Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ОБРАЗ 

Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

Непохожие похожие герои

«Балет Евгения Панфилова» в отсутствие мастера

«БАБЫ. ГОД 1945». СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА

«БАБЫ. ГОД 1945». СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА

Недавно пермский «Балет Евгения Панфилова» снова выступил в Москве. Один из лучших спектаклей Мастера, «Ромео и Джульетта», показал: труппа по-прежнему в прекрасной форме. В этом не было бы ровным счетом ничего удивительного, если бы не одно «но». Полтора года назад Женя Панфилов трагически погиб в Перми, и стало непоправимо, безнадежно ясно: погиб виртуоз эпатажа, enfant terrible балетной тусовки – первый, а возможно, и последний истинный герой российского современного танца. Первооткрыватель и патриарх – для журналистов. Человек всепреодолевающей воли и нежнейшей души – для тех, кто его знал.
Бог весть сколько времени существует под Холмогорами Архангельской области деревня Пятково. Но лишь для одного из ее жителей название деревни стало прямо-таки символичным. Не какое-нибудь там Мысково или Крутые Подъемы, а именно Пятково. Здесь и надлежало родиться будущему первопроходцу российского современного танца Евгению Панфилову.
Тесная комнатушка при сельсовете в бывшем доме раскулаченных предков, многодетная семья, будни тракториста, армия. И внезапное (по крайней мере для всех вокруг) решение – танцевать. Амбиции рискового юнца, из ряда вон выходящие. Он выбрал не классический балет, а модерн! Что-то заморское, что-то заокеанское. Словом, что-то не наше.
Истинный русский самородок, Женя, однако, вовсе не хотел оставаться доморощенным талантом. Он очень хорошо знал цену и понимал ценность профессионализма. Потому помимо российских вузов (в том числе ГИТИСа) успешно закончил и школу «American Dance Festival» на родине танца модерн.
Самый первый свой коллектив, театр пластического танца «Импульс», Панфилов создал в 1979-м, еще будучи студентом Пермского института искусств и культуры. Официальный отсчет театральных сезонов начался в 1987 году, когда театр получил новое название: театр танца модерн «Эксперимент». В 1992-м он был реорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова», а в августе 2000-го получил новый статус – Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». Постепенно театр прирастал экзотическими труппами: помимо основной – это «Балет Толстых» (год рождения 1994-й), «Бойцовский Клуб» (2001) и «Бель-кордебалет-групп» (2002).
Изобретательный хореограф не просто использовал в своих конкретных целях данные юных качков или кустодиевских красавиц, что было бы вполне понятно и объяснимо на конвейере современного шоу-бизнеса. В здравом уме и твердой памяти он ставил перед собой задачу, казалось бы, невыполнимую и неблагодарную – сделать из неофитов профессионалов. И с успехом с этой задачей справлялся.
В «Бойцовский клуб» он набрал ребят с улицы, никто из них танцу никогда не учился, и остается лишь гадать, какими усилиями и какой верой Панфилов и его педагоги-репетиторы добились того, чего добились. В спектаклях «Бойцовского клуба» много агрессии, но от самих исполнителей (в отличие от их персонажей) агрессия не исходит. Дворовые – «качковые» – навыки своих подопечных Панфилов использовал как элемент видеоряда, эстетизируя их, ненавязчиво стилизуя, претворяя в некий орнамент. Сочетание творческой задачи, ребяческой природной наивности и безграничного доверия к Мастеру давало удивительный результат, рождало спектакли-ощущения.
Панфилов вообще большое значение придавал ощущениям. Не пластическим иллюстрациям или аналогам словопрений, а именно ощущениям. В «Уроках нежности» в исполнении «Балета Толстых» играл на соблазнительной и одновременно умиротворяющей фактуре. Здесь нет литературной подложки, а лишь законы физики и гравитации. И законы красоты. Панфилов заставлял своих артисток быть красивыми, а зрителя – убедиться в этом. Не обучал виртуозным па, не обламывал под существующий канон. Просто создавал для них новый, подсказанный самой природой и его профессиональным опытом.
Но как бы ни был хореограф талантлив, упорен и высокопрофессионален, ворожи он келейно, в зазеркалье репетиционных залов, не родилась бы личность такого масштаба. Не было бы энергетического пространства такой плотности и такой силы. То, что делал Евгений Панфилов, шире танца как такового. Возмутитель спокойствия строил свою жизнь на трезвом расчете, продумывая и десять раз выверяя каждый шаг, принимая во внимание тысячи привходящих обстоятельств. При этом Панфилов не делец, но деятель. Он был не просто художник, он был культуртрегер. Даже создавая разухабистые шоу «для куска хлеба», не эксплуатировал примитивные, низменные инстинкты зрителя. С трезвой долей цинизма относился к результату иных своих эскапад – заведомой попсе, но ни в коем случае не к процессу работы – всякая попса обязана быть качественной. Создавая иногда цыганисто-пестрые, «курортные», на грани фола зрелища, не теряя равновесия, балансировал на этой самой грани, подчас такой зыбкой. Первый помощник в этом – природное чувство юмора. Второй – трезвый расчет и, возможно, природная же практическая сметка архангельского мужика.
Чем только не завлекают сегодня публику. Сенсация, острый сюжет, «клубничка». Оно понятно: публика – дура. А артисту есть-пить надо. Но вот какая штука. Любой продукт приедается, только хлеб – никогда. Сенсация – она ведь лишь на миг сенсация, завтра – банальность. Повороты сюжета, какими бы крутыми они ни были, скоро наскучат, только повороты мысли всегда новы. Не случится ли так, что, шагая под лозунгом «Публика – дура», не успеем оглянуться, как ее, и впрямь совершенно одуревшую, в театр калачом не заманишь?
Панфилов это понимал. И зал на его спектаклях был особый.
Расширяя сферу своих творческих интересов, создавая «Балет Толстых» или приглашая к танцу бритоголовых юнцов, он преподавал не только уроки нежности, но уроки терпимости, широты восприятия, побуждал по-иному, дружелюбно и с восхищением, взглянуть на ближнего. Пусть даже он так не похож на тебя. Панфилов не просто изменил жизнь в городе. Он изменил город. Для того, кто хоть раз побывал в Перми, это очевидно. Недаром отныне его памяти будет посвящен раздел современного танца на пермском фестивале «Дягилевские сезоны». В известном смысле Евгений Панфилов продолжил дягилевскую традицию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru