Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕНЬ ВЫПУСКНИКА 
 

Трудно сказать почему, но в школах России установилась традиция: в первую неделю февраля туда приходят ставшие взрослыми вчерашние ученики. У них теперь новые проблемы. Кто-то уже сдал первую сессию; кто-то устроился на работу; некоторые женились, вышли замуж; часть мальчишек ушли в армию… Взрослая жизнь идет полным ходом, а молодые люди идут в школу, чтобы встретиться друг с другом и со своими учителями. В первый год после выпуска почти все собираются именно в школе. И ради этого готовы снова, на один вечер, стать учениками... Привычка? Необходимость? Ностальгия?
Почему выпускникам так важно собраться именно в школе? Поводы у всех разные. Некоторые приходят, чтобы показать учителям: вот вы нас ругали, говорили, что ничего из нас не получится, а посмотрите, какие мы теперь! Другие идут, чтобы поделиться своими радостями и печалями: столько лет учителей волновало, что с ними происходит, значит, это действительно важно…
Странный это день, первая суббота февраля. С одной стороны, никому не нужный: выпускники уже не зависят от школы, а у учителей других забот навалом. С другой – необходимый всем.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Уроки возвращений

Наши бывшие ученики приходят в школу, чтобы вспоминать, чтобы сравнивать, чтобы смеяться и грустить. И – чтобы на какое-то мгновение стать нашими учителями

Необычная традиция

Встречи выпускников есть во всех странах, но в России это традиция особенная. В Германии, Дании, Франции, Америке, Японии – в большинстве стран мира выпускников приглашают в школы лишь через несколько лет (обычно лет через десять) после окончания. Такие встречи организуются в первую очередь частными престижными школами и колледжами. Главным образом это делается для того, чтобы провести рекламную кампанию своего учебного заведения и найти новых спонсоров: ведь от дальнейшей успешности выпускников школы зависит, приведут ли туда своих детей нынешние родители.
У нас долгое время встречи выпускников проводились во всех школах ежегодно, причем приходили туда (и приглашались!) в основном выпускники последнего года. Им на вечере отводилась почетная роль «виновников торжества»: о них говорили на торжественной части, им предлагали пообщаться в бывшей классной комнате. Только в последние годы регулярные встречи стали отменяться, и теперь многие школы приглашают выпускников раз в несколько лет.
Постепенно изменяется и смысл этих встреч: они все чаще носят чисто коммерческий характер. Выпускникам предлагают войти в попечительские советы, помочь школе спонсорскими взносами. И в этом, похоже, мы начинаем копировать западные школы. Но так ли уж бессмысленно проведение ежегодных встреч?

Награды находят героев

Как встречи выпускников стали всесоюзной традицией, сегодня почти никто и не помнит. До войны такого праздника, проводимого по всей стране в один день, не было. Когда в 1946 году ввели медали за отличную учебу (после решения, принятого в год окончания Великой Отечественной), оказалось, что вручить их не могут на выпускном вечере, не успевают вовремя подготовить необходимое количество. Вот именно для торжественного вручения медалей и приглашались выпускники. К этому дню собирались все необходимые документы, медали могли быть доставлены в самые отдаленные уголки Страны Советов. Только в московских школах это успевали сделать к началу осени и медали иногда вручали первого сентября. На встречах в феврале чествовали тех, кто блестяще учился и «в битве со знаниями» победил, выстоял.
Но встречи, которые организовывались сначала с чисто практической целью вручения наград, стали важным моментом в жизни школ, учителей, выпускников. И похоже, это произошло не случайно.

Центр культуры

Школа, как и раньше, продолжает оставаться центром культуры. Особенно четко это видно в селах, деревнях, небольших поселках – там, где детям и подросткам некуда пойти после уроков. Поэтому многие школы открыты с утра и до позднего вечера, предлагая детям массу интересных дел. Учителя снова берут на себя ответственность за воспитание. В хороших школах дети находятся не только во время уроков. Они в них живут, а домой ходят только поспать, переодеться.
А потом дети заканчивают школы. Тяжелее всего переживают расставание те, кто с любовью потом вспоминает о ней. Школа – второй дом. И чем надежнее, добрее, значимей был этот дом, тем тяжелее из него уходить.
А кто-то уходит и словно вырезает школу из памяти. Все, баста, больше не надо! Причем далеко не всегда так думают только самые «сложные» ученики. В лучших школах есть те, кто туда больше никогда не возвращается и даже при встрече с бывшими одноклассниками делает вид, что их не знает. Неблагодарные? Или мы, учителя, когда-то допустили грубые ошибки, работая с ними? Есть о чем задуматься…

Кому нужнее эти встречи?

Вопрос, кому нужнее эти встречи, не так прост. Спросите любых взрослых людей, что они помнят о тех своих первых встречах выпускников, и ответы будут очень похожими: ходили в школу, разговаривали с учителями, ничего особенного. Спросите о том же учителей, и они расскажут массу удивительных историй. То, что происходит с их учениками во взрослой жизни, как они вспоминают потом школу, заставляет педагогов глубже задумываться о своей профессии. Можно прочитать сто умных книг о том, что школа не должна быть передатчиком знаний, что каждый ребенок – индивидуальность, но так ничего и не понять. А потом услышать одну-единственную фразу от своего выпускника и в корне измениться.

