Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
133 ЗАЙЦА 

Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ

Дидактические скороговорки

Из пухлого портфеля с учительскими наработками

Мона Лиза

Я взяла фрагмент “Моны Лизы” и спросила: есть ли тут ошибки?
Фрагмент дала – только лицо, а весь пейзаж убрала, руки убрала. Просто закрыла листочками.
Они разошлись до того, что “все не такое”. А потом я говорю: а теперь закройте глаза и вспомните – мы с вами смотрели слайды два месяца назад.
Они стали вспоминать, друг с другом выяснять: какая она – такая, эдакая, не такая…
Потом я говорю: а теперь представьте, что Мона Лиза пришла к нам сейчас в класс. Вот может так случиться? И ваше к ней обращение.
Книг много лежало на партах, я из дома натащила. Там много материала – XVII, XVIII, XX век, поэтические строчки. И работа пошла.
Они прилично спорили между собой. И конечно, в итоге времени не хватило, и они сказали: а можно мы дома допишем? Можно. И вот они сейчас это готовят.

Учительница МХК г. Кимры, 2002

Клин клином

Мои студентки (педколледжа) сейчас проходят педпрактику. На днях двое подходят и спрашивают: “А с подарками-то как быть?” Я говорю: “С какими подарками?” – “Стоит нам прийти и в руках держать какой-то конспект или папочку, как дети тут же набегают и спрашивают: подарки будут сегодня?”
Я говорю: “Что это вы за практику ввели такую?” Оказывается, это не они, это в школе давно уже учителями на уроках заведено поощрять учеников начальной школы всякими подарками: то чупа-чупсы, то резинки жевательные, то ручки с карандашами… Вот студентки мои мне и говорят: “У нас ведь маленькая стипендия, мы не можем на 30 человек подарков набрать”.
Я говорю: “Конечно же нет, девочки!.. Ну а уж если нельзя обойтись без призов, давайте тогда заворачивайте в бумажку всякую фигню и дарите”.
И стали они всякие безделушки, которые на занятиях по ручному труду делают, заворачивать в фантики и вручать своим подопечным.

Преподаватель педколледжа Москва, 2003

Урок под роялем

Я наблюдала один урок – чтение по зайцевским кубикам. Ребята из кубиков-слогов слова складывают, родители вдоль стеночки сидят.
И вот один мальчишка прячется под рояль: не хочу учиться, и все! Учитель и глазом не моргнул: приглашает маму поработать вместо сына. Мама на ковре слова складывает, сын под роялем сидит.
Тут учитель по ходу дела шепчет маме: ошибитесь!
Она и сложила из кубиков: мо-ши-на.
Тут как сын выскочит из-под рояля:
– Ты что?! Машина через А пишется!

Аспирантка Москва, 2001

От перестановки мест…

Когда я только начал работать, я чуть ли не каждую четверть переставлял столы в кабинете. Они у меня стояли и по периметру, и вместе, и лесенкой, и елочкой. Во-первых, это удобно для работы: приблизительно уже знаешь, как вести урок в той или иной мизансцене.
А во-вторых, эффект разнообразия. Представьте: год, два, три, четыре дети ходят в мой кабинет, дылдами уже стали, а кабинет все тот же. Приедается же! Поэтому всю мебель – шкафы, столы, полки, парты – как минимум раз в год я туда-сюда двигаю. Каждый сентябрь дети приходят как будто в новый кабинет.
А в этом году я столы начал на самих уроках двигать. Не я, конечно, дети. Их это сближает. Очень удобно: в командах ли работа, по группам ли, творческая ли лаборатория, как угодно назови, что угодно запланируй – столы как надо вмиг переставят.
Они и заинтересовываются быстро, и сразу друг с другом начинают общаться. Потому что у них более тесные взаимоотношения.

Учитель географии г. Красноярск, 2003

С точностью до наоборот

В 6 классе на литературе моя подруга затеяла “шапку вопросов”. Вопросы она собрала – на том и дело кончилось. Оказывается, организовать ответы на них она и не собиралась.
После урока я ее спрашиваю: “Ты что? Для чего же ты вопросы собирала, если на них никто не отвечал?” Оказывается, для проверки. “Я их, – говорит,– дома проверю, и у меня будет срез знаний”.
То есть она “шапку вопросов” поняла с точностью до наоборот – как один из способов контроля. А то, что ученики сами должны на вопросы друг друга отвечать, она не заметила. “Шапка”-то на самом деле не для учителя придумана, а для учеников!

Учительница истории г. Талдом, 2002

Записано с диктофона

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru