Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС "ПС" 
 

...Жизнь зимой в школе особенная. Педагогика педагогикой, учеба учебой, но… каждый директор с утра смотрит на градусник. Какая температура в классах? 18°, по СанПиНам? Или меньше?
Казалось бы, это забота техперсонала. А дело директора, учителей – заниматься школой, детьми. Но когда вдруг случается беда и школа замерзает, выясняется, что отопление и педагогика взаимосвязаны. Беспокоишься о трубах и батареях – а на самом деле о детях. О жителях деревни или села. О самих себе.
Бывает, детям некуда пойти, кроме школы, только в ней их обогреют, накормят. Бывает, что и клуб, и библиотека – все в школе. Все вокруг разрушено, а школа жива. Работает. Каждый день. Что бы ни случилось. А значит, не все еще потеряно.
Но как быть, если однажды утром градусник в классе покажет 0о?
Школу можно спасти от мороза с помощью МЧС. А если и МЧС бессильно против гнилых труб и неисправных котельных, можно придумать способ, чтобы дети все-таки учились. Пускай и по часу в день. Оказывается, и этого достаточно, чтобы жизнь в школе продолжалась.
Сергей ЛЕБЕДЕВ

Владимир КАРП:
“Главное – обеспечить школы теплом. В остальном я полагаюсь на учителей”

Мы беседуем с начальником управления образования Калининского района Тверской области

15 декабря
В городе Щекино Тульской области из-за низкой температуры в школах и квартирах заболели 1600 школьников. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье “халатность”.
18 января
В школах № 3 и 5 города Кызыла из-за несоблюдения температурного режима приостановлены занятия. При городском штабе ГО и ЧС создана специальная группа, которая должна решить проблемы с отоплением учреждений образования.
19 января
В городе Корсакове Сахалинской области закрыты три школы и четыре детских сада. Обнаружились неполадки в новом котле центральной районной котельной.
26 января
В Алтайском крае закрыты все школы города Рубцовска. Причины – проблемы городской ТЭЦ: устаревшее оборудование, некачественный уголь.
5 февраля
Уже месяц нет тепла в Олемской школе, расположенной в Архангельской области. В местной котельной закончились дрова, а привезти их не могут из-за отсутствия техники. Сейчас на дрова для котельной стали разбирать бесхозное здание старой школы...

– Как получается: деньги платятся за тепло, которого фактически нет? Нельзя ли их перебросить на тот же ремонт батарей? Или это слишком разные статьи расходов?
– Если не заплатить ЖКХ, оно развалится окончательно. Это взаимосвязанные вещи.
Ситуация какая, допустим, по Орше. Торфопредприятие тянуло на себе весь соцкультбыт. Потом обанкротилось, вступило в процедуру банкротства. Передало на муниципальные плечи весь жилой фонд, котельную… Котельная в каком виде – можно только догадываться. Износ 100%, ей уж, наверное, лет 30.
И если сейчас не платить, как население… Это понятно – если не оказана услуга, за нее не надо платить. Только таким образом мы просто развалим окончательно ЖКХ. И уже никакого ремонта не будет вообще.
Здесь Галина Васильевна, кланяюсь ей в ноги, сохранила школу. Такое огромное здание могли потерять. Восстановить все очень сложно. По Суховеркову у меня только остается надежда. Конечно, в школе мы справимся, дадут нам со всех муниципальных предприятий бригады, все, что есть в районе… Но надо, чтобы вода дошла до школы. Давление должно быть мощное – а насосы старые, сети старые… Они будут рваться.
Вот это все сейчас – проблема номер один. Не обучение и воспитание, а жизнеобеспечение школ.
– У вас три проблемные школы в районе? Или больше?
– Главная проблема в нашем районе – это наша сеть, как это ни печально. Огромная сеть. 22 средние, 7 основных. 16 филиалов средних школ – это начальные школы, которые тоже надо отапливать, ухаживать. 14 муниципальных дошкольных учреждений и 10 ведомственных садов. Масса нерешенных хозяйственных проблем.
Мы удерживаем сеть – ведь для каждого конкретного поселка закрытие школы будет катастрофой. А в остальном я полагаюсь на учителей.
– У вас уже есть опыт перевода школ на автономное отопление?
– У нас уже три школы на газе – Славновская основная, Щербининская основная, Большеборковская средняя. Там, где наши котельные автономны, нам проще. А там, где котельные муниципальные или ведомственные – там сразу проблемы.
Еще мы сделали ремонт трех котельных – твердое топливо – Черногубово, Гордино и Тургиново – построили газовую в Езвино и в Борках, в этом году в Рождествено отремонтировали и построили скважину, химводоочистку установили…
– Получается, что вы постепенно переводите школы на тепловое самообеспечение?
– Мы топить ничего не будем. Только свое здание. Конечно, это звучит не очень красиво по отношению к людям, которые там живут, но…
Правда, автономное отопление не везде реально. Суховерково, Орша... Такие огромные здания, такая кубатура помещений… А маленькие школки, 1–2-этажные, где нет инфраструктуры вокруг, нужно переводить на автономное отопление.
Конечно, у управления образования появляется головная боль. Котельные нужно обслуживать, ремонтировать своевременно. Но зато мы процентов на 80 гарантированы от таких проблем, как в Орше или Суховеркове.
Там, где есть котельные, у нас есть и ставки кочегаров, зольщиков – если твердое топливо, и операторов. Весь этот техперсонал субвенциально финансируется из регионального бюджета.
А вообще… Если бы на уровне страны какое-то решение было принято по отоплению школ…
– А вы не боитесь, что тогда по федеральной программе “Школьная котельная” во все школы будут присылаться одинаковые котлы, батареи, трубы?
– Такое очень даже может быть. У нас уже был такой опыт: что прислали, то и бери. Это касается и средств пожарной безопасности, и спортинвентаря.
– Деньги на все ремонты вам приходится с других статей снимать?
– Все, что касается капитального строительства, это все на муниципальном бюджете. Сейчас полегче стало – зарплата ушла на региональный уровень. И содержание зданий. Но все равно – муниципальные образования, которые имеют густую образовательную сеть, просто не в силах решить все эти проблемы.
Вот, например: водоснабжение у нас зависит от ведомственных предприятий. А им не нужны эти водонапорные башни сейчас. Если гибнет сельскохозяйственное предприятие, школа остается без источника питьевой воды. Что делать?
– А какой-то реальный эффект, отдачу от реформ в образовании вы видите? Вам жизнь облегчают или усложняют?
– Мы очень опасаемся подушевого финансирования. Оно приведет к тому, что многие наши сельские школы просто закроются. У нас огромные здания, огромные площади, которые надо отапливать, освещать, а детей все меньше и меньше. А коэффициенты – очень скользкий вопрос. У нас есть школа в поселке Восток, основная. Здание большое, а детей всего 18. Если мы ее закроем, то мы этот Восток, где практически уже ничего нет, оставим без света в окошке. Эти дети, которые сейчас посещают школу, останутся дома. Часть из них в другие школы не поедут.
– Почему?
– А потому, что некоторым из них нечего надеть. Эти проблемы остаются за бортом. Но они есть.
– А вас подушевое финансирование уже коснулось? Решение ведь еще не принято…
– Мы боимся, что оно будет принято без учета местных условий. Все решения в образовании надо принимать крайне осторожно. Эффект ошибки может проявиться лишь через несколько лет. Но он будет катастрофическим.
Поэтому, может быть, лучше оставить все как есть. Наша задача сейчас, повторюсь, – держать школьную сеть. Своя школа должна быть у каждого ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru