ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
За долгие годы учебы в школе у ребенка
вырабатывается определенная стратегия
поведения, способы взаимодействия с внешним
миром, преодоления трудностей, складывается
определенное представление о себе, о своих
возможностях и перспективах. Эта жизненная
стратегия строится во многом под влиянием
педагогов, их требований, их одобрения или
порицания. Какие же качества мы развиваем в наших
учениках и как школьное прошлое влияет на выбор
профессии, карьерные успехи и семейное
благополучие? Солидное исследование ученого и
личный опыт отдельных выпускников, которые
спустя несколько лет оценивают свою школьную
жизнь, – их выводы не во всем совпадают. Ясно одно
– школа действительно может коренным образом
изменить жизнь ребенка. Хотелось бы к лучшему.
Дмитрий КОЗИН,
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Отличники и троечники: от детства
до взрослости
Ученый-социолог Дмитрий Козин
исследовал зависимость между школьной
успеваемостью и успехом в жизни
Двадцать лет спустя
Часто родители говорят детям (и сами
искренне верят), что если учиться на пятерки, то
станешь “большим человеком”, а если на двойки,
то одна дорога – в дворники.
Дмитрий Козин опросил, протестировал различными
методами сотни людей – и тех, кто окончил школу
десять–двадцать лет назад, и недавних
выпускников. Стремясь избежать субъективности,
он беседовал с родственниками, учителями,
друзьями испытуемых. Собрав внушительный банк
данных, Дмитрий Козин установил, что разница в
психодиагностических показателях отличников и
троечников при сравнительном анализе достаточно
существенна и, главное, устойчива. Это различие
выпускники сохраняют на протяжении длительного
времени после окончания школы.
Мальчики отличаются от девочек
Мальчики и девочки по-разному реагируют
на школьные успехи. У женщин деление на отличниц
и троечниц в основном совпадает с делением на
рациональный и эмоциональный тип личности.
Девушки-отличницы добиваются первенства, как
правило, за счет прекрасных интеллектуальных
способностей. У троечниц плохие отметки чаще
связаны с недостаточно развитой памятью,
медлительностью, недостатками логического
мышления.
У юношей-троечников на оценки сильно влияет
строптивый непоседливый характер, нежелание
выполнять неинтересную работу. Зато в личностно
значимой ситуации ребята способны реализовать
весь имеющийся потенциал и достичь больших
успехов.
Высокие результаты отличниц, их стремление быть
первыми обусловлены не в последнюю очередь тем,
что им хочется быть в центре внимания, хочется,
чтобы ими восхищались, и в этом смысле учеба
выступает как средство самоутверждения. Юноши
более равнодушны к тому, как выглядят со стороны.
Отличницы выделяются своим прилежанием,
упорством, высокой ответственностью. Отличники
более беспечны, зато личностно сильнее,
эмоционально более устойчивы, склонны
доминировать в межличностных взаимоотношениях.
У отличниц выше моральная нормативность, для них
долг не абстрактное понятие, а конкретная
жизненная установка. Они привыкли жить теми
нормами, которые им внушили еще в школе, и почти
не позволяют себе переступить через
общепринятое. Им требуются серьезные усилия,
чтобы постоянно контролировать свои
эмоциональные реакции. Поэтому уровень
тревожности у них гораздо выше, чем у отличников,
более естественных и свободных в своем
поведении.
У троечниц жестких нормативных ограничений
практически нет. А уровень тревожности при этом
– максимальный. У них меньше способностей,
внутренних ресурсов, им приходится напрягать все
силы для достижения успеха как в школе, так и в
жизни.
Троечницы – своеобразные личности, обладающие
непростым внутренним миром, несколько ушедшие в
себя и поэтому достаточно оригинальные во
взглядах на окружающих и требующие особого
подхода для понимания. Привыкнув длительное
время быть на обочине общественного внимания,
привыкнув быть хуже всех, не получая должного
признания в детстве, девочки с годами
вырабатывают у себя привычку казаться значимыми,
важными, активными в системе межличностных
отношений. Часто они добиваются этого за счет
личностных качеств, которые обеспечивают не
столько успех деятельности, сколько внешний
эффект.
Вообще те, у кого в детстве был низкий статус в
коллективе, накапливают потребность в
самореализации, в качестве компенсации
стремятся рывком занять более высокое
социальное положение. И путем гигантского
напряжения нередко добиваются невиданных
успехов. Однако для этого необходимы по меньшей
мере три условия: сила личности (у троечников с
этим проблемы), общительность (с этим проблем нет)
и огромное желание достичь большего –
оптимальная мотивация для карьерного роста.
Важнейшее для карьеры качество – уверенность в
себе. Во многом это врожденный показатель, но
кое-что зависит и от школы. Гордость учителей –
мальчик-отличник, естественно, чувствует себя
максимально уверенно. И в школе, и в жизни. Чуть
менее уверены в себе бывшие мальчики-троечники.
Их много ругали, но они, к счастью, все пропускали
мимо ушей. Женщин-отличниц часто посещают
сомнения в успехе. Свои пятерки они привыкли
воспринимать как ответственность. Им нельзя
ошибиться – все смотрят на них. Необходимость
постоянно оправдывать чьи-то надежды – учителей,
родителей, одноклассников – это большая
нагрузка на психику. Самые неуверенные –
девушки-троечницы. Они же самые недоверчивые.
Мужчины-отличники более продуманно подходят к
решению основных жизненных вопросов: к выбору
профессии, созданию семьи. Привыкнув к
постоянному успеху, стабильности, они с трудом
отказываются от задуманного, болезненно
переживают поражения. Мужчины-троечники ведут
себя более ситуативно, поэтому и неудачи,
разочарования, несбывшиеся мечты переносят
легче. Однако степень адаптивности к окружающему
миру, как показало исследование, в целом выше у
отличников: уровень дохода, реалистичность
планов.
Женщины-отличницы чаще остаются незамужними или
разведенными. У них высокая самооценка, они очень
требовательны к людям – в школе они могли себя
так вести благодаря пятеркам. В семье не так
важно, хорошо ли ты умеешь писать диктанты.
Важнее уметь приспособиться, учесть желания
партнера. Троечницам это удается куда лучше.
Девушки способны учиться отлично без
присутствия мужчин. Они даже склонны к
самоизоляции. Напротив, юноши лучше учатся, если
в группе есть несколько девушек. Без женского
внимания им скучно. Самая эффективная для них
группа та, куда входят девушки со средней
успеваемостью. Отличницы чересчур подавляют, не
дают развернуться.
Выбор стратегии
Отличники в среднем выбирают профессию
намного раньше троечников. Часто семья оказывает
серьезное влияние на их решение. Троечники
выбирают свой жизненный путь более ситуативно,
но и более самостоятельно.
Если троечник поступает в один вуз с отличником,
у него, как правило, меньше разочарований. Он
часто резко прибавляет в успеваемости. Троечники
привыкли общаться с разными людьми, побывали в
разных жизненных ситуациях, поэтому в институте,
особенно если он далеко от дома, если жить
приходится в общежитии, ребята с богатым
социальным опытом значительно быстрее
приспосабливаются к новым условиям. Отличники,
тем более вырванные из семейной среды, долго и
непросто привыкают к незнакомой жизни. Проблемой
становится и потеря статуса, к которому
отличники привыкли в школе. В институте все
приходится начинать сначала, завоевывать
авторитет, доказывать свое преимущество.
Особенно остро эта проблема стоит в престижных
вузах, куда поступает много медалистов,
отличников. Лишь единицы из них умудряются
подтвердить статус. Основная масса переживает
серьезный кризис, а некоторые даже меняют
профессиональный выбор, бросая институт.
Отличники и троечники, по данным Козина,
придерживаются разных стратегий
профессиональной деятельности. Отличники чаще
становятся высококлассными
специалистами-предметниками, то есть теми
людьми, которые хорошо разбираются в
технологических процессах, явлениях, которыми
управляют, в тех задачах, которые им необходимо
решить. Отличники чаще выбирают
профессиональную деятельность типа
“человек-знак”, работу, связанную с
интеллектуальной деятельностью. Их стратегию
достижения успеха можно назвать стратегией
технологической, производственной
компетентности.
