ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Вопрос о наказании – один из «проклятых»
вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она
пытается обойтись без наказаний, и столько у нее
это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого
утопического вектора? Если бы не было утопий
великих педагогов-гуманистов, если бы не было
великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания
педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать
противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот
противоположный (и совершенно утопический!)
тезис доказать, она остается педагогикой
настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии
мучительного нравственного размышления: когда, в
каких обстоятельствах я имею право на наказание
и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего
педагога наказание – это не педагогическая
техника, не педагогический прием. Это точка
предельного испытания его aпедагогической
философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите
свои «истории о наказании». Расскажите о том, как
изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите
о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на
эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши
письма.
«Мне было обидно, потому что...»
Наказание глазами ребенка
Тома, 15 лет. Для меня наказание –
это когда учителя меня унижают. Это не часто, но
случается. Поселок наш маленький, всего тысяча
человек, и практически все друг друга знают. У
меня сложные отношения с учительницей физики,
она же наш классный руководитель. Самые трудные
темы по своему предмету она может объяснять так,
что я потом дома рассказываю их маме-папе, и они
удивляются: надо же, говорят, как все, оказывается
просто, а мы-то это «правило буравчика»
зубрили-зубрили, а поняли только с твоих слов. Я
смеюсь: это не с моих слов, а с физичкиных!
Но попробуйте только прийти на урок физики в
короткой юбке, или с круглыми серьгами в ушах, или
сделать маникюр! Запозорит. Нет, перед классом,
конечно, не поставит и отчитывать не будет, но
через одного будет спрашивать: «Королева, ты
сегодня при отличном маникюре, так и урок,
наверное, выучила на «отлично», иди отвечай». Ну и
так далее. Мы для себя решили, что физичка наша –
человек из прошлого века и спорить с ее
требованиями бесполезно, даже опасно и вредно
для себя. Но от этого чувство униженного
достоинства не исчезает. Так что положение у меня
сейчас безвыходное, и надо его терпеть. Мне нужна
физика.
А еще, когда вечером мама приходит домой мрачнее
тучи, я знаю, что сегодня в магазине она встретила
мою классную руководительницу. В нашем классе
уже три года нет родительских собраний: зачем,
говорят учителя, мы ваших родителей и так часто
встречаем и все о вас рассказываем. Только вот
почему это все у них получается только плохим?
Ладно, пусть без собраний, пусть в магазине, но
ведь можно разговор повернуть так, чтобы и
хорошее о нас сказать.
Для меня школа – это такая маленькая жизнь. Здесь
все случается в первый раз: запозорили, унизили,
прищучили. Иногда я спрашиваю себя: а что, когда я
вырасту, в той большой взрослой жизни я буду так
же оскорблять тех, кто младше и от меня зависит?
Сейчас я отвечаю – нет. Сейчас.
Олег, 17 лет, выпускник. Наказание может быть
справедливым и несправедливым. Может быть, мне
повезло, но меня в школе всегда справедливо
наказывали. Хотели раскрутить мой потенциал,
дать толчок вперед. Для этого занижали отметки, я
спорил, но не обижался, а думал про себя: ах так,
да, ну я вам еще покажу, вы меня еще узнаете! И к
следующему уроку готовился так, что мозги
скрипели, зато и результат был суперотличный!
Вот, мол, теперь ты показал, на что способен.
За внешний вид наказывать несправедливо. Но
многие учителя это делают, причем у каждого из
них есть свой механизм давления на тех, кто, как
им кажется, выглядит не должным образом.
Наказывают, когда шумишь на уроке, всем мешаешь.
Потому что не каждый учитель может построить
урок в шуме. Но если он тебя выгоняет, значит, он
бессилен, не может с тобой справиться. Другое
дело, я, например, всегда понимал, как это может
аукнуться, потому что если учитель выгнал, то
чувствует двойную обиду: на меня, что довел, и на
себя, что не справился с ситуацией, и он
обязательно припомнит мое поведение, даже если
не сильно злопамятный.
Алеша, 11 лет. Когда я почувствовал, что
наказан? Когда учитель математики перестал со
мной разговаривать. Я неправильно решил задачку,
и он перестал со мной разговаривать. Мне было
обидно, потому что он не говорил со мной две или
три недели, я уже точно не помню. Потом мы
помирились, то есть он заговорил со мной, и я
понял, что он меня простил. Только мы уже решали
другие задачки.
Паша, 16 лет. Меня учителя справедливо
наказывают: отведут в лаборантскую или
учительскую и там ругают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|