ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N31
GENIO LOCI
Огородница
Скульптор Анна Семеновна Голубкина
родилась в 1864 году в Зарайске. Здесь же в 1927 году
скончалась. Редкий случай. Как правило, выходец
из провинции, выбившись в люди, навсегда покидает
свою малую родину – предпочитает жить в столицах
или за границей. Но Голубкина, пожив в Москве,
Санкт-Петербурге и Париже, вернулась в свой
родной Зарайск.
Анна Семеновна ни в коей мере не была богемным
человеком. Жила скромно, уединенно, не отличалась
особой общительностью. Тем не менее о ней
осталось множество воспоминаний,
характеризующих Голубкину не только как видного
скульптора, но и как незаурядную, даже выдающуюся
личность.
Возможно, где-то авторы воспоминаний, по которым
пишутся эти заметки, что-то приукрасили. И пусть.
Миф о Голубкиной ценен не меньше, чем сухая
биография.
Одна из подруг Голубкиной писала о ее
зарайском детстве: “Поблизости от дома было
много превосходной белой глины, и будущий
скульптор очень рано начала лепить из нее
фигурки своих бесчисленных четвероногих друзей
– кошек, собак, лошадок, обитавших на постоялом
дворе… Анна любила взбираться на широкий
парапет кремлевских стен. Отсюда через бойницы
открывались необъятные степные просторы. По ним
когда-то двигались на город несметные полчища
диких кочевников… Ни Москва, ни Петербург, ни
Париж не могли стереть у Голубкиной ее первых
впечатлений от скудной родной природы”.
* * *
Во время обучения в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества Голубкина довольно
часто делила мастерскую с еще одним учеником и
также прославленным в будущем скульптором –
Сергеем Коненковым. Тот обратил внимание, что
девушка время от времени отходит от своей работы
и забирается по лестнице под самый потолок.
– Что вы там делаете, Анна Семеновна? – не
выдержал в конце концов Коненков.
– Набираюсь высоких мыслей, – с крайне серьезным
выражением лица ответила Голубкина.
* * *
Одним из профессоров Голубкиной был
строгий Сергей Иванов. Анна Семеновна довольно
требовательно относилась к своим студенческим
работам, и время от времени ей не хватало чьей-то
критики. Как-то раз Голубкина не выдержала и
попросила одного из соучеников сходить за
Ивановым.
Тот быстренько явился, посмотрел голубкинскую
статую и произнес:
– У вас в работе планы – во-о! А в натуре – э-э-э…
– Спасибо огромное, все поняла, – ответила Анна
Семеновна и принялась исправлять свою статую.
* * *
Во время обучения в Париже Анна
Голубкина влюбилась в малоизвестного
французского скульптора. Результат этой
безответной любви был весьма драматичен –
Голубкина бросилась в Сену. Но Анну Семеновну
удалось спасти, и тогда она отравилась. К счастью,
и на этот раз все обошлось.
* * *
Когда философ Василий Розанов впервые
увидел работы Голубкиной, он произнес:
– Если в Зарайске такие огородницы, то какого же
ума должен быть зарайский городской голова!
* * *
Сама Анна Семеновна Голубкина стала с
годами весьма незаурядным учителем. Однажды один
начинающий скульптор показал ей свою статую
львицы, что-то азартно грызущую.
– У вашей львицы нет хребта, – заметила
Голубкина.
– И что же делать?
– Как что? Вот ведь вы раньше думали: “Львица –
грызет”. А теперь подумайте: “Львица – хребет”.
И все у вас получится.
* * *
В другой раз Голубкина спросила одного
ученика:
– Что вы сейчас делаете?
– Пока ничего. Ищу форму, – с пафосом ответил тот.
– Начните лучше с содержания, – ответила ему
Анна Семеновна.
* * *
Как известно, Голубкина участвовала в
революционном движении. Как-то в 1906 году к Анне
Семеновне в ее зарайский дом пришел подпольщик и
принес листовки. Она сложила прокламации под
специальную подставку, на которой находилась
незаконченная статуя какого-то мужчины, курьер
собрался уходить. Анна Семеновна взглянула за
окошко и с ужасом воскликнула:
– Жандармы! Быстро раздевайтесь. Догола. Вы мой
натурщик, я вас леплю.
Несчастному пришлось раздеться и битый час в
одной позе стоять нагишом. Жандармы между тем
делали обыск. В конце концов, видя, что бедный
революционер больше не может сохранять нужную
позу, она громким голосом велела:
– Ну вот, сеанс на сегодня закончен. Одевайтесь и
приходите завтра.
Подпольщик послушно оделся и вышел. После чего
один из жандармов сказал:
– Здоровый мужик, а каким непотребством на жизнь
зарабатывает. Тьфу! Нет, чтобы делом заняться.
* * *
В другой раз в домик Голубкиной пришли
исправник и жандармы с обыском. Анна Семеновна
была учтива, вежлива и даже предложила
исправнику сесть в удобное мягкое кресло.
– Листовки есть? – спросил исправник.
– Нет, – развела руками скульптор.
– Обыскать, – приказал исправник.
Жандармы перерыли весь дом, но ничего не нашли. В
конце концов исправник встал, извинился перед
Анной Семеновной за беспокойство и уехал.
Надо ли говорить о том, что прокламации
располагались как раз в том кресле, где ждал
окончания обыска глупый исправник.
* * *
В 1907 году Анна Голубкина за
революционную деятельность была заключена в
Зарайскую тюрьму. Там она сразу же объявила
голодовку. Начальник тюрьмы писал в донесении:
“Со дня заключения она не принимала совершенно
никакой пищи, кроме воды. Состояние ее было в
высшей степени возбужденное… По отношению ко
мне она вела себя дерзко, часто называя зверем”.
Когда на суде ей стали задавать традиционные
вопросы, скульптор ответила:
– Из дела суду отлично известно, как меня зовут и
сколько мне лет. Судить меня можете как хотите и
за что хотите. Больше я ни на какие вопросы
отвечать не буду.
В результате Голубкину приговорили к одному году
заключения в крепости.
* * *
После освобождения из тюрьмы Анна
Семеновна обратилась в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества с просьбой
разрешить ей совершенствоваться в мастерских
этого учебного заведения. Ей было отказано в
связи с “политической неблагонадежностью”.
Тогда художник Валентин Серов подал в отставку.
Он мотивировал этот поступок тем, что Голубкина
– “одна из настоящих скульпторов в России – их
не много у нас”.
* * *
Анна Семеновна писала в одном из
посланий Огюсту Родену: “Может быть, Вы меня уже
забыли – Вашу русскую ученицу… Голубкину. Я вам
пишу теперь потому, что сейчас у нас очень
тяжелое время и никто не может знать, во что это
выльется. Берут и сажают в тюрьму всех… Я один
раз уже сидела. Осенью будет у меня новый суд”.
* * *
Как-то раз Анна Голубкина выполнила
скульптуру под названием “Лошади”. Лошадей там
было всего три, при этом у одной из глаз катились
слезы. Формовщик, создавая гипсовую форму, эти
слезы по неосторожности смахнул. Голубкина,
когда увидела готовую работу, похвалила
подмастерье: молодец, дескать, очень хорошо. Но,
присмотревшись повнимательнее, спросила:
– А где слезинки? Они же у меня плакали!
– Да вот так уж вышло, Анна Семеновна, – ответил
формовщик. – Поплакали-поплакали, да и перестали.
* * *
Скульптор Ефимов как-то попросил
Голубкину, чтобы она недолго подержала в своей
мастерской его работы – “Бизона” и “Козла”.
Вскоре после этого Ефимов навестил Анну
Семеновну, и та ему сказала:
– Ваши звери такие живые – все полки мне
перекувыркали. Они и паслись, и любили, а мои…
Никто даже ничего не ел.
Тогда Ефимов показал на голубкинский бюст
известного писателя-сибарита Алексея Толстого и
спросил:
– Как же, а этот?
– Ну, граф-то живой вышел. Но он все больше не ел, а
жрал. Устриц.
* * *
Страсть к одиночеству у Анны Голубкиной
подчас доходила до анекдотичности. Однажды,
например, она сказала своему соседу:
– Давайте не будем знакомы.
– Давайте, – согласился тот.
Он понимал, что скульптору просто хотелось
некоторое время не разговаривать и даже не
здороваться практически ни с кем.
* * *
Анна Семеновна довольно долго не могла
найти себе натурщика для одного портрета.
– Лепите меня, – предложил ей один из знакомых.
Голубкина взглянула на него особым
профессиональным взглядом и отвернулась со
словами:
– Фу, какая гадость.
* * *
Впрочем, по отношению к собственной
внешности Анна Семеновна была не менее критична.
Как-то раз художник Нестеров предложил написать
с нее картину. Голубкина отказывалась.
– В ноги поклонюсь – только дайте написать ваш
портрет! – не отставал Нестеров.
– А я на колени встану, – ответила Голубкина,
только не пишите эту старую безумную рожу.
* * *
Один из очевидцев писал: “Хоронили Анну
Семеновну просто и торжественно. Отдать
последний долг пришли крестьяне из ближайших к
Зарайску деревень, прибыли представители
организаций культуры”.
* * *
Скульптор С.Т.Коненков писал после
смерти Голубкиной: “Искусству, родному русскому
искусству отдала все свои силы Анна Семеновна
Голубкина. Ее жизнь – пример для современных
советских художников. Да только ли художников? Ее
жизнь – высокий нравственный образец”.
* * *
Юрий Нагибин писал о Голубкиной: “Она
обладала теми редкими достоинствами, которые в
полном наборе можно встретить разве что в
юбилейных речах и некрологах, допускающих любую
степень преувеличения: бескорыстием,
неподкупностью, кристальной честностью,
правдивостью, прямотой, независимостью,
смелостью, добротой, щедростью до последнего
грошика, а главное, цельностью, исключающей
разнобой в мыслях, чувствах и поступках.
Перечисленного уже достаточно, чтобы в
соглашательском, прагматичном мире человеку
было очень трудно жить. А Голубкина была еще
нетерпима, аскетична, бескомпромиссна в личных и
общественных отношениях. Она порывала с самыми
близкими людьми, если в общении возникал даже
чуть слышный фальшивый звук. Когда на собрании
скульпторов (это было уже после революции)
послышались голоса, требовавшие разных
привилегий и гостинцев, Анна Семеновна сказала:
“Не надо предъявлять никаких требований к новой
власти, нужно, чтобы она окрепла”. Это не вызвало
расположения к ней коллег, а ее обрекло на
нищенское существование до конца дней”.
* * *
В наши дни в Зарайске действует музей
Голубкиной. Он популярен настолько, что ему
посвящают стихи. Вот одно из них (Николай Дудин,
“В музее А.С.Голубкиной”):
Я снова и снова в музее –
В суровом волшебном краю.
Любуюсь, волнуюсь, светлею,
У каждой скульптуры стою.
Зарайск. Ее детство и юность,
Ее вдохновенья родник,
И воля, и поиск, и думы,
И творческой радости миг.
Зарайск. Это – в поле дорожки.
Она проложила здесь след
Босая – не в красных сапожках –
По росной прохладной земле.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|