ДЕНЬ ВЫПУСКНИКА
Трудно сказать почему, но в школах
России установилась традиция: в первую неделю
февраля туда приходят ставшие взрослыми
вчерашние ученики. У них теперь новые проблемы.
Кто-то уже сдал первую сессию; кто-то устроился на
работу; некоторые женились, вышли замуж; часть
мальчишек ушли в армию… Взрослая жизнь идет
полным ходом, а молодые люди идут в школу, чтобы
встретиться друг с другом и со своими учителями.
В первый год после выпуска почти все собираются
именно в школе. И ради этого готовы снова, на один
вечер, стать учениками... Привычка? Необходимость?
Ностальгия?
Почему выпускникам так важно собраться именно в
школе? Поводы у всех разные. Некоторые приходят,
чтобы показать учителям: вот вы нас ругали,
говорили, что ничего из нас не получится, а
посмотрите, какие мы теперь! Другие идут, чтобы
поделиться своими радостями и печалями: столько
лет учителей волновало, что с ними происходит,
значит, это действительно важно…
Странный это день, первая суббота февраля. С
одной стороны, никому не нужный: выпускники уже
не зависят от школы, а у учителей других забот
навалом. С другой – необходимый всем.
Школа, которую помнят
В монологах недавних выпускников
Я считаю, что с учителями мне повезло, и
вспоминаю их добрым словом. Но сейчас не общаюсь.
Главное понять – они тоже люди и у них свои
проблемы. Часто случается, что класс любит
посмеяться над учителем или поставить его в
неловкое положение (это в основном «средние»
классы, допустим, 6–9, но бывает и в старших). По
разным причинам. Просто так. Я не исключение, и
сейчас мне бывает стыдно, если я об этом
вспоминаю.
Лена Р., выпускница 1999 года
Наших учителей я вспоминаю с радостью.
Ежегодно захожу в школу, но не ко всем, а к завучу
(она вела у нас алгебру и геометрию). Иду первого
сентября по школе, встречаю других учителей,
здороваюсь, но говорю: «Я к Е.А.», и вижу, как они
ревнуют!
Вообще по своему отношению я делю учителей на три
категории: во-первых, те, к кому отношусь с
огромной любовью и уважением, во-вторых, те, у
кого вижу и достоинства, и недостатки, и те
учителя, которых как не любил, так и не люблю.
Я отношусь с уважением к тем учителям, которые
требовали знаний по своему предмету, не принимая
во внимание никаких смягчающих обстоятельств,
даже если мне самому от такой принципиальности
было тяжело. Если учитель все готов простить –
это, по-моему, бесхарактерность. Но с ученика
нужно требовать по его способностям: много
спрашивать можно с того, кому много дано, и не
имеет смысла требовать то, чего ученик не может.
Павел К., выпускник 2000 года
На наш день лицея приходят почти все
учителя, даже те, кто уже там не работает.
А из класса на день лицея стараются попасть даже
те, кто уехал жить за границу, специально
подгадывают время своего приезда в Москву. Так
было все пять лет института, только вот на первом
курсе не пришли двое ребят, которые не поступили.
Потому что в день лицея все выпускники выходят на
сцену и каждый говорит, где учится. Легко ли выйти
и сказать всем, что нигде не учишься? Но и в этом
году из моего выпуска на день лицея пришли далеко
не все, потому что этим летом мы закончили
институты. И если год назад, два года назад многие
приходили и кидали понты – какие они классные и в
каких они крутых институтах учатся, то в этом
году наступило время прийти и сказать, что же из
всего этого вышло на самом деле в настоящей,
взрослой жизни. То есть прийти и сказать: «Я
работаю там-то и там-то и получаю тысячу
долларов» или: «Я учусь в аспирантуре». А никто из
тех бывших вундеркиндов сказать так сейчас не
может, потому что и работает не в таком месте,
каким можно похвастаться, и получает не столько,
а кто-то в институте никак не доучится – то
отчислится, то восстановится.
Наш класс набрали в восьмом, мы пришли из разных
мест, все разные. На нашем самом первом классном
часе классная руководительница сказала:
«Сегодня вы все можете начать жизнь с чистого
листа: вас еще никто не знает».
Но дальше мы испытали самый настоящий стресс от
выхода из инкубатора. Когда закончили школу,
образовался вакуум. В академии мне было сложно
снова начать строить отношения в коллективе с
нуля, зная, что так, как в лицее, уже не будет. Вот я
их и не построила. Кто-то больше вспоминает
студенческие компании, а для меня свои – это
только лицейские.
Маша Ш., выпускница 1998 года
С одноклассниками мы в основном не
встречались с первого по пятый курс, а летом
после пятого вдруг снова начали встречаться. Я
совершенно не знаю, почему так получилось –
столько времени не виделись, и вдруг снова всех
друг к другу потянуло. Мы даже создали сайт
нашего класса в Интернете, на котором вывешиваем
наши фотографии – как старые школьные, так и
современные, а еще на сайте у нас есть форум, в
котором мы договариваемся о встречах и просто
общаемся.
Когда я встречаюсь с одноклассниками, меня очень
мало волнует, каких успехов они достигли, чем
могут похвастаться – я просто счастлив их видеть
такими уже взрослыми, и практически в каждом за
это время открылось что-то новое, они стали не
такими, как в школе. Мне кажется очень противной
сама идея прийти на встречу выпускников, чтобы
выпендриться: «Вот какой (какая) я стал(а)», или
рассматривать с этой точки зрения своих
одноклассников. Поэтому если вдруг я вижу в себе
зачатки такого желания, я их подавляю на корню.
Но мне очень интересно, почему несколько человек
на наши встречи не приходят, хотя мы их исправно
оповещаем. Одна моя одноклассница сказала про
другую, не пришедшую: «Она ни за что к нам не
придет, потому что мы помним ее слабой, а она себя
теперь чувствует совсем другой». Но я не верю, что
причина в этом, да и не помнит никто ее слабой, мы
ее все очень любим и соскучились.
Николай П., выпускник 2000 года
Надо сказать, что без нашей классной
руководительницы нашего класса не получилось бы.
Другие классы у нас в школе тоже были дружные, но
так, как у нас, не было ни у кого. Мы все время
говорили, что нас в классе не 24, а 25 – считая ее. Мы
были первыми, у кого она была классным
руководителем, до нас она руководила
фотокружком. После нас она взяла еще один класс,
но не смогла довести его до окончания школы и
потом уже в школе не работала. Наверно, потому она
и сыграла в нашей жизни такую роль, что не была
обычной учительницей и мы не были для нее одним
из многих других классов. Это было эксклюзивное
производство, и поставить его на поток оказалось
невозможно.
Сейчас, правда, наша классная говорит, что жалеет
о многих своих поступках, которые влияли на нашу
жизнь. Она считает, что слишком много прикрывала
нас тогда и от других учителей, и от наших
родителей и что нам это было не на пользу.
Например, у одной девочки была в четверти двойка
по какому-то предмету. Классная в журнал
поставила двойку, а в дневник – тройку, потому
что знала, что родители будут девочку ругать. Об
этой двойке родители никогда не узнали. Она очень
жалеет, что защищала после девятого класса
одного мальчика, которого все остальные учителя
хотели выгнать. Мальчик был умненький, но в
девятом классе стал полным разгильдяем и
нахватал двоек по всем предметам. Она просила
учителей, защищала. Школу он закончил. Зато
недавно его в очередной раз выгнали из института.
И классная говорит, что если бы тогда он увидел
последствия своей безалаберности, жизнь не была
бы для него такой легкой – пришлось бы что-то
делать самому. Ведь то же самое, что было в школе,
у него произошло с институтом, просто позже, и там
никто уже с ним не нянчился.
Ксения Ф., выпускница 2002 года
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|