ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N31
СЮЖЕТЫ
Зараза
Слово “Зарайск” – одно из самых
благозвучных на российской карте. Это не
какие-нибудь Малые Гнилушки или же Большие
Шатуны. Однако же первоначальное название этого
города было не слишком симпатичным.
Самой, пожалуй что, пронзительной историей
за все время существования Зарайска было
нашествие хана Батыя. В “Повести о разорении
Рязани Батыем” о том говорится: “В год 6747 (1237). В
двенадцатый год по перенесении чудотворного
образа из Корсуня пришел на русскую землю
безбожный царь Батый со множеством воинов
татарских и стал на реке на Воронеже близ земли
Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к
великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому,
требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и
во всяких людях, и в остальном. И услышал великий
князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии
безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город
Владимир к благоверному великому князю Георгию
Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи
против безбожного царя Батыя или чтобы сам на
него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович
Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал,
задумав один сразиться с Батыем. И услышал
великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет
ему помощи от великого князя Георгия
Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за
братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем
Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем
Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за
Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И
стали совет держать, как утолить нечестивца
дарами. И послал сына своего князя Федора
Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с
дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной
на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич
на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары,
и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли.
Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый
дары принял и во лжи своей притворно обещал не
ходить войной на Рязанскую землю. Но
хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И
стал просить у князей рязанских дочерей и сестер
к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по
зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у
князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из
царского рода и что всех прекраснее она красотой
телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в
неверии своем, распалился в похоти своей и сказал
князю Федору Юрьевичу: “Дай мне, княже, изведать
красоту жены твоей”. Благоверный же князь Федор
Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: “Не
годится нам, христианам, водить к тебе,
нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас
одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь”.
Безбожный царь Батый разъярился, и оскорбился, и
тотчас повелел убить благоверного князя Федора
Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание
зверям и птицам, и других князей и воинов лучших
поубивал.
И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по
имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на
славное тело честного своего господина; и увидев,
что никто его не охраняет, взял возлюбленного
своего государя и тайно схоронил его. И поспешил
к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей,
как нечестивый царь Батый убил благоверного
князя Федора Юрьевича.
Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то
время в превысоком тереме своем и держала
любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как
услышала она эти смертоносные слова, исполненные
горести, бросилась она из превысокого терема
своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю
и разбилась до смерти”.
Такая вот история.
По другой легенде, Евпраксия выбросилась не из
терема, а с колокольни храма. Но так или иначе все
это происходило на территории нынешнего
Зарайска. А “разбиться до смерти” в то время
называлось “заразиться”, то есть зараз умереть.
И якобы именно это обстоятельство и послужило
поводом для топонима – город назвали Заразск, а
впоследствии для благозвучия переименовали в
Зарайск.
Поэт Мей записал в своем стихотворении:
…И оттоле то место – Заразом
прозвалося,
Потому что на нем заразилася
С милым чадом княгиня Евпраксия.
Княгиня Евпраксия стала зваться
доброзрачной, и легенда по сей день считается
чуть ли не научно доказанным фактом. Во всяком
случае, в путеводителях она приводится с
завидным постоянством и сомнениям не
подвергается.
Но историки, как водится, не дремлют. Историк
Иловайский утверждал еще полтора века тому
назад: “Что касается до имени Зарайск (в Книге
Большому Чертежу Заразеск), то нельзя
утвердительно сказать, чтобы оно произошло от
глагола заразить; есть слово заразы, означающее
одну (лесистую) местность на крутом берегу
Москвы. По мнению некоторых, Зарайск находится в
связи со словом рясы, в таком случае происходит
от одного корня с Рязанью, Ряжском и пр.”.
Другой исследователь сообщал: “Нельзя
положительно утверждать, чтобы слово Зарайск
происходило от глагола заразить. Происходящее от
него слово зараза имеет различные чисто местные
значения, коими обозначаются местности
совершенно разного топографического
характера”.
Предлагались различные версии: якобы здесь
содержали зараженных чумой или же здесь
проживали эрзя (мордовские народы). Споры о
названии “Зарайск” ведутся по сей день. Но
окончательной и убедительной и, главное,
красивой версии никто из критиков легенды пока
не предложил.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|