Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР 
 

Вопрос о наказании – один из «проклятых» вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она пытается обойтись без наказаний, и столько у нее это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого утопического вектора? Если бы не было утопий великих педагогов-гуманистов, если бы не было великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот противоположный (и совершенно утопический!) тезис доказать, она остается педагогикой настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии мучительного нравственного размышления: когда, в каких обстоятельствах я имею право на наказание и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего педагога наказание – это не педагогическая техника, не педагогический прием. Это точка предельного испытания его aпедагогической философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите свои «истории о наказании». Расскажите о том, как изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши письма.

 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

«Он так и не изменился – изменилась я»

Наказание глазами учителя

У нас в школе учился мальчик Саша – с девиантным поведением и отставанием в развитии. На всех уроках он привлекал к себе внимание всеми возможными и невозможными способами: выкрикивал непонятные слова, дерзил, мог поползти между рядами, бросить какой-нибудь предмет в ребят или в учителя.
Сначала он относился ко мне очень хорошо – всегда старался подойти, поздороваться, поговорить, улыбнуться. Я была его классным руководителем и очень старалась как-то поддержать его, помочь выбраться из этой ситуации противостояния всему миру. Но учителям становилось все сложнее с ним работать: многие срывались, начинали кричать на него. Я, к сожалению, не была исключением.
Шло время, его отметки становились все хуже. А потом мы вообще перестали думать о его успеваемости – дай Бог, чтобы Саша просто научился находиться на уроке и не мешать остальным.
В какой-то момент мы решили, что для этого ребенка будет лучше, если учителя просто перестанут обращать внимание на его поведение. Нам казалось, что Сашины «выкрутасы» – лишь своеобразная форма защиты своего “я”, способ выделиться среди одноклассников. Но демонстративное безразличие взрослых тоже не помогло. Напротив, испортилось отношение мальчика к учителям, а особенно ко мне, классному руководителю. Теперь Саша стал избегать любого общения, даже на улице прятался, когда замечал меня издалека.
А к концу пятого класса стал сбегать из дома, часто уезжать на поездах, беспризорничать.
Потом, примерно через год, он немного успокоился, вернулся в школу. Стал заниматься в меру своих возможностей. Только меня так и не простил. На каждом уроке говорил или делал что-то обидное для меня, провоцируя на раздражение. Не стану перечислять все его выходки, но поверьте, вынести их с достоинством, не начав повышать голос или говорить в ответ обидные слова, было трудно. Однажды я не выдержала, накричала на Сашу, он убежал, заплакал, пожаловался на меня. Знаю, что была не права: я взрослый человек, учитель, я не имею права поддаваться на провокации. Но при этом я всего лишь человек, который тоже страдает и переживает.
Дело дошло до того, что я решила уйти из школы. Тогда ко мне подошла завуч и сказала, что я не должна брать разрешение возникшего конфликта и ответственность за него только на себя. Она предложила обсудить ситуацию со всем классом, что мы и сделали.
Оказалось, что все мальчишки, даже те, кто дружил с Сашей, были на моей стороне. Они при всех сказали ему, что он не прав – один за другим они говорили об этом, а я поняла, что ни за что не уйду из школы.
Саша так и не изменился, изменилась я. Во-первых, я дала себе слово никогда, ни при каких обстоятельствах не давать волю эмоциям во время работы с детьми. Конечно, это удается не всегда, но теперь после таких срывов я понимаю, что была не права, могу извиниться перед учениками. А во-вторых, я поняла, что не одинока. У меня в каждом классе есть друзья, готовые прийти на помощь, – мои ученики. И на каждом уроке работаю не только я, но “мы”, вcе вместе. С тех пор я часто обращаюсь к ребятам за помощью по разным вопросам, и такие обсуждения помогают всем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru