Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Яна РОЩИНА,
Михаил ДРУГОВ
Государственный университет
Высшая школа экономики

По любви или по расчету?

У старшеклассников, выбирающих профессию, свои представления о ее престижности и востребованности на рынке труда. Но на их реальный выбор влияет и многое другое...

Наступила эра высшего образования: все хотят его получить, да еще не одно. Подавляющее большинство опрошенных нами в разных городах (Москве, Ростове, Перми, Пскове) выпускников средних школ считают для себя необходимым учиться дальше – лишь 4,8% готовы ограничиться средним специальным или общим образованием, а 14% уже сейчас планируют поступать после вуза в аспирантуру. Разница в этом отношении между школьниками разных городов ничтожна: в Москве собираются поступать в вуз 96,9%, а в Пскове – 93,5% .
Очевидно, сам по себе вузовский диплом скоро перестанет выделять его владельца, наделяя его особым статусом. Значит, важным становится качество образования, обозначаемое маркой (как принято теперь говорить, брэндом) вуза или его факультета.
Как же современные старшеклассники выбирают себе будущую профессию? “По любви” или “по расчету”?

В пед, мед или замуж?

Все факторы, влияющие на выбор вуза, можно в принципе разделить на три группы. Первая: иду учиться для того, чтобы сделать карьеру, получать большую зарплату, стать уважаемым человеком в обществе. Вторая: мне интересен сам процесс учебы, возможность общаться со сверстниками, завести новых друзей, развиваться самому. Наконец, третья группа – внешние факторы или по принуждению: учиться заставляют родители, не буду учиться – придется идти в армию, окружающие будут неприятно удивлены, если я не пойду в вуз.
Как и следовало ожидать, первая группа целей – получить профессию, которая обеспечила бы высокую зарплату и интересную работу, – преобладает. Второе место занял интерес к образованию самому по себе. Внешнее принуждение почти совсем не влияет на выбор девушек, но возможность уклониться от армии важна для юношей.
Ответы довольно сильно отличались в разных городах, и трудно понять, почему они распределились именно так. В Москве, как выясняется, наиболее высоко значение принуждения и наиболее низко – карьеры. В Московской и Псковской областях чаще говорят об интересе к самой учебе, а в Ростове – о карьере.

Аудитор вместо космонавта

Естественно было бы предположить, что представления о престиже той или иной профессии будет прямо влиять на ее выбор – особенно когда речь идет о молодых людях, которые прежде всего стремятся сделать карьеру. Однако наше исследование показало, что на самом деле все обстоит несколько сложнее.
Верхние позиции среди других последнее время удерживают специальности юриста (адвоката), экономиста (бухгалтера, аудитора), программиста и менеджера. Но тех, кто собирается работать по этим специальностям, гораздо меньше, чем тех, кто высоко оценивает их престиж.
А есть работа, престижность которой молодые люди признают, но почти никто не собирается ею заняться: это профессии, связанные с бизнесом и политикой.
Популярны среди молодежи менее престижные профессии: врач (особенно в нестоличных регионах), инженер, дизайнер, переводчик и психолог.
Многие из перечисленных специальностей вообще не фигурировали в такого рода списках лет 10–15 назад. Появившись, они сразу оказались престижными, что свидетельствует о серьезных структурных изменениях на рынке труда.
Конечно, подобные представления о престижной работе свидетельствуют также, что доходы, с ней связанные, ценятся сегодня больше, чем это было 10–15 лет назад. Однако первые четыре места по престижности занимают не самые доходные (банкир, адвокат, предприниматель), зато гораздо более массовые профессии: юрист, экономист, менеджер, программист.
Интересно вот что: оценка престижа профессии явно независима от профессий родителей (они совпадают только в 5% случаев), от их должности, дохода и образования. Очевидно, представления о престижности есть факт общественного сознания в целом, которое транслируется через СМИ.
Три четверти школьников уже выбрали себе будущую специальность, остальные пока не определились. Но только каждый пятый считает уже выбранную им специальность престижной.

Не волею пославших мя родителей

Специальный анализ позволил сгруппировать все факторы выбора профессии в те же три группы, что и при решении, идти ли учиться в вуз: ориентация на карьеру, ориентация на интерес, ориентация на родителей.
Наиболее ориентированные на карьеру чаще выбирают профессии, которые требуют экономико-юридического образования или образования в области сервиса. Менее всего думают о карьере те, чья профессия связана с изучением естественных наук. Ориентированные прежде всего на интересную работу выбирают специальности, для которых нужно гуманитарное, педагогическое, медицинское образование или образование в сфере культуры. Профессии, не требующие высшего образования, и военные специальности чаще выбирают те, кто следует советам родителей.
Больше всего оказалось старшеклассников, которых не интересуют ни карьера, ни работа, ни мнение родителей, – группа с самой низкой мотивацией выбора (каждый четвертый). Далее следуют школьники, чей выбор определяется интересом к будущей профессии; затем те, кого привлекают в ней, кроме интереса, еще и карьера; только потом (каждый пятый) идут те, кто руководствуется исключительно соображениями карьеры. И лишь каждый десятый выбирает будущую работу под влиянием родителей.

В 60–70-е годы социологи, опросив множество старшеклассников, выстроили на основе полученных данных “пирамиду престижей”: профессии, которые хотели бы получить выпускники средней школы, выстроенные по степени их предпочтительности. Пирамиду венчала, разумеется, профессия космонавта. Рядом с этой социологи построили другую пирамиду: профессии по степени их востребованности в народном хозяйстве. Когда их соотнесли друг с другом, одну пришлось перевернуть относительно другой: пирамида потребностей народного хозяйства встала на острие: меньше всего стране нужно было космонавтов, больше всего – представителей массовых профессий, которые, возможно, именно
по причине своей массовости не были для юношей и девушек достаточно привлекательными.
Оплата труда в те годы была примерно одинаковая во всех профессиях и отраслях: никому не давали “высовываться” ни в ту, ни в другую сторону.
С тех пор многое изменилось: мы живем в другой стране. На рынке труда есть работы, за которые платят хорошие и даже очень хорошие деньги, а есть такие, на оплату которых только бы дотянуть до конца месяца.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru