НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ
Страна умирающих рыцарей
Неюбилейное послесловие к 100-летию
Аркадия Гайдара
“Кто же такой, по-вашему, я?”
“Два
раза приходил ко мне человек в военной форме…
Все рассказал я ему про свою жизнь, по порядку,
ничего не утаивая. Иногда он просто слушал,
иногда что-то записывал.
Однажды я спросил у него, кто такой был Юрка.
– Юрка?.. Это был мелкий мошенник.
– А старик Яков?
– Он был не старик, а просто старый бандит.
– А он… Ну, который дядя?
– Шпион, – коротко ответил военный.
– Чей?
Человек усмехнулся. Он не ответил ничего,
затянулся дымом из своей кривой трубки, сплюнул
на траву и неторопливо показал рукой в ту
сторону, куда плавно опускалось сейчас багровое
вечернее солнце.
– Ну, вот видишь? Так со ступеньки на ступеньку, и
вот наконец до кого ты добрался. Теперь тебе все
ясно?
Это меня задело.
– Добрался! Так кто же такой, по-вашему, я?”
В этой пространной цитате есть для любого – от 30
до 70 – человека, прожившего свои от 7 до 70 в
пространстве экс-СССР, три ключевых слова:
“Яков”, “дядя” и “шпион”. (Для искушенных
читателей – еще два слова: “старик” и “кривая
трубка”.)
Да, это потрясавшая воображение всякого
советского ребенка – автора этих строк в том
числе – развязка великого пионерского боевика
“Судьба барабанщика”.
Все и всяческие маски сорваны, остался лишь
ключевой вопрос Барабанщика: “Кто такой я?”
Слово “боевик” выглядит
безусловным анахронизмом, но чуть позже
объяснимся. А вот великой я называю эту книгу без
кавычек, без концептуалистско-иронической
издевки и без пафосно-юбилейной гиперболизации.
Всего этого и многого другого на долю имени
“Гайдар” за прошедшие лет 70 выпало с лихвой.
2000-е все расставили по местам.
По крайней мере ясно: один том Гайдара с
хрестоматийными вещами стоит тысячи других, тоже
написанных как бы для детей.
“Как бы” – потому что одна из многочисленных
загадок в судьбе Гайдара связана с его приходом в
детскую литературу. Эту тему деликатно обходили
все из известных мне мемуаристов, обошли ее и в
нынешних юбилейных публикациях и передачах.
Между тем в вопросе о Детстве кроется Великая
Гайдаровская Тайна. Тайна
чингачгуковско-тамерлановская,
монтигомо-ястребино-кибальчишовая… Чтобы
подбавить анахронизмов: интер-бойскаутская,
тинейджерская Тайна – Тайна на все времена.
А с именем Гайдара и связаны уже века.
Век “Библиотеки приключений” и Век XX.
“Снились убитые мной в детстве люди”
Прочитав эту фразу впервые, я не поверил,
что это Гайдар. Слишком уж говорящим был контекст
– “радиопередача” о Гайдаре “Полет над гнездом
врага” в “Жизни насекомых” Пелевина.
Шел 1993-й, когда квитаться с замшелой советской
идеологией еще считалось хорошим тоном. Но в этом
случае Пелевин попал в болевую и актуальную
точку. Реформы внука писателя – Е.Т.Гайдара –
были, мягко говоря, непопулярны, а посему многое
припомнили и деду. Особо – то, на что в его
бронзово-сусально-глянцевых биографиях было
наложено безусловное табу.
Однако, как ни относись к самому Пелевину и его
расправе с другими советскими мифами в “Омон
Ра” или “Чапаеве и Пустоте”, в своей пародии на
структуралистско-психоаналитический разбор
“жизни и творчества Гайдара” он – ернически и
жестоко (а по-другому и не умеет) – первым сказал
о трагедии автора “Судьбы барабанщика”, о
судьбе мальчика-убийцы.
Потом я встречал фразу “Снились убитые мной
люди” у авторов, не собиравшихся глумиться над
памятью писателя. Только неизменно пропускавших
“в детстве”. В конце концов я нашел ее в
“Дневнике” Гайдара.
Считается, что после Гражданской у нас не было
потерянного поколения вернувшихся с войны.
Все всё строили.
А потому не было и не могло быть советских “Трех
товарищей” или “Прощай, оружие!”.
Победители не могли “потеряться”.
Единственную – и, возможно, одну из самых честных
своих книг – повесть о так называемом военном
синдроме написал в 20-х человек, отродясь не
воевавший.
Алексей Толстой, “Гадюка”. На мой взгляд, это
одно из лучших произведений о войне и мире в XX
веке.
Между тем синдромом, который в череде травм
столетия оборачивался то “вьетнамским”, то
“афганским”, ныне – “чеченским”, страдали даже
такие триумфаторы, как Фадеев и Шолохов. Оба
могли писать только о войне. Чем оба кончили –
известно. Страдал “хакасским синдромом” (хотя
он прошел все: от Украины до Урала) и Гайдар, у
которого война дышит даже в самых мирных вещах.
Даже в безусловном шедевре – “Голубой чашке”.
ОТСТУПЛЕНИЕ № 1
Наши деды – ратные победы
Если бы автор “Школы” родился лет на 10
позже, он был бы ровесником моему деду –
Ростиславу Александровичу Цветову. И не просто
ровесником, а “со-классником”.
П.И.Голиков был школьным учителем из крестьян.
Мама Гайдара – Наталья Аркадьевна – дворянка из
захудалого рода.
Прадед и прабабушка автора этих строк – школьный
учитель из крестьян и дворянка из захудалого
вологодского рода, ушедшая в сельские учителки.
Собственно, на этом сходство кончается.
Мой прадед – Александр Андреевич Цветов – после
юрфака МГУ закончил курсы и ушел на фронт военным
инженером. Прабабушка осталась с детьми. Младшая
дочь, младенец, умерла в 19-м. Революцию мои предки
не приняли и в партию не вступили. Но – выжили,
вырастили внуков и правнуков. Иначе не читали бы
вы эти строки.
Родители Гайдара приняли революцию, вступили в
партию, а Н.А.Салькова, проклятая отцом за брак с
крестьянином и умершая в Средней Азии, куда
попала по заданию партии, даже благословила сына
на борьбу с “режимом”.
Есть и другие параллели. Моего деда, прошедшего
битвы за Москву, Курскую дугу, потом – за Европу,
контуженного, неоднократно раненного, и Аркадия
Голикова, контуженного, неоднократно раненного
комполка, списанного из армии в 20 лет из-за
травматического невроза, роднило и угрюмое
нежелание говорить о войне.
А если все же вспоминали: Гайдар – о Гражданской,
мой дед – уже в старости – о Великой
Отечественной, – то оба начинали пить.
Дед не дожил месяца до своего 80-летия и двух
месяцев до 50-го Дня Победы – единственного
праздника, который был для него безусловно свят.
Ненавидел советские фильмы про Великую
Отечественную: “Все это – вранье”. Из книг верил
только документальным – мемуарам Жукова и
Рокоссовского. О его потерянном, оболганном и
обманутом поколении вернувшихся в 45-м
победителей сказано очень мало правды. А теперь и
некому сказать.
Если завтра война
Гайдар немного написал о самой
Гражданской. Первая повесть “В дни поражений и
побед”, опубликованная под подлинной фамилией
Голиков, откровенно слабая. Как и рассказы тех
лет. Еще были “РВС” и “Школа”, сыгравшие
роковую роль в его судьбе как писателя, и
загадочный, незаконченный “Бумбараш”. Возможно,
именно в этой книге Гайдар и хотел сказать ВСЮ
правду, только не для правды было время: 30-е.
Сказал скоморошеский фильм-мюзикл, трагифарс с
Бумбарашем-Золотухиным, который спасло в 1970-х
лишь телеведомство, воевавшее с киноведомством
из-за аудитории (считалась меньшей, слово
“рейтинг” было не в ходу).
Однако и “Военная тайна”, и “Судьба
барабанщика”, и “Тимур” – тоже нескончаемая
война с бесчисленными врагами. Причем воюют в
основном дети. Дети стреляют, и их убивают.
Только об одном убитом мальчике Гайдар не
дописал книгу – о Павлике Морозове. Повесть
“Синие звезды” заказал и уже начал печатать
“Пионер”. Гайдара командировали в село, он
присылал новые главы с мест событий, а потом
отправил телеграмму об авансе… Увидел, что на
самом деле происходило в деревне начала 33-го,
откуда все кулаки давно были сосланы: “…Посев
сахарной свеклы закончить в течение восьми дней.
Обеспечить привлечение к севу свеклы не только
всех лошадей, но все годное к работе поголовье
коров” (из приказа начальника политотдела
Ивнянского МТС).
«Очевидно, “Синие звезды” должны быть закрыты
тучами», – записал Гайдар в дневнике, а в
“Пионер” прислал последнее письмо: “И, вообще,
никаких кулацко-вредительских сенсаций.
Довольно плакать! Это пусть Гитлер плачет…”
Аванс был истрачен как надо.
Повесть не дописана.
Списанный победитель
После истории со “Звездами” его решили
списать в полк детских писателей: приблизился
Первый съезд советских писателей, где всех
рассадили по чинам. И вообще, несмотря на славу
Гайдара, относились к бывшему комполка очень
осторожно.
Ни в одном своем произведении Аркадий Петрович
НИ РАЗУ не упомянул Сталина. А публикация
“Судьбы барабанщика”, начатая сразу двумя
изданиями, была тут же и приостановлена. Издали
повесть лишь через два года – в 1939-м.
В первоначальных вариантах “Судьбы” отец
Сережи – главного героя – был арестован вовсе не
за растрату, а за политику. По сути, это ПЕРВАЯ И
ЕДИНСТВЕННАЯ книга о репрессиях, опубликованная
при лучшем друге всех детей и физкультурников. И
для детей.
В 37-м арестовали первую жену Гайдара –
Л.Соломянскую, выпустили в 40-м, когда “признали
ошибки” Ежова. Сын Тимур спросил у отца: “А
Блюхера-то за что арестовали?” Тот неловко
отговорился, что, наверное, у экс-маршала были
стратегические ошибки на Дальнем Востоке.
Почему не репрессировали экс-полковника Гайдара?
Да, наверное, потому, что лучшим другом детей был
именно он. И это начальство понимало, а потому
прощало и запои, и многое другое.
А расстрелять его могли еще в годы мальчишеского
командирства, которое стало легендарно-избитым
штампом: “Гайдар в твои годы…” Теперь хочется
добавить: “Уже людей расстреливал”.
Из груды “разоблачительных” материалов до сих
пор трудно выудить истину. По официальным
источникам, комполка А.Голиков был комиссован
из-за контузии. По другим (появившимся уже во
время премьерства внука) – из-за творимого им в
Хакасии 1924-го кроваво-красного террора.
Расстреливал всех причастных к банде атамана
Соловьева, не жалея детей, женщин, стариков.
Самого Соловьева упустил – потому и зверствовал.
В мифотворческом фильме “Конец императора
тайги” комполка Голиков упускает главаря,
потому что уцелевший Соловьев несет через горную
речку в коробе на спине ребеночка…
Самая правдивая версия гласит, что начальник ЧОН
(части особого назначения) А.П.Голиков был
исключен из членов ВКП (б) и едва не расстрелян,
так как пустил в расход пятерых пленных.
Мотивировка 20-летнего полковника: не было бойцов
для конвоирования бандитов. Двоим удалось
бежать. Грозил трибунал. Спасло медицинское
заключение: “Истощение нервной системы в
тяжелой форме на почве контузии, с
функциональным расстройством и аритмией
сердечной деятельности”. Диагноз –
травматический невроз.
Едва ли мы узнаем истину о ратном деле
А.П.Голикова. По крайней мере в годину народного
негодования на премьер-министра Егора Гайдара,
по сути спасшего в 1990-е страну, когда ропот
оборотился и на его деда, всплыли воспоминания
других внуков.
ОТСТУПЛЕНИЕ № 2
Сын за отца шагает впереди
Сознаюсь: кроме нудно-добросовестного
хождения на выборы мое участие в Большой
Политике аналогично бестолковым метаниям
доктора Гаспара Арнери в “Трех толстяках”.
Причем сочувствующий интеллигент у Олеши сделал
куда больше: перекрасил беглого Тибула в негра и
нелегально провез революционную девочку Суок во
дворец.
Ваш покорный в ночь с 3-го на 4 октября 1993-го, вняв
телепризыву Егора Гайдара и телефонному созыву
своих друзей, закаленных армией и августом 91-го,
не сделал ничего. Только смело пошел оборонять
радио “Эхо Москвы”.
“Эхо” тогда размещалось на Никольской.
Ждали штурма. Остервенелые немолодые
интеллигенты метались по подземному переходу к
“Площади Революции” со стройматериалами. Более
задумчивые жгли костры из ГУМовских коробок,
благо милиция разом испарилась.
Пометавшийся с доской и успокоенный наконец
закаленными друзьями, я остановился у ГУМовского
костра погреться. Рядом грелся грустный поэт
Сергей Гандлевский. Вспомнилось о Блоке в схожей
ситуации.
Опознав Гандлевского, я не решился произнесть
вслух его: “Отечество. Предание. Геройство…”,
зато именно за хорошую зрительную память меня
тут же поставили на опознание возле входа в
“Эхо”. Типа матроса в Смольном.
Вскоре после опознания Явлинского я долго
доказывал настоящим охранникам – людям
недюжинно-закаленным, что невысокий пожилой
человек в форме – это контр-адмирал Гайдар.
Только с именем-отчеством, взволнованный,
запутался и назвал Тимура Аркадьевича Егором
Тимуровичем.
Адмирал не обиделся, улыбнулся, его пропустили, и
он сказал краткую успокоительную речь.
Трансляция шла и на Никольскую.
Перед зябким рассветом стало ясно, что
штурмовать “Эхо” некому – силы макашовцев ушли
на бомбежку “Останкино”.
По-нострадамусски пророческий “93-й год” Гюго я
перечел неделей позже, когда Белый дом еще был
черным.
Он и остался таким на картинке моего пятилетнего
сына, смотревшего с бабушкой и дедом трансляцию
CNN. “Рисуют мальчики войну”, – с нежной
пошлостью пелось на советской эстраде задолго до
этого…
Мальчики в нее еще и играют.
Не знаю, как сейчас. Раньше играли вовсю.
Между Дунканом и Тамерланом
Опасные игры
Аркаша Голиков из Арзамаса любил
романтиков. Тех, что читают на ночь: Гофмана и
особо Гоголя. Любил Марка Твена: так родился
первый побег из дома в 10 лет – на войну – и второй
в мировой литературе Гек. Вместе с
Чуком-Чинганчгуком.
Но больше Купера и Гофмана аукнулся в судьбе
Гайдара-Голикова Жюль Верн.
18-летний командир – это почти 15-летний капитан. А
имя яхты из “Детей капитана Гранта” чуть не было
присвоено главному герою Гайдара.
Представьте только: “Дункан и его команда”.
А что? Неплохо. Только для 1940-го очень уж
космополитично, да и тень босоножки Айседоры
скользит в балетно-романтическом флере… Но и
другие странные имена-клички: перифраз
Кибальчича в Кибальчише, и совсем уж цирковой
Бумбараш – писатель Гайдар был родом из
“Библиотеки приключений”. Он и начинал с
авантюрно-революционных повестей: их сейчас
крайне интересно перечитывать – “Жизнь ни во
что” (почти “Жизнь взаймы” “потерянного”
Ремарка), “Лесные братья”, “Тайна горы”,
“Всадники (поначалу – “Рыцари”, привет
В.Скотту) неприступных гор”.
Жанр – истерн (по аналогии с вестерном), автору –
немного за 20. Причем учили его в Питере письму
экс-“Серапионовы братья”: Федин и Слонимский,
сейчас надежно и верно забытые.
В книге “Голиков Аркадий из Арзамаса”, изданной
в 1988-м, когда уже можно было добавить чуть-чуть
правды к сусальным биографиям отца,
контр-адмирал Тимур Аркадьевич постарался
успеть сказать о многом.
И о разгадке псевдонима: Г – Голиков, АЙ –
АркадиЙ, ДАР – д’Ар – из Арзамаса – типа
д’Артаньян. Гайдар обожал шифры, тайны.
Там же сказано о происхождении легендарного
имени Главного Героя: в 1920-х Гайдар видел
Мавзолей Тамерлана. А лидером он хотел быть
всегда. И до поры был им.
14-летнего Голикова взяли в Красную Армию “после
некоторых колебаний”. И уже без оных поставили
18-летнего мальчишку во главе четырехтысячного
полка.
Душу жгли расстрелы и спирт.
Не сгорела. И спустя 20 лет он написал свой
идеальный автопортрет: мальчика Тимура. Каким он
мог бы быть. Каким – счастливым и сильным –
глядит с фото.
Еще одно странное совпадение – звуковая
ассоциация. В 1919-м в 17 лет начал воевать другой
мальчик-романтик, ровно на год старше Аркаши
Голикова. Только он-то ушел в Добровольческую
армию и мог столкнуться в бою со своим “красным”
ровесником из Арзамаса. Потом эмигрировал из
Крыма с остатками армии Врангеля в Париж, где
довелось побывать чернорабочим и таксистом, пока
не стал писателем. В конце 40-х вышел роман Гайто
Газданова “Призрак Александра Вольфа” о
людях-призраках, обожженных Гражданской. Мистика
сопутствовала его прозе, как и романтика
подростковой игры в тайну – Гайдару.
Но Гайто был побежденным, а потому – из
потерянного поколения. Его книги появились на
родине в те годы, когда постепенно, но неуклонно
стали падать тиражи неактуального, а ныне и вовсе
опального Гайдара.
Тем более удивительно, что опале в 1940-м он чуть не
был подвергнут за самую культовую книгу. После
“Синих звезд” и опасной “Судьбы барабанщика”
советские цензоры справедливо усмотрели в
осененном красными звездами “Тимуре” попытку
инициировать организацию, альтернативную
пионерской. (В цензорах-душителях у нас не всегда
дураки ходили. Случались Аксаков, Тютчев,
Гончаров.) “Тимур” – типично бойскаутская
штука, хотя Гайдар едва ли о таком империализме
вообще думал.
Кто знает?
“Тимур” вышел в 1940-м, в июне 41-го Гайдар за 12 дней
написал пропагандистскую “Клятву Тимура” и –
несмотря на медицинско-политическое отлучение
от армии – исхитрился проникнуть в ряды военных
журналистов.
И сразу погиб.
Иначе, хочется верить, не допустил бы того, что
сделали очень скоро и с его именем, и с именем его
альтер эго – властного мальчика Тимура.
Мальчика-старика.
ОТСТУПЛЕНИЕ № 3
Музей
Тимуровское движение стало анекдотом
уже в мои школьные годы, в 70-х. Возможно, и раньше.
Наша школа шефствовала над революционными
чехами, оставшимися в России: самых истых
тимуровцев, вовремя вступивших в комсомол,
изредка вывозили в Чехословакию. Что в контексте
не очень далеко отстоявшего 1968-го, думаю теперь,
было не очень-то и безопасно.
Но и революционеров в Москве оставалось немного.
Раз в недели две мы по графику тащились (по двое)
на Таганку, к малоподвижной милой старушке,
нуждавшейся в элементарном общении. О еде и
прочем заботился собес. А мы, 13-летние
“тимуровцы”–1978, должны были рассказывать о
своих “пятерках” и слушать ее добросовестные
рассказы. Это было нелегким испытанием. Мы с
напарником Колей съездили всего два раза. Этого
хватило, но старушка была подлинной
революционеркой: звонила в школу и стучала на
всех являвшихся и неявлявшихся. В подробностях.
Потом начались подлинные скандалы: более
раскованные “шефы” устроили беспредел: КУРИЛИ!
(Подозреваю большее.) Шефские поездки вскоре
прекратились.
Второй раз в схватку с метафизическим Тамерланом
я вступил, работая в школе. Теперь уж я сам был
надзирателем: возил подвластных детей в районный
Дом пионеров, где располагался мини-музей
Аркадия Петровича.
Его хранительницу – пионерку 20-х, Надежду
Леонидовну Лебединскую, со стрижкой 30-х, седую с
тех же пор, беззубую, остервенелую, но с горящими
голубыми глазами, теперь вспоминаю с нежностью.
Тогда – ненавидел. И ее, и Аркадия Петровича,
обязательного по программе. И ей, и Гайдару
оставались верны самые мудрые – двое-трое, уже
тогда знавшие, кто обманывает, а кто просто
заблудился.
Как в “Судьбе барабанщика”.
Сон о камне
В “Сказке о потерянном времени” Шварца
действуют мальчики и девочки, оборотившиеся
смешными старичками и старушками, потому что
теряли драгоценное время. И гадкие дети-колдуны,
укравшие их возраст. Сказки-послания Шварца,
по-моему, так никто до сих пор и не расшифровал.
Пользуются азбукой Морзе, а там какой-то другой
шифр.
Как и у Гайдара.
Он тоже не собирался стать детским писателем.
Подлинник “РВС” – “Реввоенсовет” –
начинается не очень-то по-детски: “Кругом было
тихо и пусто. Раньше иногда здесь подымался
дымок, когда к празднику мужики варили тайком
самогонку, но теперь уже перестали прятаться и
производство самогонки перенесли прямо в
деревню”.
Но главными героями “РВС” были дети, и повесть
(уделанная редактурой до рассказа) стала для
Гайдара “путевкой” в детскую литературу и –
индульгенцией на 15 лет.
Ни Твен с Верном, ни Купер с Эмаром не метили на
полки детских библиотек. Или оставались вечными
подростками. Обожженными войной – случаи
Киплинга и Гайдара.
“– Скажи, — попросила она тихо, – старики
говорят, что когда человек погибнет, то после
смерти он улетает в далекую страну звезд. Скажи,
когда я умру, я встречу там Рума?
И, так как здесь был не диспут о загробной жизни…
я твердо солгал ей:
– Да, встретитесь.
(…)
Далекий сон – страна умирающих рыцарей, страна
железных кольчуг и каменных замков – этот сон
уплыл прочь”.
Во многих строках Гайдар взлетает до высот
Экзюпери, которому тоже посчастливилось не
дожить до “юношеской старости”.
Играет старика брат Тимура, встречают старика с
кривой трубкой папа с дочкой в
иллюзорно-идиллической “Голубой чашке”, ради
старика тащит на гору мальчик камень в
одноименной сказке.
Разбей горячий камень – переменишь жизнь,
станешь молодым. Но так или иначе – душу продашь.
Гайдар выбрал другое – по губернскому учителю
Тетерникову, ставшему впоследствии Ф.Сологубом:
Бросишь камень, станешь волен и умрешь.
Это и есть обретение бессмертия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|