Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Ушел в Сеть и не вернулся

Вокруг фильмов «Матрица...»

Обдумывая феномен непостижимого фанатизма некоторых зрителей, которые в упор не желают замечать очевидных художественных недостатков фильмов «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», продолжение фильма «Матрица», я вспомнил об опросе, проведенном на портале KinoZal.Ru.
Вопрос формулировался довольно провокационно: «Мы все живем в матрице?». 18% участников ответили строго утвердительно: «А где же еще!» Еще 16% проголосовавших пожелали присоединиться к более экстремальному выводу: «На самом деле матрица – внутри нас». И только 10% людей твердо заявили: «Да ничего подобного!» Также представляли интерес отдельные самостоятельные высказывания: «Не матрица, а ее суть живет с нами и в нас!», «Вообще матрица творится у нас в головах, ведь внешнее соответствует внутреннему», «Мы ее моделируем». Кто-то привел классическую максиму «Жизнь – это всего лишь сон». Но особенно запомнилась следующая фраза: «Да: закрой глаза, и мира не станет!»
А уже во время обсуждения на портале «Матрицы: Революции» все-таки попалось редкое по толковости соображение: «Это попытка построить альтернативную (может быть, сказочную) модель нашей жизни. Заставить ее жить, сделать логичной». На фоне подобного замечания меркнет даже весьма пространная и глубокомысленная интерпретация одним из приверженцев «матричной трилогии» всех ее сюжетных поворотов и мельчайших нюансов, поскольку любой толкователь путаного, хаотично-беспорядочного и в конечном счете бестолкового произведения выглядит весьма комично, как и тот, кто стал бы всерьез рассуждать об уникальных колористических особенностях кучи грязи.
Создатели-архитекторы «Нового Завета компьютерного поколения» великолепно все просчитали, запустив своеобразный «спам» еще в первой серии, и он начал стремительно пожирать не окрепшие от особого умствования мозги подростков и молодежной аудитории. Для них действительно явилось «откровение с небес» в виде все объясняющей и оправдывающей идеи о матричности нашего существования, которого, возможно, на самом деле нет, а есть только представление о том, что реальность якобы наличествует.
Юная поросль с удовольствием подхватывает тезис о доступности «Матрицы» только для посвященных, а так называемые чайники никогда не догадаются, о чем идет речь в послании братьев Вачовски.
Фактически мы имеем дело с типичной сказкой для тех, кто ушел в Сеть и практически оттуда не вернулся. «Матрица» является примером современной индульгенции беглецам от подлинной реальности, пытающимся создать некое подобие технократической религии (Годфри Реджо, мудрый творец «Накойкаци», вообще склонен считать это «технофашизмом»), Неоучения в честь Спасителя из XXIII века.
Между прочим, предыстория «Матрицы» уже изложена в специальном «таймлайне», он стал достоянием миллионов благодаря распространению по миру весьма уважаемым информационным агентством «Ассошиэйтед Пресс». Идеология «эскапизма» – бегства от жизни, – которая по-своему выражалась в движении хиппи или панков, приобрела на рубеже двух столетий, более того – двух тысячелетий, форму спецэффектного фантастического кинозрелища, переложившего в весьма адаптированном виде многие мысли, носившиеся в воздухе на протяжении всего существования человеческой цивилизации: условно говоря, от Соломона и Моисея до Филипа Дика и Уильяма Гибсона.
И ведь что примечательно – попытки экранизировать сочинения двух упомянутых классиков фантастики не привели к массовому буму среди фанатиков «Блейд-раннера» или «Джонни-Мнемоника». Кстати, «матричный Нео», ставший настоящей иконой для поклонников трилогии братьев Вачовски, был сыгран Киану Ривзом, который засветился не только в названном «Джонни-Мнемонике», но и в «Маленьком Будде», где исполнил роль как бы нового воплощения на Земле самого Будды. Вот и в «Матрице» он оказался человеческой ипостасью Бога.
Чего греха таить – для любого мало-мальски культурного человека эта самая Нео-Библия представляется сущим винегретом, своего рода «Кентуккской киносолянкой», которая просто напрашивается на то, чтобы быть спародированной любителями позубоскалить над штампами в кино. Впрочем, Энди и Лэрри Вачовски уже сами «постарались», доведя первоначально перспективную идею до примитивно-пошлого воплощения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru