ДЕНЬ ВЫПУСКНИКА
Трудно сказать почему, но в школах
России установилась традиция: в первую неделю
февраля туда приходят ставшие взрослыми
вчерашние ученики. У них теперь новые проблемы.
Кто-то уже сдал первую сессию; кто-то устроился на
работу; некоторые женились, вышли замуж; часть
мальчишек ушли в армию… Взрослая жизнь идет
полным ходом, а молодые люди идут в школу, чтобы
встретиться друг с другом и со своими учителями.
В первый год после выпуска почти все собираются
именно в школе. И ради этого готовы снова, на один
вечер, стать учениками... Привычка? Необходимость?
Ностальгия?
Почему выпускникам так важно собраться именно в
школе? Поводы у всех разные. Некоторые приходят,
чтобы показать учителям: вот вы нас ругали,
говорили, что ничего из нас не получится, а
посмотрите, какие мы теперь! Другие идут, чтобы
поделиться своими радостями и печалями: столько
лет учителей волновало, что с ними происходит,
значит, это действительно важно…
Странный это день, первая суббота февраля. С
одной стороны, никому не нужный: выпускники уже
не зависят от школы, а у учителей других забот
навалом. С другой – необходимый всем.
Уроки возвращений
Наши бывшие ученики приходят в школу,
чтобы вспоминать, чтобы сравнивать, чтобы
смеяться и грустить. И – чтобы на какое-то
мгновение стать нашими учителями
Необычная традиция
Встречи выпускников есть во всех
странах, но в России это традиция особенная. В
Германии, Дании, Франции, Америке, Японии – в
большинстве стран мира выпускников приглашают в
школы лишь через несколько лет (обычно лет через
десять) после окончания. Такие встречи
организуются в первую очередь частными
престижными школами и колледжами. Главным
образом это делается для того, чтобы провести
рекламную кампанию своего учебного заведения и
найти новых спонсоров: ведь от дальнейшей
успешности выпускников школы зависит, приведут
ли туда своих детей нынешние родители.
У нас долгое время встречи выпускников
проводились во всех школах ежегодно, причем
приходили туда (и приглашались!) в основном
выпускники последнего года. Им на вечере
отводилась почетная роль «виновников
торжества»: о них говорили на торжественной
части, им предлагали пообщаться в бывшей
классной комнате. Только в последние годы
регулярные встречи стали отменяться, и теперь
многие школы приглашают выпускников раз в
несколько лет.
Постепенно изменяется и смысл этих встреч: они
все чаще носят чисто коммерческий характер.
Выпускникам предлагают войти в попечительские
советы, помочь школе спонсорскими взносами. И в
этом, похоже, мы начинаем копировать западные
школы. Но так ли уж бессмысленно проведение
ежегодных встреч?
Награды находят героев
Как встречи выпускников стали
всесоюзной традицией, сегодня почти никто и не
помнит. До войны такого праздника, проводимого по
всей стране в один день, не было. Когда в 1946 году
ввели медали за отличную учебу (после решения,
принятого в год окончания Великой
Отечественной), оказалось, что вручить их не
могут на выпускном вечере, не успевают вовремя
подготовить необходимое количество. Вот именно
для торжественного вручения медалей и
приглашались выпускники. К этому дню собирались
все необходимые документы, медали могли быть
доставлены в самые отдаленные уголки Страны
Советов. Только в московских школах это успевали
сделать к началу осени и медали иногда вручали
первого сентября. На встречах в феврале
чествовали тех, кто блестяще учился и «в битве со
знаниями» победил, выстоял.
Но встречи, которые организовывались сначала с
чисто практической целью вручения наград, стали
важным моментом в жизни школ, учителей,
выпускников. И похоже, это произошло не случайно.
