Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР 
 

Вопрос о наказании – один из «проклятых» вопросов педагогики.
Сколько существует педагогика, столько она пытается обойтись без наказаний, и столько у нее это не получается.
Но чем бы она была, если бы у нее не было этого утопического вектора? Если бы не было утопий великих педагогов-гуманистов, если бы не было великой педагогической утопии Нового Завета?
Нет ничего проще – доказать, что без наказания педагогика невозможна.
Практически невозможно доказать противоположный тезис.
Но пока педагогика пытается этот противоположный (и совершенно утопический!) тезис доказать, она остается педагогикой настоящей.
И любой настоящий педагог находится в состоянии мучительного нравственного размышления: когда, в каких обстоятельствах я имею право на наказание и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего педагога наказание – это не педагогическая техника, не педагогический прием. Это точка предельного испытания его aпедагогической философии.
Мы приглашаем к этому разговору всех. Расскажите свои «истории о наказании». Расскажите о том, как изменялись ваши взгляды на наказание. Расскажите о тех случаях из вашей жизни, которые повлияли на эти взгляды. Мы будем очень признательны за ваши письма.

 

Елена ЛИТВЯК

Обратная сторона любви

При мысли о наказании рвется на части родительское сердце. Впрочем, как и учительское. Ребенок ведет себя чудовищно, но гуманное отношение не позволяет хлопнуть его по затылку. С сомнением ставишь двойку, тянешь человека изо всех сил… Ведь наказание – это насилие над личностью, наказанием можно придавить, сломать, напугать. Лучше попытаться договориться, объяснить, вразумить. Но… Это «но» не дает покоя. Почему же так устойчиво сохраняется наказание как метод в педагогике?
Оказывается, что наказание наказанию рознь. То, что имеем в виду мы, зная о наказаниях по собственному опыту или из художественной литературы, на самом деле – истязание ребенка в чистом виде, возникшее на почве неуравновешенности или даже нравственной распущенности взрослых, но не наказание. Классические примеры школьной прилюдной порки в античные времена, оставление без обеда в русской гимназии, английские розги, сохранявшиеся в престижных закрытых школах для мальчиков чуть ли не до конца семидесятых годов прошлого (двадцатого!) века, – вызывают в нас чувство ужаса. Но почему-то родители (особенно в случае английских закрытых школ) уверенно отдавали детей именно туда. Вряд ли они были бездушными и толстокожими. Просто представления о любви в тех педагогических системах, которые признают право на наказание, другие.
Попробуем разобраться. В традиционных воспитательных системах основной принцип жизни – иерархический. Всякий в ней имеет свое место, смысл и цель. Кто-то выше, кто-то ниже. В этом нет унижения достоинства, поскольку каждый на своем месте. Что, кстати, не отменяет уникальность индивидуальности человека. И на самом деле дети в принципе признают право взрослых наказывать их. Они знают или чувствуют интуитивно, что, передоверь взрослые функцию наказания детям, начнется нечто невообразимое – нормальный взрослый и ударит несильно, и в угол поставит ненадолго, а ровесники или старшие ребята всегда изощряются в поисках справедливости.
Личность складывается потихоньку, причем с большим успехом вырастает именно в ситуации преодоления трудностей, адекватного поведения в роли подчиненного и роли лидера. И наказание в этом становлении странным образом помогает. Конечно, я не говорю о порке или каких-то изощренных издевательствах над ребенком, а просто о мгновенном реагировании на дурной поступок, чтобы его прекратить.
Наказание – это всегда напоминание о границах мира, в которых живет ребенок, отчетливое разделение того, что «можно» и «нельзя», материальное воплощение образа желаемого поведения. Не случайно слово «безнаказанность» в нашем языке имеет исключительно негативный смысл.
Но наказание не должно иметь форму нервного срыва. А то терпят-терпят выходки ребенка (из соображений гуманизма), увещевают его, а когда он уже совсем распоясался, утратил чувство границы, на него вдруг – раз! – эту границу обрушивают со всей силой долго сдерживаемого гнева. И тут может произойти все что угодно. И со стороны взрослого, и со стороны ребенка.
Между прочим, на своевременное и адекватное наказание дети не обижаются никогда. Они признают его правду и право взрослого. Наказание, осуществленное не в раздражении, а в любви, часто оказывается спасением, возвращением человека в русло доброй жизни. «Одумался» – слово, которое говорят дети, реагируя на такое наказание. Одумался, собрался с мыслями, стал опять собой.
Классический пример из жизни – мама шлепнула ребенка, не внявшего ее требованиям не трогать утюг. Больно, но совершенно необидно. Ведь действительно нельзя, и ребенок знает, что нельзя, но о-очень хочется. И он этим мгновенным маминым вмешательством получает опыт – не надо ходить на поводу только своих хотений.
И малыш, даже если только что плакал, снова доволен жизнью. Поскольку мама сделала то, что она должна была как мама сделать. Наказание без ярости, в трезвости и любви – это такая парадоксальная помощь. И дети ее принимают.
Я знаю, что возразят: пусть тронет утюг, пусть обожжется и узнает. Но тогда пусть попробует украсть, чтобы узнать, что не надо этого делать, пусть попробует не учиться – авось потом соберется. И так далее, список бесконечен. Пусть попробует жить без границ, чтобы потом выстроить эти границы самостоятельно, основательно пообжегшись. Но на самом деле он все равно их не сам обнаружит, просто кто-то другой (люди или обстоятельства жизни) сделает это за него и за нас, а мы устранимся, успокоим себя – вот ведь, хороший человек воспитался, без всякого насилия.
Но в душе-то сохраняются все следы всех опытов всей жизни. К тому же хорошее и дурное растет в человеке сразу, одновременно, и еще неизвестно, чего образуется больше, чья сила пересилит. Посадите картошку, поливайте и больше ничего не делайте. Посмотрим, что будет. Так и мы исключительно в благородных побуждениях развития личности ребенка создаем ему часто замечательное теплое детство, но идеи ответственности за свою жизнь нет у этого ребенка. Что жалко.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru