КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Ушел в Сеть и не вернулся
Вокруг фильмов «Матрица...»
Обдумывая феномен непостижимого
фанатизма некоторых зрителей, которые в упор не
желают замечать очевидных художественных
недостатков фильмов «Матрица: Перезагрузка» и
«Матрица: Революция», продолжение фильма
«Матрица», я вспомнил об опросе, проведенном на
портале KinoZal.Ru.
Вопрос формулировался довольно провокационно:
«Мы все живем в матрице?». 18% участников ответили
строго утвердительно: «А где же еще!» Еще 16%
проголосовавших пожелали присоединиться к более
экстремальному выводу: «На самом деле матрица –
внутри нас». И только 10% людей твердо заявили: «Да
ничего подобного!» Также представляли интерес
отдельные самостоятельные высказывания: «Не
матрица, а ее суть живет с нами и в нас!», «Вообще
матрица творится у нас в головах, ведь внешнее
соответствует внутреннему», «Мы ее моделируем».
Кто-то привел классическую максиму «Жизнь – это
всего лишь сон». Но особенно запомнилась
следующая фраза: «Да: закрой глаза, и мира не
станет!»
А уже во время обсуждения на портале «Матрицы:
Революции» все-таки попалось редкое по
толковости соображение: «Это попытка построить
альтернативную (может быть, сказочную) модель
нашей жизни. Заставить ее жить, сделать
логичной». На фоне подобного замечания меркнет
даже весьма пространная и глубокомысленная
интерпретация одним из приверженцев «матричной
трилогии» всех ее сюжетных поворотов и
мельчайших нюансов, поскольку любой толкователь
путаного, хаотично-беспорядочного и в конечном
счете бестолкового произведения выглядит весьма
комично, как и тот, кто стал бы всерьез рассуждать
об уникальных колористических особенностях кучи
грязи.
Создатели-архитекторы «Нового Завета
компьютерного поколения» великолепно все
просчитали, запустив своеобразный «спам» еще в
первой серии, и он начал стремительно пожирать не
окрепшие от особого умствования мозги
подростков и молодежной аудитории. Для них
действительно явилось «откровение с небес» в
виде все объясняющей и оправдывающей идеи о
матричности нашего существования, которого,
возможно, на самом деле нет, а есть только
представление о том, что реальность якобы
наличествует.
Юная поросль с удовольствием подхватывает тезис
о доступности «Матрицы» только для посвященных,
а так называемые чайники никогда не догадаются, о
чем идет речь в послании братьев Вачовски.
Фактически мы имеем дело с типичной сказкой для
тех, кто ушел в Сеть и практически оттуда не
вернулся. «Матрица» является примером
современной индульгенции беглецам от подлинной
реальности, пытающимся создать некое подобие
технократической религии (Годфри Реджо, мудрый
творец «Накойкаци», вообще склонен считать это
«технофашизмом»), Неоучения в честь Спасителя из
XXIII века.
Между прочим, предыстория «Матрицы» уже изложена
в специальном «таймлайне», он стал достоянием
миллионов благодаря распространению по миру
весьма уважаемым информационным агентством
«Ассошиэйтед Пресс». Идеология «эскапизма» –
бегства от жизни, – которая по-своему выражалась
в движении хиппи или панков, приобрела на рубеже
двух столетий, более того – двух тысячелетий,
форму спецэффектного фантастического
кинозрелища, переложившего в весьма
адаптированном виде многие мысли, носившиеся в
воздухе на протяжении всего существования
человеческой цивилизации: условно говоря, от
Соломона и Моисея до Филипа Дика и Уильяма
Гибсона.
И ведь что примечательно – попытки
экранизировать сочинения двух упомянутых
классиков фантастики не привели к массовому буму
среди фанатиков «Блейд-раннера» или
«Джонни-Мнемоника». Кстати, «матричный Нео»,
ставший настоящей иконой для поклонников
трилогии братьев Вачовски, был сыгран Киану
Ривзом, который засветился не только в названном
«Джонни-Мнемонике», но и в «Маленьком Будде», где
исполнил роль как бы нового воплощения на Земле
самого Будды. Вот и в «Матрице» он оказался
человеческой ипостасью Бога.
Чего греха таить – для любого мало-мальски
культурного человека эта самая Нео-Библия
представляется сущим винегретом, своего рода
«Кентуккской киносолянкой», которая просто
напрашивается на то, чтобы быть спародированной
любителями позубоскалить над штампами в кино.
Впрочем, Энди и Лэрри Вачовски уже сами
«постарались», доведя первоначально
перспективную идею до примитивно-пошлого
воплощения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|