Центр культуры
Школа, как и раньше, продолжает
оставаться центром культуры. Особенно четко это
видно в селах, деревнях, небольших поселках –
там, где детям и подросткам некуда пойти после
уроков. Поэтому многие школы открыты с утра и до
позднего вечера, предлагая детям массу
интересных дел. Учителя снова берут на себя
ответственность за воспитание. В хороших школах
дети находятся не только во время уроков. Они в
них живут, а домой ходят только поспать,
переодеться.
А потом дети заканчивают школы. Тяжелее всего
переживают расставание те, кто с любовью потом
вспоминает о ней. Школа – второй дом. И чем
надежнее, добрее, значимей был этот дом, тем
тяжелее из него уходить.
А кто-то уходит и словно вырезает школу из памяти.
Все, баста, больше не надо! Причем далеко не
всегда так думают только самые «сложные»
ученики. В лучших школах есть те, кто туда больше
никогда не возвращается и даже при встрече с
бывшими одноклассниками делает вид, что их не
знает. Неблагодарные? Или мы, учителя, когда-то
допустили грубые ошибки, работая с ними? Есть о
чем задуматься…
Кому нужнее эти встречи?
Вопрос, кому нужнее эти встречи, не так
прост. Спросите любых взрослых людей, что они
помнят о тех своих первых встречах выпускников, и
ответы будут очень похожими: ходили в школу,
разговаривали с учителями, ничего особенного.
Спросите о том же учителей, и они расскажут массу
удивительных историй. То, что происходит с их
учениками во взрослой жизни, как они вспоминают
потом школу, заставляет педагогов глубже
задумываться о своей профессии. Можно прочитать
сто умных книг о том, что школа не должна быть
передатчиком знаний, что каждый ребенок –
индивидуальность, но так ничего и не понять. А
потом услышать одну-единственную фразу от своего
выпускника и в корне измениться.
Обыкновенные истории
Помню, как на меня набросилась на улице
выпускница: «Как я рада вас видеть! А знаете, у
меня двое детей, и обоих я рожала дома, в ванной!»
Боже, но это-то здесь при чем?! Оказалось, на это ее
подвигли... мои уроки биологии, те, на которых мы
обсуждали происхождение человека. Чтобы дать
ребятам возможность подумать, порассуждать, я
рассказала о разных гипотезах происхождения
человека и предложила провести дискуссию.
Большинство «отстаивали» официальную гипотезу:
мол, все знают, что нашими предками были обезьяны.
А эта девочка мужественно встала в оппозицию: мы
вышли из воды, и точка. Надо же, какое сильное
влияние оказал тот урок на нее, будущую мать. Если
бы мы знали, чему на самом деле учатся у нас
ребята…
А вот учительница с почти сорокалетним стажем
говорит нам, тем, что помоложе: «Мне сделали на
встрече выпускников такие комплименты, что даже
не знаю, радоваться или расстраиваться. Дима
поблагодарил за то, что я ему многое прощала, «не
терроризировала», а его одноклассница сказала,
что только теперь, учась в институте, она поняла,
как я была права, когда заставляла ее выучивать
наизусть множество формул. Хотя в одиннадцатом
классе она, оказывается, просто ненавидела меня
за это. Одному хорошо оттого, что его прощали,
делали поблажки, а другая счастлива, что с нее
требовали слишком много. Как угодить всем? Как не
ошибиться? Хорошо ли, что мальчику многое прощала
– может, чуть позже он вовсе не захочет меня за
это благодарить?» Сложный вопрос, ответ на
который мы ищем всю жизнь.