Бывшие троечники, вероятно, менее способны
охватить своим интеллектом, навыками, знаниями
суть управляемых ими процессов. Зато они более
точно улавливают систему межличностных
отношений, умеют “подстроиться” под разных
людей. Их стратегию можно назвать стратегией
компетентности в системе производственных
отношений и межличностного общения, стратегией
социальной конкурентности. Троечникам не
привыкать к преодолению всевозможных
конфликтов, они умеют привлечь лучших
специалистов к решению возникших проблем и
создать условия для успешной работы. Ведь в школе
им не раз приходилось выбирать, у кого надежнее
списать химию, а у кого алгебру и как всех этих
отличников вынудить на контрольной решать не
свой вариант, а твой, в котором ты сам ничего не
понимаешь, но сдавать-то надо. В условиях нашей
страны эта стратегия оказывается гораздо более
эффективной, чем предметная компетентность.
Правда, по статистике, отличникам легче овладеть
тонкостями общения, чем троечникам приобрести
предметную компетентность.
Жизнь без подробностей
У школьных отличников и троечников
наблюдается разная частота некоторых жизненных
событий. В частности, троечники статистически
чаще пережили факт непоступления с первого раза
в высшее учебное заведение. Каждый четвертый
троечник, достигший в жизни больших успехов,
пережил ряд поражений на начальном этапе
карьеры. Лишь 15% отличников испытали подобное.
Троечники обычно ссорятся с возлюбленными, с
начальством и коллегами. Отличники, как правило,
ссорятся с друзьями.
Несмотря на то что троечники лучше умеют
общаться, их круг общения шире и разнообразнее,
лишь 11% из них удовлетворены системой отношений в
своей микрогруппе. Среди отличников недовольных
5%, вдвое меньше. Они более тщательно выбирают
себе друзей. Так же осознанно подходят и к выбору
семейного партнера. Но им нелегко приспособиться
к случайным людям, незапланированным ситуациям.
С годами все труднее находить новых друзей. Их
высокая, порой завышенная, самооценка создает
немало проблем.
Троечники в десять раз чаще, чем отличники,
чувствуют себя одинокими, не имеют близких
друзей. Они как бы ожидают от окружающих более
низкой оценки себя как личности, и это мешает им
развернуться, проявить себя. 30% юношей-троечников
не могут найти себе девушку. Одиноких отличников
только 18%.
Отличники с годами чаще превращаются в
ипохондриков, а троечники склонны к истерии,
которая, возможно, служит психологическим
механизмом сокрытия внутренних проблем, их
вытеснения из своего сознания.
Бывшие школьные отличники и троечники по-разному
оценивают прожитую жизнь. 60% отличников считают,
что сумели реализовать себя. Среди троечников –
только 53%. И это несмотря на то, что в сделанной
выборке и троечники, и отличники достигли
примерно одинаковых социальных и
профессиональных успехов. По-видимому, низкие
школьные показатели на долгие годы
предопределили низкую самооценку вполне
взрослых состоявшихся людей.
За что тройка?
Отличники в основном похожи друг на
друга, довольно рациональны, умны. Троечники
гораздо более неоднородны. Среди них, кстати,
чаще встречается художественный тип личности,
эмоциональный, неуравновешенный. Именно это
является одной из причин их низкой успеваемости
в школе, где для достижения успеха необходим
рациональный подход. Однако школьная
успеваемость связана со многими факторами.
Только у трети троечников оказалось возможно
объяснить причины низкой успеваемости. Таких
причин выделили три. Первая – неблагоприятные
семейно-бытовые условия, низкий уровень
образования родителей. Вторая причина – слабые
интеллектуальные возможности. Третья причина –
определенные черты личности, повышенная
утомляемость, болезненность. Однако основная
масса (две трети!) троечников порождена влиянием
совершенно иных факторов, связанных с
неприспособленностью школьной системы к
индивидуальным особенностям детей, несмотря на
все благие намерения и заявления педагогов. В
неуспешных детях концентрируется огромная
нереализованная энергия, колоссальный
потенциал, который иногда приводит их на вершины
успеха (желание пробиться назло всем, доказать
тем, кто недооценил, – мощный двигатель), но
часто, к сожалению, становится внутренним
разрушителем личности.
И троечники, и отличники могут достичь высоких
результатов, если сумеют найти (создать для себя)
подходящие условия.
Поэтому так важно осуществлять профессиональный
отбор с учетом разных факторов, а не только суммы
усвоенной информации, к примеру, как это
происходит сейчас при поступлении в вуз по
результатам ЕГЭ.
Еще важнее самим выпускникам осознавать свои
сильные и слабые стороны, стремиться к
адекватной самооценке.
В любом случае и педагогам, и родителям, и
ученикам стоит задуматься над приведенными
фактами, над тем, что стоит за школьной оценкой,
как повлияет она на жизнь ребенка.
Себе подобные и с собой различные
Софья П., отделение истории ИФФ
РГГУ, 5-й курс:
– Может, и существует связь между успешностью
в школе и успешностью во взрослой жизни, но вряд
ли прямая. Все зависит от человека: если
поставлена цель усердно заниматься, чтобы потом
реализовать себя в избранной области, то связь
налицо, но может быть и по-другому: человеку
присущи не соприкасающиеся со школой интересы (карате,
например, или игра в какой-нибудь музыкальной
группе), он и дальше собирается им следовать,
соответственно скорее всего его успеваемость в
школе будет средней, а потом он получит черный
пояс или исколесит с концертами всю страну.
Смешно говорить, что школа готовит нас к жизни,
как будто школа и жизнь есть нечто, следующее
одно за другим. Школа дает информацию (не только
знания), которая в жизни может пригодиться, но к
жизни готовит лучше всего сама жизнь. Потому что
в школе нам передается чужой опыт, заключенный в
учебники, который не сравнится с собственным
опытом. Поэтому я бы не осуждала человека,
который предпочел уроку биологии прогулку по
лесу.
Из того, что в жизни пригодилось, я получила от
школы в первую очередь бесценный опыт общения с
себе подобными и с собой различными, знакомство с
интересными людьми. Некоторую психологическую
подготовку к взрослой жизни.
В школе учишься выкручиваться
Николай М., МАРХИ, 2-й курс:
– Очень редко кто может совместить успешность
в учебе с успешностью социальной – если и есть
такие люди, это скорее исключения. Чаще всего
хорошо учатся в школе те, у кого проблемы с
общением – им просто больше делать нечего. Над
ними чаще всего и издеваются в коллективе.
Хорошие оценки совершенно не являются
показателем знаний. В школе можно получать
нормальные оценки, если умеешь договориться с
учителем. Создается приблизительная модель
настоящей жизни: и в школе, и в жизни ты всегда
кому-то что-то должен. Учишься не столько учиться,
сколько выкручиваться. Привыкаешь к тому, что от
тебя постоянно что-то требуют.
В школе весело, а дома энергию девать некуда. По-моему,
школа на самом деле является принудительным
увеселением, и неплохим: под предлогом получения
никому не нужных знаний сверстников сгоняют
вместе, чтобы они общались и им было весело.
Любовь к предмету – это отношение к
учителю
Савва М., выпускник ИФФ РГГУ,
аспирант Института всеобщей истории РАН:
– К сожалению, меня в школе совершенно не
научили учиться. Никто не учил пользоваться
никакими источниками знаний, кроме учебников. Я
даже не подозревал, что существует научная
литература. В библиотеку впервые попал уже в
институте, а сейчас вся моя научная работа – это
чтение в библиотеках. В школе я вообще не знал,
что такое наука. Основную роль в моей жизни
сыграло самообразование.
Для чего в школе мы изучаем много предметов?
Чтобы выбрать свое, то, с чем свяжем свою жизнь. Но
разве те предметы, которые есть в школе, – такая
уж полная и репрезентативная картина? Да ничего
подобного! А любовь или нелюбовь к школьному
предмету почти всегда связаны с тем, нравится ли
учитель. В результате личность учителя
заставляет выбрать профессию на всю жизнь. Глупо.
По-моему, единственные полезные уроки в школе –
уроки физкультуры, и их должно быть гораздо
больше.
Я просто хотела получить пятерку…
Марфа Г., выпускница отделения
филологии ИФФ РГГУ:
– Мне кажется, что в моей жизни школа как раз не
выполнила своей главной задачи – не помогла
выбрать свой путь в жизни. Я не люблю сама
принимать решения, и если меня не направляют
внешние обстоятельства, то иду по пути
наименьшего сопротивления. В школе мне все
предметы давались легко, и я не могла выбрать, на
чем остановиться. В результате пошла учиться на
филфак, просто зная, что поступлю туда без усилий.
Оценки хорошие, мама довольна…
Когда у нас только началась литература, моя
первая четвертная оценка была четверка. Я очень
удивилась и спросила учительницу: разве я
занималась не на «пять»? Она сказала, что знания у
меня, конечно, на пятерку, «но как-то в сочинении
ты написала, что не любишь литературу». И боюсь,
что с тех пор я просто хотела получить эту
пятерку.
Бросили в воду и сказали: «Плывите»
Анастасия К., аспирантка
Института высших гуманитарных исследований РГГУ:
– Я училась в гуманитарном лицее, у нас были
хорошие учителя, многие из них преподавали и в
институтах, фактически уже в восьмом классе к нам
относились не как к школьникам, а как к студентам
– читали лекции, давали очень много материала
для самостоятельной работы, и формы контроля
знаний тоже были приближены к вузовским. Учиться
было интересно (кругозор расширился невероятно),
но и сложно: во-первых, информационная перегрузка,
работа не с учебником, а с научной литературой. Во-вторых,
не хватало времени, быстро появились проблемы со
всеми негуманитарными предметами, которые мы
считали для себя второстепенными. И в-третьих,
такой взрослый подход преподавателя требовал
серьезного самоконтроля, самодисциплины (нас не
спрашивали каждый день), на что в 13–15 лет никто не
способен. В результате наступает конец полугодия,
у нас сессия, к которой мы совсем не готовы.
Кажется, нас хотели научить учиться (по-моему, это
как раз и есть главная задача любой школы), но на
практике было похоже, что нас, не умевших плавать,
бросили в воду и сказали: «Плывите». В основном
все выплыли…
И вот вопрос успешности в послешкольной жизни:
для чего все это было? К поступлению в вузы нас
подготовили хорошо, весь класс поступил без
проблем. Учиться в вузе тоже оказалось просто.
Нашим однокурсникам из обычных школ
перестраиваться на студенческую систему
обучения было нелегко. Мы себя чувствовали
гораздо увереннее. Правда, так или иначе, все нас
догнали; и потом я думала: может быть, все должно
быть в свое время и нам тоже было бы гораздо проще
научиться этому на первом курсе, а не мучиться в
восьмом классе? И еще: учиться в институте было
легко, потому что мы всё уже знали – фактически
нам в лицее за четыре года дали вузовскую
программу по истории и по литературе. Какой же
смысл изучать это дважды? Ближе к старшим курсам
я узнала, что преподаватели нашего института
относятся к лицейским деткам с большим сомнением.
Один преподаватель сказал: «Выпускникам лицея
все легко дается, у них широкий кругозор (хотя
знания зачастую поверхностны), они считают себя
по меньшей мере гениальными, на лекциях им скучно,
и они на них не ходят. В результате к третьему
курсу отстают от ребят из обычных школ, которые
усердно занимаются, и либо бросают институт,
решив, что он им неинтересен – все интересное для
себя они открыли в лицее, – либо просто
доучиваются кое-как, выезжая за счет общей
подготовки и считая, что их не поняли, не оценили
их гениальность». Сейчас, уже закончив институт,
я думаю, что правильнее поступили те из моих
одноклассников, которые выбрали вузы и
факультеты максимально далекие от нашего
гуманитарного лицейского образования: раз это я
уже знаю, то теперь хочу узнать что-то новое.
Чтобы не идти по пути наименьшего сопротивления.
Во взрослой жизни оценок нет…
Дарья Г., выпускница отделения
религиоведения философского факультета МГУ:
– Связи между успешностью в школе и
успешностью во взрослой жизни нет. Если
успешность в школе – это оценки, то у меня,
например, в школе оценки были так себе, а в
университете – гораздо выше, хотя приходилось
сдавать и негуманитарные предметы, которые в
школе были для меня очень трудны (причем сдавала
я их исключительно своими силами). Потому что в
высшем образовании есть мотивация: мне надо – и я
учу.
А в неучебной жизни оценок нет. По каким
критериям сравнить успешность в школе с
успешностью во взрослой жизни? Что главное для
взрослого? Семья, деньги – что этому
соответствует в школе?
Что касается успешности в общении… Сейчас я
общаюсь с разными людьми, а в школьном коллективе
были вокруг всегда одни и те же люди. К тому же
школьный класс очень иерархичен, там человек
несвободен, ведь дети очень жестоки. Кого-то в
пятом классе обзовут Очкарик-в-попе-шарик, и так
он и будет ходить Очкариком до конца школы, и
ничего изменить уже не сможет, даже если будет
линзы носить. Я неоднократно видела, как
затюканные в школе мальчики и девочки меняют
окружение, и через несколько лет их не узнать –
они как будто расцветают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|