к концу первого класса будут и знания. А раннее
натаскивание может погубить интерес.
Поэтому все рекомендации, все документы
Минобразования против такого форсированного
обучения. И не надо думать, что мы готовы
затормозить развитие детей и выровнять всех по
самым слабым. Это совсем не так. Развивать и
развивать! Но развитие в дошкольном детстве
нельзя понимать как сдвиг школьной программы на
более ранние сроки. Не надо детскому саду
дублировать цели, задачи, формы и содержание
обучения в школе. Дошкольный период самоценный. И
главный вид деятельности в это время – игра. Но, к
сожалению, она ушла из многих дошкольных
учреждений, погнавшихся за знаниями в
обывательском понимании.
Недавно мы получили письмо, в котором мама
жаловалась, что ребенка в детский сад приняли… с
испытательным сроком. Сказали, что зачислят,
когда будет понятно, что ребенок к детскому саду
подходит (?). Комментарии здесь излишни. Но
приведем выдержку из инструктивного письма
Министерства образования “О реализации прав
детей при приеме в дошкольные и
общеобразовательные учреждения”: “Отбор детей
в дошкольное образовательное учреждение и их
отсев из него не допускаются”.
Детально прописаны в документах министерства и
принципы преемственности дошкольного и
начального школьного образования. В 1994 году было
разослано методическое письмо “Об организации
взаимодействия образовательных учреждений и
обеспечении преемственности дошкольного и
начального общего образования”. Но дело не
поправляется, а усугубляется. И методическое
письмо “О построении преемственности в
программах дошкольного образования и начальной
школы” 2000 года начинается словами: “В настоящее
время в ряде дошкольных образовательных
учреждений возникает негативная тенденция
дублирования целей, задач, форм и методов
начальной школы. Содержание дошкольного
образования выстраивается в “школьной логике”
– логике будущих учебных предметов,
практикуется раннее обучение детей письму,
чтению, усложненной для дошкольников
математике”.
Познавательное развитие вытесняет
художественно-эстетическое, физическое,
социально-личностное.
– Получается, что все это происходит из-за
серьезной ошибки: и родители, и педагоги часто
думают, что раннее обучение ребенка, наращивание
знаний, умений и навыков обеспечит ему успех в
школе?
– Да, это так. А на деле успех может принести
только развитие, воспитание и обучение ребенка в
специфических для него видах деятельности и
формах обучения.
В командировках приходится видеть разное.
Пригласили меня на занятие в группу, решили
удивить. Воспитатель беседует с детьми о
причинах и следствиях: “Что я сделала? Покатила
мячик. Это причина. Мячик покатился – это
следствие”. Обсуждение увиденного я так и
начала: “Меня пригласили – это причина, я
приехала – это следствие, но не лучше ли было бы
просто поиграть с детьми?”
Вспоминаю другое занятие: педагог рассказывает
детям о птицах. Картинки, названия, теория… А
рядом попугай кричит. Она подошла и накрыла
клетку платком: попугай, наверно, был “не по
теме”.
Или совсем другое: воспитатель входит в группу, в
руках у него большой игрушечный медведь: “Это,
дети, Михайло Иванович. А кто еще был в сказке
“Три медведя”? Настасья Петровна и Мишутка. Мы
им напишем письмо, позовем их тоже в гости…” Не
просто внесли новые игрушки и поставили, а
разыгрывается целый сюжет, развитие которого
может длиться не один день. У детей глаза горят.
Они живут ожиданием чуда. Но воспитателю,
конечно, надо импровизировать, выдумывать. Это
куда сложнее, чем посадить всех за парты. Вместе с
тем должна подчеркнуть, что в режиме дня
ребенка-дошкольника есть и занятия, но они тоже
содержат много игровых приемов, сюрпризов, и чем
младше возраст, тем этого больше.
– Если бы школа не предъявляла
неправомерных требований на входе, не выбирала
себе удобных для обучения детей, дошкольники не
были бы под таким прессингом?
– У школы и детского сада бывают взаимные
претензии. Школа говорит: вы не подготовили
ребенка к учебе. А воспитатели переживают: школа
не использует то, что мы наработали, не развивает
способности детей. Но в министерстве сейчас
готов проект “Концепции содержания
непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено)”. В концепции отражен общий
взгляд на этапы развития ребенка и их связь.
Нельзя в дошкольном детстве во главу угла
ставить подготовку к школе.
Все документы подчеркивают необходимость
строить работу с дошкольниками с учетом
возрастных особенностей, обращают внимание на
самоценность детства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|