Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Они такие же, как мы

И нуждаются в первую очередь в равных с нами правах и возможностях, а не в жалости или снисхождении

Фото ИТАР–ТАСС

Две петербургские общественные организации – ассоциация молодых инвалидов “Взлет” и ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов “ГАООРДИ” – вместе с финской Ассоциацией помощи людям с нарушениями развития вот уже год работают над проектом “Информационная поддержка людей с ограниченными возможностями”.
Молодые инвалиды, объединившиеся в организацию “Взлет”, – это юноши и девушки с нарушениями интеллектуального развития.
“Как сделать так, чтобы инвалиды и не-инвалиды понимали друг друга? Нередко можно услышать и с той и с другой стороны: “Они такие же, как мы”. Это означает желание двигаться навстречу друг другу. Если движение будет на самом деле двустороннее, мы постепенно придем к равным правам и возможностям. “Любое дело, направленное на помощь людям с ограниченными возможностями, можно воспринимать как каплю, которая точит камень. И этот камень поддается!” – так писал незадолго до своей кончины Михаил Смирнов, один из инициаторов и активистов “Взлета”, молодой инвалид, знавший, что дни его сочтены.
В рамках проекта в Петербурге начала выходить газета “Ясный день”, написанная на “ясном языке”. Что же это за язык такой – “ясный “?
Пертти Райала, финский участник проекта, директор округа особого попечения Сатакунта, не устает объяснять, что у человека с интеллектуальными нарушениями те же потребности, что и у нас с вами: «У любого человека с любой степенью инвалидности есть потребность познавать мир, и он имеет право получать информацию в такой форме, какую сможет понять. “Ясный язык” – именно такая форма изложения. Она доступна человеку с интеллектуальным нарушением и предоставляет ему ту же информацию, что и всем».
На искренние, теплые, прекраснодушные высказывания российских журналистов, что инвалидов надо прежде всего любить, Пертти Райала отвечает с неожиданной резкостью: “Я считаю, что инвалидов любить не надо! И жалеть не надо! К ним надо относиться честно и реалистически. Это, между прочим, гораздо труднее. Чего ради мы восхищаемся тому, что люди с умственной инвалидностью обнимают, целуют первого встречного, ласкаются к нему, берут за руку? Мы ведь не стали бы терпеть такое беспардонное поведение обыкновенного человека, верно? Люди с инвалидностью нуждаются вовсе не в нашей любви, жалости и снисходительности, а в том, чтобы общество предоставляло им все те возможности, которые им необходимы”.
О каких возможностях прежде всего мечтают молодые люди с интеллектуальной инвалидностью? Да все о тех же: о работе, об учебе, самостоятельности, дружбе, общении.
Ольга Чобур, активист-правозащитник, девушка с интеллектуальной инвалидностью, сказала, что ей очень важно осознавать себя представителем молодежи и бороться за права инвалидов. Освоив компьютер, Ольга выполняет техническую работу компьютерного набора для государственного архива и мечтает жить самостоятельно.
Олег Балмасов работает в региональной организации инвалидов “Лига жизненной помощи”, ухаживает за нуждающимися, хочет научиться работать в Интернете, душой отдыхает в Доме-музее академика Павлова, который приходится ему прапрадедушкой.
Восемнадцатилетняя Екатерина Васильева предупредила, что говорит невнятно. Действительно, с непривычки ее речь не так просто понять, но только с непривычки. Катя рассказывает, как долго ей было трудно ходить, как ей хотелось учиться и мама носила ее в школу на руках.
Что нужно детям с интеллектуальной инвалидностью? Борис Кривошей, эксперт проекта, активист родительской ассоциации, отец интеллектуального инвалида, считает, что, во-первых, достойные условия проживания, во-вторых, достойная работа, в-третьих, достойное окружение, исключающее дискриминацию. “Но о какой достойной жизни можно говорить, если интеллектуальные инвалиды живут в изоляции в гигантских интернатах?” – горячится он.
В ноябре 2002 года в четырех интернатах Санкт-Петербурга и Ленинградской области теснились 2187 детей.
“Власть считает изоляцию нормой жизни для таких людей, – гневно продолжает Борис Кривошей. – Нашим чиновникам ясный язык не нужен. Им инвалиды не интересны. Они “забывают”, что у инвалидов тоже есть права. Для них инвалиды – “полузаснувшие” люди. А как иначе, если годами живешь в четырех стенах, без информации, без впечатлений, даже без движений?”
В Финляндии для достойной жизни интеллектуальных инвалидов делается немало. Если в 18 лет инвалид не устроился на работу, он получает обычное пособие по безработице. Ему оплачивают лекарства, коляску, квартиру, которую он снимает. Хотя, конечно, и в Финляндии инвалиды – самая бедная часть населения.
Финская Ассоциация помощи людям с нарушениями развития в прошлом году праздновала свое пятидесятилетие. Аннели Пухакка, начальник отдела информации ассоциации, рассказала, с чего начинали полвека назад: “Этих людей, невидимых в обществе, мы делали видимыми. До сих пор многие наши сограждане с боязнью и настороженностью относятся к людям с интеллектуальной инвалидностью. Мы начали с того, что стали больше писать о детях-инвалидах. Через ребенка-инвалида легче изменить отношение общества. Ведь ребенок-инвалид может родиться у кого угодно. Ничьей вины тут нет. Этот ребенок имеет право на счастье, его жизнь может быть наполненной, если он живет в любящей семье при активной поддержке общества”.
Выпуск ежемесячной шестнадцатистраничной газеты “Ясный день” только одно из направлений проекта. Предусматривается также создание информационных и учебных материалов на “ясном” русском языке, проведение коллективных мастерских, занятий и семинаров с участниками проекта, создание информационной службы.
“Мы должны донести до общества простую мысль, – говорит петербургский координатор проекта Елена Вяхякоупус. – Общество станет лучше, добрее, гуманнее, если люди с ограниченными возможностями будут полноправными гражданами”.
Ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов “ГАООРДИ” существует уже 11 лет и объединяет 75 общественных организаций, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями. Ассоциация проводит социально-правовое консультирование для родителей детей-инвалидов, оказывает срочную социальную помощь семьям с ребенком-инвалидом, организует домашнее сопровождение и патронаж, занимается трудовой занятостью, поддерживающим трудоустройством и творческой реабилитацией молодых инвалидов.

Адрес ассоциации “ГАООРДИ”: 191187, Санкт-Петербург, ул. Оружейника Федорова, 3.
Телефон: (812) 275-77-43, 275-28-34.
Факс: (812) 275-24-86.
E-mail: Info@gaoordi.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru