ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Семь лет без закона
Большинство людей с ограниченными
возможностями, будь у них доступ к
медико-социальной и профессиональной
реабилитации, смогли бы полноценно учиться и
работать. Потенциально... И лишь немногие –
реально. Почему?
“Из 14 миллионов инвалидов в России
большинство способны и хотят учиться и работать,
– заявил Сергей Ваньшин, генеральный директор
Института реабилитации и подготовки персонала
Всероссийского общества слепых. – Население
страны стареет, и скоро придется столкнуться с
необходимостью привлекать дополнительную
рабочую силу. Мы не имеем права упускать
творческий потенциал инвалидов”.
Да, большинство таких людей, будь у них доступ к
медико-социальной и профессиональной
реабилитации, смогли бы полноценно учиться и
работать. Потенциально... И лишь немногие –
реально. Почему?
По данным Министерства здравоохранения, в нашей
стране более 620 тысяч инвалидов в возрасте до 18
лет. По официальной статистике, в 2002/03 учебном
году из них только 150 тысяч обучались в
общеобразовательных и средних специальных
учебных заведениях. Остальные либо вообще не
учатся в школе, либо получают образование в
специализированных учреждениях, в изоляции от
широкого общества сверстников, а подчас и от
семьи. Почему?
Начало нынешнего учебного года ознаменовалось
энергичными выступлениями в защиту прав
детей-инвалидов. В Центре имени Андрея Сахарова
прошел Московский форум по проблемам
интегрированного образования. Региональная
общественная организация инвалидов
“Перспектива” совместно с Министерством
образования организовала международный круглый
стол “Образование – право для всех”. А
информационный центр Минобразования провел
круглый стол “Информационные технологии в
социальной реабилитации и обучении инвалидов”.
И это далеко не все.
Проблема очень серьезна и требует содействия
всего общества. Что же мешает ее решению?
Выступая на круглом столе “Образование – право
для всех”, Татьяна Волосовец, начальник
Управления специального образования МО РФ,
посетовала на ситуацию с многострадальным
Законом “О специальном образовании”. Дважды
принятый Думой, закон дважды же получил вето
президента Ельцина и в настоящее время запутался
в сетях согласований с аппаратом президента
Путина. “Никто не отрицает содержательного
аспекта, важности и актуальности этого закона, –
сказала Волосовец, – проблема упирается в
финансирование. Закон достаточно затратен, ибо
интегрированное образование дороже, чем
обучение в специальных коррекционных школах”.
Вот и бродит закон по кругу согласований уже 7
лет. Судя по всему, ситуация разрешится нескоро.
Но дети-инвалиды ждать не могут. Волосовец
сообщила, что Министерство образования
планирует предложить несколько поправок в
действующий Закон “Об образовании” в ожидании,
пока Закон “О специальном образовании”
“утрясут и согласуют”.
Как обстоит дело с российским специальным
образованием сейчас? Сеть специальных
коррекционных школ (их 1956) действует, но
нуждается в срочной модернизации. Проблем
немало. Многие родители, и это понятно, не хотят,
чтобы их дети учились в интернате вдали от
родного дома. Но что делать, если школы
соответствующего профиля нет в каждом
муниципальном образовании? Школ для слепых,
например, всего шестнадцать на всю страну.
Казалось бы, ответ очевиден – пора переходить к
интегрированному обучению. Но начальник
Управления специального образования призывает
не торопиться: «Интеграция – это хорошо, но
механически “пересадить” ребенка-инвалида в
обычную школу нельзя. Школа не приспособлена,
учителя не подготовлены. Детский и
педагогический коллективы, родительская
общественность вовсе не горят желанием принять в
свою среду ученика-инвалида. Нравится нам это или
не нравится, но к инвалидам у нас совсем иное
отношение, чем на Западе. Так что без интернатов,
где детям-инвалидам дают настоящее образование
опытные, подготовленные педагоги, нам не
обойтись».
А куда выпускнику-инвалиду пойти? В настоящее
время только планируется открыть 14 (на всю
Россию!) техникумов для инвалидов, 21
профессиональное училище и в семи вузах создать
специальные отделения.
Денис Роза, директор РООИ “Перспектива” на том
же “круглом столе” высказала резко
отрицательное отношение к интернатам для
детей-инвалидов и категорически отказалась
считаться с доводом, что школьный коллектив
будто бы не хочет принимать инвалида:
“Интернаты, где дети живут в изоляции, не
закрываются. Напротив, открываются новые. То есть
преобладает практика сегрегации. Если инвалиды
не будут интегрированы в обычные школы,
отношение к ним не изменится. Мы так и будем
ходить по замкнутому кругу: не принимаем
инвалидов, пока к ним не изменится отношение, а
отношение и не изменится, пока они не станут
учиться вместе со всеми детьми в обычной школе”.
Денис Роза перечислила основные проблемы,
затрудняющие осуществление инвалидами права на
образование: 1) родители детей-инвалидов плохо
знают права своих детей, 2) архитектурные барьеры,
существующие в большинстве обычных школ, столь
непреодолимы, что обучаться в них могут только
дети со скрытой инвалидностью, 3) постановка
рокового диагноза – “необучаем”, 4)
консервативный подход общества к образу
инвалида.
Представители западных стран, выступавшие на
международном “круглом столе”, вторили в один
голос: главная проблема инвалидов именно в
общественных предрассудках.
Кэти Лич, первый секретарь посольства
Великобритании: “Не в финансировании основная
трудность, а в образе мыслей. Как только
изменится отношение к инвалидам, тут же найдутся
и средства для их образования”.
Крис Браун, директор отдела демократических
инициатив Агентства США по международному
развитию: “Необходимо информировать
общественность, совместными усилиями всех
заинтересованных сторон преодолевать
предубеждения против инвалидов”.
Самую мучительную проблему поднял Сергей
Колосков, руководитель ассоциации
“Даун-синдром”, заявивший, что подавляющее
большинство умственных инвалидов образования
вообще не получают: “Дети-инвалиды школьного
возраста даже не пересчитаны точно, мы просто не
знаем, сколько их! Необходимо выяснить это и
немедленно начать учить детей. Но реальные
перемены возможны, только если действовать на
уровне правительства”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|