Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
МАСТЕРСКАЯ ОШИБОК 

Особо одаренные

Рассказ Ольги К., учительницы музыки

У нас гимназия сильная, дети все образованные, умные. Но так как школа у нас периферийная (а родители считают, что все лучшие школы находятся в центре), то детей наших периодически переводят в более престижные, по мнению родителей, школы. Поэтому классы у нас ежегодно обновляются где-то на треть.
Вот 7 “А”, в котором ну очень все умные, очень начитанные и взрослые. Музыка – это уже не для них. Это предмет для начальной школы. И они приходят ко мне на урок отдыхать или выполнять не сделанные дома уроки, бесконечно что-то списывая друг у друга. И как их сдвинуть с места?
И вот наконец получилось. Тема: музыкальный образ, прелюдия соль диез минор Рахманинова. У всех у них такое снисходительное отношение: ну что вы там еще расскажете про Рахманинова? И мне это, честно говоря, надоело.
Я открываю учебник 7 класса, беру текст – о сольминорной прелюдии, выбираю небольшой фрагмент. Говорю: значит, так, вот с этого абзаца до этого читайте и ищите слова, которые нам непонятны.
Ну как это для них могут быть непонятные слова? Они же все знают, естественно.
Я говорю: кто нашел непонятное, выписывайте его сами молча на доску. С последней парты лениво: а соль диез минор выписывать? Я спрашиваю: а ты знаешь, что это такое? Он мямлит: да не совсем, – не может признаться, что ему это выражение вообще непонятно. И хоть и вразвалочку, но к доске пошел – выписывать.
Ему с места: выпиши, мол, еще моросняк (от слова моросить). А он: иди сам и выписывай. Вот уже второй поплелся выписывать.
В итоге 6 – 7 слов на доске появились. Потом вдруг появляется слово хота. Но я-то знаю, что в заданном фрагменте этого слова нет!
Когда все непонятные слова были выписаны, начали выяснять их смысл. Естественно, в классе всегда есть кто-нибудь, кто знает, что такое соль диез минор и что такое моросняк. То есть я вообще ничего не говорила, ничего не объясняла. Они сами друг другу все, что нужно, рассказали.
Дошли до слова хота. Тут они меня спрашивают: откуда оно взялось, его в тексте нет? Я говорю: ничего не знаю – писали вы. Начали поиск слова хота. Все усиленно вгрызлись в учебник. Найти не могут.
Потом вдруг кто-то – видимо, особо одаренный! – выясняет, что оно абзацем выше! Вот оно в чем дело – кто-то лишний абзац прихватил! Тут все заодно проштудировали и этот абзац. Попутно выяснили, что же значит и это “незаконное” слово.
С урока они уходили уж такие довольные!
Довольной была и я. Все-таки они худо-бедно, но все до единого и в учебном тексте поковырялись, и с терминологией разобрались.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru