КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Последний день Живчика
О повести «Трижды семь» Амира Аминева
Эта вещь таинственна и написана просто.
С мистикой не заигрывают, а честно фиксируют ее
присутствие в повседневности, заставляя
соображать, откуда она, эта мистика, исходит – из
надмирных сфер или изнутри нас самих,
обнаруживая нашу вписанность в эти сферы.
Повесть башкирского писателя Амира Аминева
«Трижды семь» («Дружба народов», 2003, № 11) от
первой до последней строки держит нас на грани
двух миров: реального и нездешнего. Рубеж этот
зыбкий, вибрирующий, словно бы призрачный, а
может, его и нет вовсе. То есть два мира как бы
перебегают с одного берега на другой, то
воплощаясь, то развоплощаясь. И это скольжение из
стороны в сторону семидесятисемилетний
Билал-карт ощущает как состояние новое, ему
неизвестное и бестолковое.
«Билал-карт не из тех, кто время свое тратит зря,
любуясь красотой природы, слушая пение птиц. Эту
самую природу он и сам не замечает и удивляется
тем, кто глазеет по сторонам да еще рассказывает
об этом. Это все удел молодых, беспечных, думает
старик. Сам-то он всю жизнь жил в спешке; ходить не
торопясь, степенно было не по нем – вечно он
куда-то бежал, куда-то спешил. Поэтому и прозвали
его односельчане Живчик. А вот сегодня вдруг
захотелось ему все-все услышать, почувствовать,
запечатлеть в памяти. Почему – понять не может».
С этим вдруг проснувшимся азартом к жизни – не к
делам, которым конца нет, а к жизни как таковой –
Билал-карт и проживает этот день. И начинает он с
главного – отточенным топором изготовляет шест,
метра полтора-два, чтобы отметить место для
собственной могилы. Что умрет он сегодня,
Билал-карт не сомневается – день этот нагадала
цыганка: сегодня седьмой день после того, как
исполнилось ему семьдесят семь; три семерки
легли рядом, как и было предсказано. Это в своем
роде один день Билал-карта, воспринимаемый им как
последний – от утреннего пробуждения до душного
вечера, когда Билал-карт снял костюм, подаренный
старшим сыном на его семидесятипятилетие и
предназначенный стариком для собственных
похорон. Костюму в этот день досталось: от
машинного масла, от телячьей слюны, от грязи
из-под копыт – старик вешает его в шифоньер и
надевает промасленные брюки и рубаху,
пропитанную запахом пота и навоза, чтобы жить
дальше...
Особенность этого странного дня в том и состоит,
что, влезая по своему обыкновению в любое
подвернувшееся дело, Билал-карт прогоняет его
сквозь мысли о смерти, переживая любое событие с
удвоенной остротой, живя как бы вдвойне и
втройне. Его отход от жизни в том, что Билал-карт
начинает замечать жизнь, а до того жил не замечая.
Эту насыщенность восприятия, эту то и дело
концентрирующуюся энергию жизни Аминев пишет
как ненасытную жажду. Память словно бы торопится
сохранить пронзительную яркость и весомую
плотность жизни, чтобы унести их с собой. Билал
готовится к смерти как к усугубленной жизни.
Не случайно самые сильные страницы повести –
описание грозы и гибель женщин на свекольном
поле, когда возница Билал единственный остался в
живых – выскочил из шалаша под потоки ливня к
заржавшей кобыле, и тут ударила в шалаш молния.
Вернулся – все девять женщин сидят все так же,
прижавшись друг к другу, и все мертвы. Эту
трехлетней давности жуть предсказала ему та
цыганка – оттого и приходит она на ум в потоке
мыслей о смерти. Предсказанное словно бы тащит
его за собой.
День уже подходит к концу, и может быть, смерть до
Билала не доберется? День, прожитый так горячо,
ослабляет его тягу к смерти и завороженность ее
неминуемостью. В положенный час он ложится спать,
уже не заботясь о том, чтобы умереть, когда
старухи в доме не будет, – весь этот вычисленный
им седьмой день он старался с ней вместе не быть.
Она и проснулась ни свет ни заря, в тревоге дважды
прочла «бисмилла», повернулась к нему и,
дотронувшись, вскрикнула – он был холодным как
лед.
Все-таки в момент расставания с жизнью он удрал
от нее, как и от читателя.
...Спустя месяц после того, как молния поразила
тех девять женщин, Билал-карт «молча и яростно»
был избит до полусмерти родственниками этих
женщин. «Темно было, я никого не узнал, о ком мне
заявлять?» – отвечал он милиции, вернувшись из
больницы с чувством оплаченного долга, поскольку
считал, что в этих смертях есть и его вина. «Те,
кто его избил, не стали больше мстить», –
констатирует автор. В сроке предсказанной смерти
Билал видит предназначенность и не ищет ее
избежать, а идет ей навстречу с полной
самоотдачей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|