Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Семь лет без закона

Большинство людей с ограниченными возможностями, будь у них доступ к медико-социальной и профессиональной реабилитации, смогли бы полноценно учиться и работать. Потенциально... И лишь немногие – реально. Почему?

“Из 14 миллионов инвалидов в России большинство способны и хотят учиться и работать, – заявил Сергей Ваньшин, генеральный директор Института реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых. – Население страны стареет, и скоро придется столкнуться с необходимостью привлекать дополнительную рабочую силу. Мы не имеем права упускать творческий потенциал инвалидов”.
Да, большинство таких людей, будь у них доступ к медико-социальной и профессиональной реабилитации, смогли бы полноценно учиться и работать. Потенциально... И лишь немногие – реально. Почему?
По данным Министерства здравоохранения, в нашей стране более 620 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет. По официальной статистике, в 2002/03 учебном году из них только 150 тысяч обучались в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные либо вообще не учатся в школе, либо получают образование в специализированных учреждениях, в изоляции от широкого общества сверстников, а подчас и от семьи. Почему?
Начало нынешнего учебного года ознаменовалось энергичными выступлениями в защиту прав детей-инвалидов. В Центре имени Андрея Сахарова прошел Московский форум по проблемам интегрированного образования. Региональная общественная организация инвалидов “Перспектива” совместно с Министерством образования организовала международный круглый стол “Образование – право для всех”. А информационный центр Минобразования провел круглый стол “Информационные технологии в социальной реабилитации и обучении инвалидов”. И это далеко не все.
Проблема очень серьезна и требует содействия всего общества. Что же мешает ее решению?
Выступая на круглом столе “Образование – право для всех”, Татьяна Волосовец, начальник Управления специального образования МО РФ, посетовала на ситуацию с многострадальным Законом “О специальном образовании”. Дважды принятый Думой, закон дважды же получил вето президента Ельцина и в настоящее время запутался в сетях согласований с аппаратом президента Путина. “Никто не отрицает содержательного аспекта, важности и актуальности этого закона, – сказала Волосовец, – проблема упирается в финансирование. Закон достаточно затратен, ибо интегрированное образование дороже, чем обучение в специальных коррекционных школах”.
Вот и бродит закон по кругу согласований уже 7 лет. Судя по всему, ситуация разрешится нескоро. Но дети-инвалиды ждать не могут. Волосовец сообщила, что Министерство образования планирует предложить несколько поправок в действующий Закон “Об образовании” в ожидании, пока Закон “О специальном образовании” “утрясут и согласуют”.
Как обстоит дело с российским специальным образованием сейчас? Сеть специальных коррекционных школ (их 1956) действует, но нуждается в срочной модернизации. Проблем немало. Многие родители, и это понятно, не хотят, чтобы их дети учились в интернате вдали от родного дома. Но что делать, если школы соответствующего профиля нет в каждом муниципальном образовании? Школ для слепых, например, всего шестнадцать на всю страну. Казалось бы, ответ очевиден – пора переходить к интегрированному обучению. Но начальник Управления специального образования призывает не торопиться: «Интеграция – это хорошо, но механически “пересадить” ребенка-инвалида в обычную школу нельзя. Школа не приспособлена, учителя не подготовлены. Детский и педагогический коллективы, родительская общественность вовсе не горят желанием принять в свою среду ученика-инвалида. Нравится нам это или не нравится, но к инвалидам у нас совсем иное отношение, чем на Западе. Так что без интернатов, где детям-инвалидам дают настоящее образование опытные, подготовленные педагоги, нам не обойтись».
А куда выпускнику-инвалиду пойти? В настоящее время только планируется открыть 14 (на всю Россию!) техникумов для инвалидов, 21 профессиональное училище и в семи вузах создать специальные отделения.
Денис Роза, директор РООИ “Перспектива” на том же “круглом столе” высказала резко отрицательное отношение к интернатам для детей-инвалидов и категорически отказалась считаться с доводом, что школьный коллектив будто бы не хочет принимать инвалида: “Интернаты, где дети живут в изоляции, не закрываются. Напротив, открываются новые. То есть преобладает практика сегрегации. Если инвалиды не будут интегрированы в обычные школы, отношение к ним не изменится. Мы так и будем ходить по замкнутому кругу: не принимаем инвалидов, пока к ним не изменится отношение, а отношение и не изменится, пока они не станут учиться вместе со всеми детьми в обычной школе”.
Денис Роза перечислила основные проблемы, затрудняющие осуществление инвалидами права на образование: 1) родители детей-инвалидов плохо знают права своих детей, 2) архитектурные барьеры, существующие в большинстве обычных школ, столь непреодолимы, что обучаться в них могут только дети со скрытой инвалидностью, 3) постановка рокового диагноза – “необучаем”, 4) консервативный подход общества к образу инвалида.
Представители западных стран, выступавшие на международном “круглом столе”, вторили в один голос: главная проблема инвалидов именно в общественных предрассудках.
Кэти Лич, первый секретарь посольства Великобритании: “Не в финансировании основная трудность, а в образе мыслей. Как только изменится отношение к инвалидам, тут же найдутся и средства для их образования”.
Крис Браун, директор отдела демократических инициатив Агентства США по международному развитию: “Необходимо информировать общественность, совместными усилиями всех заинтересованных сторон преодолевать предубеждения против инвалидов”.
Самую мучительную проблему поднял Сергей Колосков, руководитель ассоциации “Даун-синдром”, заявивший, что подавляющее большинство умственных инвалидов образования вообще не получают: “Дети-инвалиды школьного возраста даже не пересчитаны точно, мы просто не знаем, сколько их! Необходимо выяснить это и немедленно начать учить детей. Но реальные перемены возможны, только если действовать на уровне правительства”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru