РЕЖИССУРА УРОКА
МАСТЕРСКАЯ ОШИБОК
Особо одаренные
Рассказ Ольги К., учительницы музыки
У нас гимназия сильная, дети все
образованные, умные. Но так как школа у нас
периферийная (а родители считают, что все лучшие
школы находятся в центре), то детей наших
периодически переводят в более престижные, по
мнению родителей, школы. Поэтому классы у нас
ежегодно обновляются где-то на треть.
Вот 7 “А”, в котором ну очень все умные, очень
начитанные и взрослые. Музыка – это уже не для
них. Это предмет для начальной школы. И они
приходят ко мне на урок отдыхать или выполнять не
сделанные дома уроки, бесконечно что-то списывая
друг у друга. И как их сдвинуть с места?
И вот наконец получилось. Тема: музыкальный
образ, прелюдия соль диез минор Рахманинова. У
всех у них такое снисходительное отношение: ну
что вы там еще расскажете про Рахманинова? И мне
это, честно говоря, надоело.
Я открываю учебник 7 класса, беру текст – о
сольминорной прелюдии, выбираю небольшой
фрагмент. Говорю: значит, так, вот с этого абзаца
до этого читайте и ищите слова, которые нам
непонятны.
Ну как это для них могут быть непонятные слова?
Они же все знают, естественно.
Я говорю: кто нашел непонятное, выписывайте его
сами молча на доску. С последней парты лениво: а
соль диез минор выписывать? Я спрашиваю: а ты
знаешь, что это такое? Он мямлит: да не совсем, –
не может признаться, что ему это выражение вообще
непонятно. И хоть и вразвалочку, но к доске пошел
– выписывать.
Ему с места: выпиши, мол, еще моросняк (от слова
моросить). А он: иди сам и выписывай. Вот уже
второй поплелся выписывать.
В итоге 6 – 7 слов на доске появились. Потом вдруг
появляется слово хота. Но я-то знаю, что в
заданном фрагменте этого слова нет!
Когда все непонятные слова были выписаны, начали
выяснять их смысл. Естественно, в классе всегда
есть кто-нибудь, кто знает, что такое соль диез
минор и что такое моросняк. То есть я вообще
ничего не говорила, ничего не объясняла. Они сами
друг другу все, что нужно, рассказали.
Дошли до слова хота. Тут они меня спрашивают:
откуда оно взялось, его в тексте нет? Я говорю:
ничего не знаю – писали вы. Начали поиск слова
хота. Все усиленно вгрызлись в учебник. Найти не
могут.
Потом вдруг кто-то – видимо, особо одаренный! –
выясняет, что оно абзацем выше! Вот оно в чем дело
– кто-то лишний абзац прихватил! Тут все заодно
проштудировали и этот абзац. Попутно выяснили,
что же значит и это “незаконное” слово.
С урока они уходили уж такие довольные!
Довольной была и я. Все-таки они худо-бедно, но все
до единого и в учебном тексте поковырялись, и с
терминологией разобрались.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|