ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС
"ПС"
...Жизнь зимой в школе особенная.
Педагогика педагогикой, учеба учебой, но… каждый
директор с утра смотрит на градусник. Какая
температура в классах? 18°, по СанПиНам? Или
меньше?
Казалось бы, это забота техперсонала. А дело
директора, учителей – заниматься школой, детьми.
Но когда вдруг случается беда и школа замерзает,
выясняется, что отопление и педагогика
взаимосвязаны. Беспокоишься о трубах и батареях
– а на самом деле о детях. О жителях деревни или
села. О самих себе.
Бывает, детям некуда пойти, кроме школы, только в
ней их обогреют, накормят. Бывает, что и клуб, и
библиотека – все в школе. Все вокруг разрушено, а
школа жива. Работает. Каждый день. Что бы ни
случилось. А значит, не все еще потеряно.
Но как быть, если однажды утром градусник в
классе покажет 0о?
Школу можно спасти от мороза с помощью МЧС. А если
и МЧС бессильно против гнилых труб и неисправных
котельных, можно придумать способ, чтобы дети
все-таки учились. Пускай и по часу в день.
Оказывается, и этого достаточно, чтобы жизнь в
школе продолжалась.
Владимир КАРП:
“Главное – обеспечить школы теплом. В
остальном я полагаюсь на учителей”
Мы беседуем с начальником управления
образования Калининского района Тверской
области
15 декабря
В городе Щекино Тульской области из-за низкой
температуры в школах и квартирах заболели 1600
школьников. Прокуратура возбудила уголовное
дело по статье “халатность”.
18 января
В школах № 3 и 5 города Кызыла из-за несоблюдения
температурного режима приостановлены занятия.
При городском штабе ГО и ЧС создана специальная
группа, которая должна решить проблемы с
отоплением учреждений образования.
19 января
В городе Корсакове Сахалинской области закрыты
три школы и четыре детских сада. Обнаружились
неполадки в новом котле центральной районной
котельной.
26 января
В Алтайском крае закрыты все школы города
Рубцовска. Причины – проблемы городской ТЭЦ:
устаревшее оборудование, некачественный уголь.
5 февраля
Уже месяц нет тепла в Олемской школе,
расположенной в Архангельской области. В местной
котельной закончились дрова, а привезти их не
могут из-за отсутствия техники. Сейчас на дрова
для котельной стали разбирать бесхозное здание
старой школы...
|
– Как получается: деньги
платятся за тепло, которого фактически нет?
Нельзя ли их перебросить на тот же ремонт
батарей? Или это слишком разные статьи расходов?
– Если не заплатить ЖКХ, оно развалится
окончательно. Это взаимосвязанные вещи.
Ситуация какая, допустим, по Орше.
Торфопредприятие тянуло на себе весь
соцкультбыт. Потом обанкротилось, вступило в
процедуру банкротства. Передало на
муниципальные плечи весь жилой фонд, котельную…
Котельная в каком виде – можно только
догадываться. Износ 100%, ей уж, наверное, лет 30.
И если сейчас не платить, как население… Это
понятно – если не оказана услуга, за нее не надо
платить. Только таким образом мы просто развалим
окончательно ЖКХ. И уже никакого ремонта не будет
вообще.
Здесь Галина Васильевна, кланяюсь ей в ноги,
сохранила школу. Такое огромное здание могли
потерять. Восстановить все очень сложно. По
Суховеркову у меня только остается надежда.
Конечно, в школе мы справимся, дадут нам со всех
муниципальных предприятий бригады, все, что есть
в районе… Но надо, чтобы вода дошла до школы.
Давление должно быть мощное – а насосы старые,
сети старые… Они будут рваться.
Вот это все сейчас – проблема номер один. Не
обучение и воспитание, а жизнеобеспечение школ.
– У вас три проблемные школы в районе? Или
больше?
– Главная проблема в нашем районе – это
наша сеть, как это ни печально. Огромная сеть. 22
средние, 7 основных. 16 филиалов средних школ – это
начальные школы, которые тоже надо отапливать,
ухаживать. 14 муниципальных дошкольных
учреждений и 10 ведомственных садов. Масса
нерешенных хозяйственных проблем.
Мы удерживаем сеть – ведь для каждого
конкретного поселка закрытие школы будет
катастрофой. А в остальном я полагаюсь на
учителей.
– У вас уже есть опыт перевода школ на
автономное отопление?
– У нас уже три школы на газе – Славновская
основная, Щербининская основная,
Большеборковская средняя. Там, где наши
котельные автономны, нам проще. А там, где
котельные муниципальные или ведомственные – там
сразу проблемы.
Еще мы сделали ремонт трех котельных – твердое
топливо – Черногубово, Гордино и Тургиново –
построили газовую в Езвино и в Борках, в этом году
в Рождествено отремонтировали и построили
скважину, химводоочистку установили…
– Получается, что вы постепенно переводите
школы на тепловое самообеспечение?
– Мы топить ничего не будем. Только свое
здание. Конечно, это звучит не очень красиво по
отношению к людям, которые там живут, но…
Правда, автономное отопление не везде реально.
Суховерково, Орша... Такие огромные здания, такая
кубатура помещений… А маленькие школки,
1–2-этажные, где нет инфраструктуры вокруг, нужно
переводить на автономное отопление.
Конечно, у управления образования появляется
головная боль. Котельные нужно обслуживать,
ремонтировать своевременно. Но зато мы процентов
на 80 гарантированы от таких проблем, как в Орше
или Суховеркове.
Там, где есть котельные, у нас есть и ставки
кочегаров, зольщиков – если твердое топливо, и
операторов. Весь этот техперсонал субвенциально
финансируется из регионального бюджета.
А вообще… Если бы на уровне страны какое-то
решение было принято по отоплению школ…
– А вы не боитесь, что тогда по федеральной
программе “Школьная котельная” во все школы
будут присылаться одинаковые котлы, батареи,
трубы?
– Такое очень даже может быть. У нас уже был
такой опыт: что прислали, то и бери. Это касается и
средств пожарной безопасности, и спортинвентаря.
– Деньги на все ремонты вам приходится с
других статей снимать?
– Все, что касается капитального
строительства, это все на муниципальном бюджете.
Сейчас полегче стало – зарплата ушла на
региональный уровень. И содержание зданий. Но все
равно – муниципальные образования, которые
имеют густую образовательную сеть, просто не в
силах решить все эти проблемы.
Вот, например: водоснабжение у нас зависит от
ведомственных предприятий. А им не нужны эти
водонапорные башни сейчас. Если гибнет
сельскохозяйственное предприятие, школа
остается без источника питьевой воды. Что делать?
– А какой-то реальный эффект, отдачу от
реформ в образовании вы видите? Вам жизнь
облегчают или усложняют?
– Мы очень опасаемся подушевого
финансирования. Оно приведет к тому, что многие
наши сельские школы просто закроются. У нас
огромные здания, огромные площади, которые надо
отапливать, освещать, а детей все меньше и меньше.
А коэффициенты – очень скользкий вопрос. У нас
есть школа в поселке Восток, основная. Здание
большое, а детей всего 18. Если мы ее закроем, то мы
этот Восток, где практически уже ничего нет,
оставим без света в окошке. Эти дети, которые
сейчас посещают школу, останутся дома. Часть из
них в другие школы не поедут.
– Почему?
– А потому, что некоторым из них нечего
надеть. Эти проблемы остаются за бортом. Но они
есть.
– А вас подушевое финансирование уже
коснулось? Решение ведь еще не принято…
– Мы боимся, что оно будет принято без учета
местных условий. Все решения в образовании надо
принимать крайне осторожно. Эффект ошибки может
проявиться лишь через несколько лет. Но он будет
катастрофическим.
Поэтому, может быть, лучше оставить все как есть.
Наша задача сейчас, повторюсь, – держать
школьную сеть. Своя школа должна быть у каждого
ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|