Обыкновенные истории

Помню, как на меня набросилась на улице выпускница: «Как я рада вас видеть! А знаете, у меня двое детей, и обоих я рожала дома, в ванной!» Боже, но это-то здесь при чем?! Оказалось, на это ее подвигли... мои уроки биологии, те, на которых мы обсуждали происхождение человека. Чтобы дать ребятам возможность подумать, порассуждать, я рассказала о разных гипотезах происхождения человека и предложила провести дискуссию. Большинство «отстаивали» официальную гипотезу: мол, все знают, что нашими предками были обезьяны. А эта девочка мужественно встала в оппозицию: мы вышли из воды, и точка. Надо же, какое сильное влияние оказал тот урок на нее, будущую мать. Если бы мы знали, чему на самом деле учатся у нас ребята…
А вот учительница с почти сорокалетним стажем говорит нам, тем, что помоложе: «Мне сделали на встрече выпускников такие комплименты, что даже не знаю, радоваться или расстраиваться. Дима поблагодарил за то, что я ему многое прощала, «не терроризировала», а его одноклассница сказала, что только теперь, учась в институте, она поняла, как я была права, когда заставляла ее выучивать наизусть множество формул. Хотя в одиннадцатом классе она, оказывается, просто ненавидела меня за это. Одному хорошо оттого, что его прощали, делали поблажки, а другая счастлива, что с нее требовали слишком много. Как угодить всем? Как не ошибиться? Хорошо ли, что мальчику многое прощала – может, чуть позже он вовсе не захочет меня за это благодарить?» Сложный вопрос, ответ на который мы ищем всю жизнь.
Очередная встреча выпускников. Ко мне подходит Инга, бывшая ученица, и спрашивает разрешения сказать что-то важное, но не очень приятное для меня. Она всегда училась очень хорошо, особенно по моему предмету. Ее работы выделялись из всех: чувствовались неподдельный интерес, увлеченность, знания. А потом, в середине десятого класса, вдруг что-то изменилось. Нет, не что-то, а все. Она продолжала оставаться тактичной, на все вопросы отвечала правильно, но исчез тот задор, та самобытность, которые всегда отличали ее от других ребят. И вот теперь она, серьезно глядя мне в глаза, объясняет, что же тогда произошло. Оказывается, однажды Инга что-то сказала своей соседке по парте, и девушки громко захохотали на весь класс, перебив мой рассказ. Я спросила, что их так развеселило, а в ответ услышала, что они смеются просто так, без всякого на то повода. «Ну что ж, – сказала я, – смех без причины признак сами знаете чего». И продолжила урок. Эта фраза, произнесенная публично, оттолкнула девушку и от меня, и от предмета, который я преподавала. Я забыла про эту историю ровно через пять минут. Она отказалась от мечты стать биологом, помнила об этом много лет и лишь став совсем взрослой смогла рассказать мне. Спасибо, что рассказала. Острый язык хорош в общении с ровесниками. Им нужно очень осторожно пользоваться учителю. Я постараюсь это запомнить.
Похожая история случилась с моей подругой: «Помню девочку Катю, про которую я как-то на уроке сказала, что она «сидит как вдовствующая королева». А ей послышалось «толстая королева». Это было для нее ударом, так как она действительно была довольно полной. К сожалению, выяснилось это гораздо позже. После одного из вечеров встреч ко мне подошла классная руководительница Кати. Ей бывшая ученица рассказала про этот случай, а мне – нет. Конечно, потом мы разобрались, и я думаю, что теперь Катя не держит на меня зла, но бедная девочка еще года два после школы жила с такой обидой. Подобные случаи еще раз доказывают необходимость встреч с бывшими учениками, ведь они дают возможность нам, учителям, прояснить или исправить какие-то ситуации, сказать недосказанное.

Чтобы работать лучше

Когда учитель уходит на пенсию, что он вспоминает о своей работе? Методики, которыми пользовался? Борьбу с администрацией? Отсутствие мела и необходимых учебных пособий? Нет. В первую очередь вспоминаются выпускники. Они не остаются в прошлом – они в настоящем. Они живут рядом с нами, иногда помогают, иногда мстят. Когда встречаешься с ними, жизнь окрашивается в другой цвет, и становится понятно, зачем столько лет провел у школьной доски. И как ты провел эти годы.
«Этот магазин открыли мои выпускники», – с гордостью заявляет учитель и, улыбаясь, ведет меня прямо в кабинет директора. А тот в одно мгновение, прямо на глазах у изумленных подчиненных, превращается из всемогущего начальника в радостного мальчишку: «Проходите, пожалуйста! Как я рад вас видеть! Чай? Кофе? Может быть, я могу вам чем-то помочь?» Нет, ничего не надо учителю. Он пришел только за этой улыбкой. Знакомая картина, не правда ли?
На улице к учительнице подходит совершенно незнакомая женщина и предлагает донести тяжелый чемодан. Та отказывается, говорит, что это неудобно, и слышит в ответ: «Что вы, мы же так давно знакомы! У вас училась французскому языку моя дочь. Весь восьмой класс она помогала мальчикам, пришедшим в класс из другой школы. Вы попросили помочь, вот они и старались: переводили тексты (она переводила, а я записывала), потом давали перевод ребятам, читали вслух по-французски, а те следили по переводу. Сколько счастья было, когда все поняли, что справились: мальчики получили хорошие отметки за год. А моя дочь теперь свободно владеет языком!»...
В традиции проводить встречи выпускников больше смысла, чем могли предположить те, кто ее когда-то основал. И дело не в медалях и не в торжественной части. Это хороший момент для осмысления, причем в этот день рефлексией занимаются все вместе: выросшие ученики и работающие с новыми детьми учителя.
Приближается очередная встреча выпускников, а точнее – встреча с выпускниками…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru