ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Вопрос о наказании – один из «проклятых»
вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она
пытается обойтись без наказаний, и столько у нее
это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого
утопического вектора? Если бы не было утопий
великих педагогов-гуманистов, если бы не было
великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания
педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать
противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот
противоположный (и совершенно утопический!)
тезис доказать, она остается педагогикой
настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии
мучительного нравственного размышления: когда, в
каких обстоятельствах я имею право на наказание
и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего
педагога наказание – это не педагогическая
техника, не педагогический прием. Это точка
предельного испытания его aпедагогической
философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите
свои «истории о наказании». Расскажите о том, как
изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите
о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на
эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши
письма.
Обратная сторона любви
При мысли о наказании рвется на части
родительское сердце. Впрочем, как и учительское.
Ребенок ведет себя чудовищно, но гуманное
отношение не позволяет хлопнуть его по затылку. С
сомнением ставишь двойку, тянешь человека изо
всех сил… Ведь наказание – это насилие над
личностью, наказанием можно придавить, сломать,
напугать. Лучше попытаться договориться,
объяснить, вразумить. Но… Это «но» не дает покоя.
Почему же так устойчиво сохраняется наказание
как метод в педагогике?
Оказывается, что наказание наказанию рознь. То,
что имеем в виду мы, зная о наказаниях по
собственному опыту или из художественной
литературы, на самом деле – истязание ребенка в
чистом виде, возникшее на почве
неуравновешенности или даже нравственной
распущенности взрослых, но не наказание.
Классические примеры школьной прилюдной порки в
античные времена, оставление без обеда в русской
гимназии, английские розги, сохранявшиеся в
престижных закрытых школах для мальчиков чуть ли
не до конца семидесятых годов прошлого
(двадцатого!) века, – вызывают в нас чувство
ужаса. Но почему-то родители (особенно в случае
английских закрытых школ) уверенно отдавали
детей именно туда. Вряд ли они были бездушными и
толстокожими. Просто представления о любви в тех
педагогических системах, которые признают право
на наказание, другие.
Попробуем разобраться. В традиционных
воспитательных системах основной принцип жизни
– иерархический. Всякий в ней имеет свое место,
смысл и цель. Кто-то выше, кто-то ниже. В этом нет
унижения достоинства, поскольку каждый на своем
месте. Что, кстати, не отменяет уникальность
индивидуальности человека. И на самом деле дети в
принципе признают право взрослых наказывать их.
Они знают или чувствуют интуитивно, что,
передоверь взрослые функцию наказания детям,
начнется нечто невообразимое – нормальный
взрослый и ударит несильно, и в угол поставит
ненадолго, а ровесники или старшие ребята всегда
изощряются в поисках справедливости.
Личность складывается потихоньку, причем с
большим успехом вырастает именно в ситуации
преодоления трудностей, адекватного поведения в
роли подчиненного и роли лидера. И наказание в
этом становлении странным образом помогает.
Конечно, я не говорю о порке или каких-то
изощренных издевательствах над ребенком, а
просто о мгновенном реагировании на дурной
поступок, чтобы его прекратить.
Наказание – это всегда напоминание о границах
мира, в которых живет ребенок, отчетливое
разделение того, что «можно» и «нельзя»,
материальное воплощение образа желаемого
поведения. Не случайно слово «безнаказанность» в
нашем языке имеет исключительно негативный
смысл.
Но наказание не должно иметь форму нервного
срыва. А то терпят-терпят выходки ребенка (из
соображений гуманизма), увещевают его, а когда он
уже совсем распоясался, утратил чувство границы,
на него вдруг – раз! – эту границу обрушивают со
всей силой долго сдерживаемого гнева. И тут может
произойти все что угодно. И со стороны взрослого,
и со стороны ребенка.
Между прочим, на своевременное и адекватное
наказание дети не обижаются никогда. Они
признают его правду и право взрослого. Наказание,
осуществленное не в раздражении, а в любви, часто
оказывается спасением, возвращением человека в
русло доброй жизни. «Одумался» – слово, которое
говорят дети, реагируя на такое наказание.
Одумался, собрался с мыслями, стал опять собой.
Классический пример из жизни – мама шлепнула
ребенка, не внявшего ее требованиям не трогать
утюг. Больно, но совершенно необидно. Ведь
действительно нельзя, и ребенок знает, что
нельзя, но о-очень хочется. И он этим мгновенным
маминым вмешательством получает опыт – не надо
ходить на поводу только своих хотений.
И малыш, даже если только что плакал, снова
доволен жизнью. Поскольку мама сделала то, что
она должна была как мама сделать. Наказание без
ярости, в трезвости и любви – это такая
парадоксальная помощь. И дети ее принимают.
Я знаю, что возразят: пусть тронет утюг, пусть
обожжется и узнает. Но тогда пусть попробует
украсть, чтобы узнать, что не надо этого делать,
пусть попробует не учиться – авось потом
соберется. И так далее, список бесконечен. Пусть
попробует жить без границ, чтобы потом выстроить
эти границы самостоятельно, основательно
пообжегшись. Но на самом деле он все равно их не
сам обнаружит, просто кто-то другой (люди или
обстоятельства жизни) сделает это за него и за
нас, а мы устранимся, успокоим себя – вот ведь,
хороший человек воспитался, без всякого насилия.
Но в душе-то сохраняются все следы всех опытов
всей жизни. К тому же хорошее и дурное растет в
человеке сразу, одновременно, и еще неизвестно,
чего образуется больше, чья сила пересилит.
Посадите картошку, поливайте и больше ничего не
делайте. Посмотрим, что будет. Так и мы
исключительно в благородных побуждениях
развития личности ребенка создаем ему часто
замечательное теплое детство, но идеи
ответственности за свою жизнь нет у этого
ребенка. Что жалко.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|