РЕЖИССУРА УРОКА
133 ЗАЙЦА
Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ
Дидактические скороговорки
Из пухлого портфеля с учительскими
наработками
Мона Лиза
Я взяла фрагмент “Моны Лизы” и
спросила: есть ли тут ошибки?
Фрагмент дала – только лицо, а весь пейзаж
убрала, руки убрала. Просто закрыла листочками.
Они разошлись до того, что “все не такое”. А
потом я говорю: а теперь закройте глаза и
вспомните – мы с вами смотрели слайды два месяца
назад.
Они стали вспоминать, друг с другом выяснять:
какая она – такая, эдакая, не такая…
Потом я говорю: а теперь представьте, что Мона
Лиза пришла к нам сейчас в класс. Вот может так
случиться? И ваше к ней обращение.
Книг много лежало на партах, я из дома натащила.
Там много материала – XVII, XVIII, XX век, поэтические
строчки. И работа пошла.
Они прилично спорили между собой. И конечно, в
итоге времени не хватило, и они сказали: а можно
мы дома допишем? Можно. И вот они сейчас это
готовят.
Учительница МХК г. Кимры, 2002
Клин клином
Мои студентки (педколледжа) сейчас
проходят педпрактику. На днях двое подходят и
спрашивают: “А с подарками-то как быть?” Я
говорю: “С какими подарками?” – “Стоит нам
прийти и в руках держать какой-то конспект или
папочку, как дети тут же набегают и спрашивают:
подарки будут сегодня?”
Я говорю: “Что это вы за практику ввели такую?”
Оказывается, это не они, это в школе давно уже
учителями на уроках заведено поощрять учеников
начальной школы всякими подарками: то чупа-чупсы,
то резинки жевательные, то ручки с карандашами…
Вот студентки мои мне и говорят: “У нас ведь
маленькая стипендия, мы не можем на 30 человек
подарков набрать”.
Я говорю: “Конечно же нет, девочки!.. Ну а уж если
нельзя обойтись без призов, давайте тогда
заворачивайте в бумажку всякую фигню и дарите”.
И стали они всякие безделушки, которые на
занятиях по ручному труду делают, заворачивать в
фантики и вручать своим подопечным.
Преподаватель педколледжа Москва, 2003
Урок под роялем
Я наблюдала один урок – чтение по
зайцевским кубикам. Ребята из кубиков-слогов
слова складывают, родители вдоль стеночки сидят.
И вот один мальчишка прячется под рояль: не хочу
учиться, и все! Учитель и глазом не моргнул:
приглашает маму поработать вместо сына. Мама на
ковре слова складывает, сын под роялем сидит.
Тут учитель по ходу дела шепчет маме: ошибитесь!
Она и сложила из кубиков: мо-ши-на.
Тут как сын выскочит из-под рояля:
– Ты что?! Машина через А пишется!
Аспирантка Москва, 2001
От перестановки мест…
Когда я только начал работать, я чуть ли
не каждую четверть переставлял столы в кабинете.
Они у меня стояли и по периметру, и вместе, и
лесенкой, и елочкой. Во-первых, это удобно для
работы: приблизительно уже знаешь, как вести урок
в той или иной мизансцене.
А во-вторых, эффект разнообразия. Представьте:
год, два, три, четыре дети ходят в мой кабинет,
дылдами уже стали, а кабинет все тот же.
Приедается же! Поэтому всю мебель – шкафы, столы,
полки, парты – как минимум раз в год я туда-сюда
двигаю. Каждый сентябрь дети приходят как будто в
новый кабинет.
А в этом году я столы начал на самих уроках
двигать. Не я, конечно, дети. Их это сближает.
Очень удобно: в командах ли работа, по группам ли,
творческая ли лаборатория, как угодно назови, что
угодно запланируй – столы как надо вмиг
переставят.
Они и заинтересовываются быстро, и сразу друг с
другом начинают общаться. Потому что у них более
тесные взаимоотношения.
Учитель географии г. Красноярск, 2003
С точностью до наоборот
В 6 классе на литературе моя подруга
затеяла “шапку вопросов”. Вопросы она собрала –
на том и дело кончилось. Оказывается,
организовать ответы на них она и не собиралась.
После урока я ее спрашиваю: “Ты что? Для чего же
ты вопросы собирала, если на них никто не
отвечал?” Оказывается, для проверки. “Я их, –
говорит,– дома проверю, и у меня будет срез
знаний”.
То есть она “шапку вопросов” поняла с точностью
до наоборот – как один из способов контроля. А то,
что ученики сами должны на вопросы друг друга
отвечать, она не заметила. “Шапка”-то на самом
деле не для учителя придумана, а для учеников!
Учительница истории г. Талдом, 2002
Записано с диктофона
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|