ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Они такие же, как мы
И нуждаются в первую очередь в равных с
нами правах и возможностях, а не в жалости или
снисхождении
Две петербургские общественные
организации – ассоциация молодых инвалидов
“Взлет” и ассоциация общественных объединений
родителей детей-инвалидов “ГАООРДИ” – вместе с
финской Ассоциацией помощи людям с нарушениями
развития вот уже год работают над проектом
“Информационная поддержка людей с
ограниченными возможностями”.
Молодые инвалиды, объединившиеся в организацию
“Взлет”, – это юноши и девушки с нарушениями
интеллектуального развития.
“Как сделать так, чтобы инвалиды и не-инвалиды
понимали друг друга? Нередко можно услышать и с
той и с другой стороны: “Они такие же, как мы”.
Это означает желание двигаться навстречу друг
другу. Если движение будет на самом деле
двустороннее, мы постепенно придем к равным
правам и возможностям. “Любое дело, направленное
на помощь людям с ограниченными возможностями,
можно воспринимать как каплю, которая точит
камень. И этот камень поддается!” – так писал
незадолго до своей кончины Михаил Смирнов, один
из инициаторов и активистов “Взлета”, молодой
инвалид, знавший, что дни его сочтены.
В рамках проекта в Петербурге начала выходить
газета “Ясный день”, написанная на “ясном
языке”. Что же это за язык такой – “ясный “?
Пертти Райала, финский участник проекта,
директор округа особого попечения Сатакунта, не
устает объяснять, что у человека с
интеллектуальными нарушениями те же
потребности, что и у нас с вами: «У любого
человека с любой степенью инвалидности есть
потребность познавать мир, и он имеет право
получать информацию в такой форме, какую сможет
понять. “Ясный язык” – именно такая форма
изложения. Она доступна человеку с
интеллектуальным нарушением и предоставляет ему
ту же информацию, что и всем».
На искренние, теплые, прекраснодушные
высказывания российских журналистов, что
инвалидов надо прежде всего любить, Пертти
Райала отвечает с неожиданной резкостью: “Я
считаю, что инвалидов любить не надо! И жалеть не
надо! К ним надо относиться честно и
реалистически. Это, между прочим, гораздо
труднее. Чего ради мы восхищаемся тому, что люди с
умственной инвалидностью обнимают, целуют
первого встречного, ласкаются к нему, берут за
руку? Мы ведь не стали бы терпеть такое
беспардонное поведение обыкновенного человека,
верно? Люди с инвалидностью нуждаются вовсе не в
нашей любви, жалости и снисходительности, а в том,
чтобы общество предоставляло им все те
возможности, которые им необходимы”.
О каких возможностях прежде всего мечтают
молодые люди с интеллектуальной инвалидностью?
Да все о тех же: о работе, об учебе,
самостоятельности, дружбе, общении.
Ольга Чобур, активист-правозащитник, девушка с
интеллектуальной инвалидностью, сказала, что ей
очень важно осознавать себя представителем
молодежи и бороться за права инвалидов. Освоив
компьютер, Ольга выполняет техническую работу
компьютерного набора для государственного
архива и мечтает жить самостоятельно.
Олег Балмасов работает в региональной
организации инвалидов “Лига жизненной помощи”,
ухаживает за нуждающимися, хочет научиться
работать в Интернете, душой отдыхает в Доме-музее
академика Павлова, который приходится ему
прапрадедушкой.
Восемнадцатилетняя Екатерина Васильева
предупредила, что говорит невнятно.
Действительно, с непривычки ее речь не так просто
понять, но только с непривычки. Катя
рассказывает, как долго ей было трудно ходить,
как ей хотелось учиться и мама носила ее в школу
на руках.
Что нужно детям с интеллектуальной
инвалидностью? Борис Кривошей, эксперт проекта,
активист родительской ассоциации, отец
интеллектуального инвалида, считает, что,
во-первых, достойные условия проживания,
во-вторых, достойная работа, в-третьих, достойное
окружение, исключающее дискриминацию. “Но о
какой достойной жизни можно говорить, если
интеллектуальные инвалиды живут в изоляции в
гигантских интернатах?” – горячится он.
В ноябре 2002 года в четырех интернатах
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
теснились 2187 детей.
“Власть считает изоляцию нормой жизни для таких
людей, – гневно продолжает Борис Кривошей. –
Нашим чиновникам ясный язык не нужен. Им инвалиды
не интересны. Они “забывают”, что у инвалидов
тоже есть права. Для них инвалиды –
“полузаснувшие” люди. А как иначе, если годами
живешь в четырех стенах, без информации, без
впечатлений, даже без движений?”
В Финляндии для достойной жизни
интеллектуальных инвалидов делается немало.
Если в 18 лет инвалид не устроился на работу, он
получает обычное пособие по безработице. Ему
оплачивают лекарства, коляску, квартиру, которую
он снимает. Хотя, конечно, и в Финляндии инвалиды
– самая бедная часть населения.
Финская Ассоциация помощи людям с нарушениями
развития в прошлом году праздновала свое
пятидесятилетие. Аннели Пухакка, начальник
отдела информации ассоциации, рассказала, с чего
начинали полвека назад: “Этих людей, невидимых в
обществе, мы делали видимыми. До сих пор многие
наши сограждане с боязнью и настороженностью
относятся к людям с интеллектуальной
инвалидностью. Мы начали с того, что стали больше
писать о детях-инвалидах. Через ребенка-инвалида
легче изменить отношение общества. Ведь
ребенок-инвалид может родиться у кого угодно.
Ничьей вины тут нет. Этот ребенок имеет право на
счастье, его жизнь может быть наполненной, если
он живет в любящей семье при активной поддержке
общества”.
Выпуск ежемесячной шестнадцатистраничной
газеты “Ясный день” только одно из направлений
проекта. Предусматривается также создание
информационных и учебных материалов на “ясном”
русском языке, проведение коллективных
мастерских, занятий и семинаров с участниками
проекта, создание информационной службы.
“Мы должны донести до общества простую мысль, –
говорит петербургский координатор проекта Елена
Вяхякоупус. – Общество станет лучше, добрее,
гуманнее, если люди с ограниченными
возможностями будут полноправными гражданами”.
Ассоциация общественных объединений родителей
детей-инвалидов “ГАООРДИ” существует уже 11 лет
и объединяет 75 общественных организаций,
оказывающих помощь людям с ограниченными
возможностями. Ассоциация проводит
социально-правовое консультирование для
родителей детей-инвалидов, оказывает срочную
социальную помощь семьям с ребенком-инвалидом,
организует домашнее сопровождение и патронаж,
занимается трудовой занятостью, поддерживающим
трудоустройством и творческой реабилитацией
молодых инвалидов.
Адрес ассоциации “ГАООРДИ”: 191187,
Санкт-Петербург, ул. Оружейника Федорова, 3.
Телефон: (812) 275-77-43, 275-28-34.
Факс: (812) 275-24-86.
E-mail: Info@gaoordi.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|