Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР 
 

Вопрос о наказании – один из «проклятых» вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она пытается обойтись без наказаний, и столько у нее это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого утопического вектора? Если бы не было утопий великих педагогов-гуманистов, если бы не было великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот противоположный (и совершенно утопический!) тезис доказать, она остается педагогикой настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии мучительного нравственного размышления: когда, в каких обстоятельствах я имею право на наказание и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего педагога наказание – это не педагогическая техника, не педагогический прием. Это точка предельного испытания его aпедагогической философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите свои «истории о наказании». Расскажите о том, как изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши письма.

 

Людмила КОЖУРИНА

Казнить нельзя помиловать?

Диалог о «жестоком» образовании

Мы предложили обсудить проблему наказания нескольким молодым педагогам-гуманитариям.

Дарья Бережная. Есть права ребенка. В соответствии с ними нельзя бить детей, оскорблять их достоинство, обзывать, унижать. Но можно ли вообще не наказывать?
Виталий Полосухин. Наказание просто необходимо для воспитания творческой натуры. Когда за каждый акт проявления свободы наступает возмездие. И здесь наказание не в лишении праздника или в шлепке – оно в самой жизни. На каждое твое свободное действие существует противодействие несвободы, и людям с детства дают это понять.
Елена Пархоменко. Я работаю в «демократической» школе. И вижу, как некоторые дети в результате расслабляются, дотягивают до последнего, а в итоге не справляются, и их выставляют из школы. И вот вопрос: что изменит такое наказание в жизни ребенка, в его отношении к жизни?
Роман Копылов. Да всё! Например, появятся комплексы. И это хорошо. Потому что человек без комплексов – это кошмар. А наказание, особенно жесткое и необоснованное, развивает комплексы. И человек развивается.
Ирина Жбанкова. Вы считаете, что личность должна страдать, чтобы развиваться? Но сколько примеров того, как детский опыт ежедневного присутствия жестокости формировал патологическое и асоциальное существо!
Виталий Полосухин. Не будете же вы спорить, что все одаренные или выдающиеся люди познали в детстве жестокое обращение!
Елена Пархоменко. И можно находить массу доказательств этому тезису, в том числе от противного. В Америке, например, где права ребенка – самоценность, общество представляет толпу посредственных нетворческих людей…
Ирина Жбанкова. А скажите, что чувствует наказывающий и что – наказываемый?
Виталий Полосухин. Когда мне приходится наказывать, я чувствую себя как врач, который видит вывихнутый сустав: его надо вправить, поставить на место. Для этого надо совершить какой-то поступок.
Роман Копылов. Например, в какой-то острой ситуации я называю имя ребенка и сильно ударяю по столу. Это, с одной стороны, не рукоприкладство, а с другой – ты как бы его ударил.
Елена Пархоменко. Но надо понимать, ради чего наказываем. Меня, например, плохое поведение ребенка лично не затрагивает никогда.
Дарья Бережная. Наказание – защита собственного удобства. Это охранительные действия по отношению к себе. Мы говорим себе что-то вроде «мне показалось, что он себя ведет неадекватно, я попыталась как-то это заметить».
Ирина Жбанкова. А как же тут говорили о том, что наказывать – это как вывихнутые суставы вправлять?
Дарья Бережная. При чем здесь высокие материи! Все просто. Это ты охраняешь свои личные пространства и представления от чужих. И легче всего охраняешь именно агрессивностью… Педагогическое наказание – это ограждение мира учителя, который наказывает, от беспорядка и беспокойства. У учителя есть стратегия, ее нарушают. Это интервенция в его мир. Нарушают его границы, его роль, его статус. Следует наказание. Так восстанавливают позицию Учителя, Который Учит.
На самом деле, это эгоизм и больше ничего. И жаль, что у школьной системы ничего другого нет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru