ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Вопрос о наказании – один из «проклятых»
вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она
пытается обойтись без наказаний, и столько у нее
это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого
утопического вектора? Если бы не было утопий
великих педагогов-гуманистов, если бы не было
великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания
педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать
противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот
противоположный (и совершенно утопический!)
тезис доказать, она остается педагогикой
настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии
мучительного нравственного размышления: когда, в
каких обстоятельствах я имею право на наказание
и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего
педагога наказание – это не педагогическая
техника, не педагогический прием. Это точка
предельного испытания его aпедагогической
философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите
свои «истории о наказании». Расскажите о том, как
изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите
о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на
эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши
письма.
«Он так и не изменился – изменилась
я»
Наказание глазами учителя
У нас в школе учился мальчик Саша – с
девиантным поведением и отставанием в развитии.
На всех уроках он привлекал к себе внимание всеми
возможными и невозможными способами: выкрикивал
непонятные слова, дерзил, мог поползти между
рядами, бросить какой-нибудь предмет в ребят или
в учителя.
Сначала он относился ко мне очень хорошо –
всегда старался подойти, поздороваться,
поговорить, улыбнуться. Я была его классным
руководителем и очень старалась как-то
поддержать его, помочь выбраться из этой
ситуации противостояния всему миру. Но учителям
становилось все сложнее с ним работать: многие
срывались, начинали кричать на него. Я, к
сожалению, не была исключением.
Шло время, его отметки становились все хуже. А
потом мы вообще перестали думать о его
успеваемости – дай Бог, чтобы Саша просто
научился находиться на уроке и не мешать
остальным.
В какой-то момент мы решили, что для этого ребенка
будет лучше, если учителя просто перестанут
обращать внимание на его поведение. Нам казалось,
что Сашины «выкрутасы» – лишь своеобразная
форма защиты своего “я”, способ выделиться
среди одноклассников. Но демонстративное
безразличие взрослых тоже не помогло. Напротив,
испортилось отношение мальчика к учителям, а
особенно ко мне, классному руководителю. Теперь
Саша стал избегать любого общения, даже на улице
прятался, когда замечал меня издалека.
А к концу пятого класса стал сбегать из дома,
часто уезжать на поездах, беспризорничать.
Потом, примерно через год, он немного успокоился,
вернулся в школу. Стал заниматься в меру своих
возможностей. Только меня так и не простил. На
каждом уроке говорил или делал что-то обидное для
меня, провоцируя на раздражение. Не стану
перечислять все его выходки, но поверьте, вынести
их с достоинством, не начав повышать голос или
говорить в ответ обидные слова, было трудно.
Однажды я не выдержала, накричала на Сашу, он
убежал, заплакал, пожаловался на меня. Знаю, что
была не права: я взрослый человек, учитель, я не
имею права поддаваться на провокации. Но при этом
я всего лишь человек, который тоже страдает и
переживает.
Дело дошло до того, что я решила уйти из школы.
Тогда ко мне подошла завуч и сказала, что я не
должна брать разрешение возникшего конфликта и
ответственность за него только на себя. Она
предложила обсудить ситуацию со всем классом,
что мы и сделали.
Оказалось, что все мальчишки, даже те, кто дружил
с Сашей, были на моей стороне. Они при всех
сказали ему, что он не прав – один за другим они
говорили об этом, а я поняла, что ни за что не уйду
из школы.
Саша так и не изменился, изменилась я. Во-первых, я
дала себе слово никогда, ни при каких
обстоятельствах не давать волю эмоциям во время
работы с детьми. Конечно, это удается не всегда,
но теперь после таких срывов я понимаю, что была
не права, могу извиниться перед учениками. А
во-вторых, я поняла, что не одинока. У меня в
каждом классе есть друзья, готовые прийти на
помощь, – мои ученики. И на каждом уроке работаю
не только я, но “мы”, вcе вместе. С тех пор я часто
обращаюсь к ребятам за помощью по разным
вопросам, и такие обсуждения помогают всем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|