Очередная встреча выпускников. Ко мне подходит
Инга, бывшая ученица, и спрашивает разрешения
сказать что-то важное, но не очень приятное для
меня. Она всегда училась очень хорошо, особенно
по моему предмету. Ее работы выделялись из всех:
чувствовались неподдельный интерес,
увлеченность, знания. А потом, в середине
десятого класса, вдруг что-то изменилось. Нет, не
что-то, а все. Она продолжала оставаться
тактичной, на все вопросы отвечала правильно, но
исчез тот задор, та самобытность, которые всегда
отличали ее от других ребят. И вот теперь она,
серьезно глядя мне в глаза, объясняет, что же
тогда произошло. Оказывается, однажды Инга что-то
сказала своей соседке по парте, и девушки громко
захохотали на весь класс, перебив мой рассказ. Я
спросила, что их так развеселило, а в ответ
услышала, что они смеются просто так, без всякого
на то повода. «Ну что ж, – сказала я, – смех без
причины признак сами знаете чего». И продолжила
урок. Эта фраза, произнесенная публично,
оттолкнула девушку и от меня, и от предмета,
который я преподавала. Я забыла про эту историю
ровно через пять минут. Она отказалась от мечты
стать биологом, помнила об этом много лет и лишь
став совсем взрослой смогла рассказать мне.
Спасибо, что рассказала. Острый язык хорош в
общении с ровесниками. Им нужно очень осторожно
пользоваться учителю. Я постараюсь это
запомнить.
Похожая история случилась с моей подругой:
«Помню девочку Катю, про которую я как-то на уроке
сказала, что она «сидит как вдовствующая
королева». А ей послышалось «толстая королева».
Это было для нее ударом, так как она
действительно была довольно полной. К сожалению,
выяснилось это гораздо позже. После одного из
вечеров встреч ко мне подошла классная
руководительница Кати. Ей бывшая ученица
рассказала про этот случай, а мне – нет. Конечно,
потом мы разобрались, и я думаю, что теперь Катя
не держит на меня зла, но бедная девочка еще года
два после школы жила с такой обидой. Подобные
случаи еще раз доказывают необходимость встреч с
бывшими учениками, ведь они дают возможность нам,
учителям, прояснить или исправить какие-то
ситуации, сказать недосказанное.
Чтобы работать лучше
Когда учитель уходит на пенсию, что он
вспоминает о своей работе? Методики, которыми
пользовался? Борьбу с администрацией? Отсутствие
мела и необходимых учебных пособий? Нет. В первую
очередь вспоминаются выпускники. Они не остаются
в прошлом – они в настоящем. Они живут рядом с
нами, иногда помогают, иногда мстят. Когда
встречаешься с ними, жизнь окрашивается в другой
цвет, и становится понятно, зачем столько лет
провел у школьной доски. И как ты провел эти годы.
«Этот магазин открыли мои выпускники», – с
гордостью заявляет учитель и, улыбаясь, ведет
меня прямо в кабинет директора. А тот в одно
мгновение, прямо на глазах у изумленных
подчиненных, превращается из всемогущего
начальника в радостного мальчишку: «Проходите,
пожалуйста! Как я рад вас видеть! Чай? Кофе? Может
быть, я могу вам чем-то помочь?» Нет, ничего не
надо учителю. Он пришел только за этой улыбкой.
Знакомая картина, не правда ли?
На улице к учительнице подходит совершенно
незнакомая женщина и предлагает донести тяжелый
чемодан. Та отказывается, говорит, что это
неудобно, и слышит в ответ: «Что вы, мы же так
давно знакомы! У вас училась французскому языку
моя дочь. Весь восьмой класс она помогала
мальчикам, пришедшим в класс из другой школы. Вы
попросили помочь, вот они и старались: переводили
тексты (она переводила, а я записывала), потом
давали перевод ребятам, читали вслух
по-французски, а те следили по переводу. Сколько
счастья было, когда все поняли, что справились:
мальчики получили хорошие отметки за год. А моя
дочь теперь свободно владеет языком!»...
В традиции проводить встречи выпускников больше
смысла, чем могли предположить те, кто ее когда-то
основал. И дело не в медалях и не в торжественной
части. Это хороший момент для осмысления, причем
в этот день рефлексией занимаются все вместе:
выросшие ученики и работающие с новыми детьми
учителя.
Приближается очередная встреча выпускников, а
точнее – встреча с выпускниками…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|