ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
С вопросами о том, должна ли школа иметь
собственные ценности, как эти ценности
утверждаются в школьной жизни и следует ли вести
разговор о ценностях школы с детьми, мы
обратились к директору школы № 1927 Вячеславу
Кондрашову и директору школы № 1048 Сергею
Черному. Вот что они нам рассказали.
Сергей ЧЕРНЫЙ,
директор школы № 1048
«Хорошие школы похожи друг на друга
быть не должны»
Монолог директора школы № 1048
Все счастливые семьи похожи друг на
друга. Хорошие школы похожи друг на друга быть не
должны. Школа не должна быть серой и
однообразной. Каждой школе необходима своя
система ценностей.
Для нашей школы важно, чтобы ни один человек не
чувствовал себя потерянным, чтобы каждому
нашлось дело по душе, каждый смог
самореализоваться.
Что я внушаю ребятам?
К каждому, как и к себе, надо относиться так:
человек – существо уникальное, такого, как я,
никогда не будет, я должен в себе это ценить и
реализовывать.
Каждый талантлив по-своему. И в каждом возрасте
школа должна помогать ребенку развивать свой
талант.
Для этого в нашей школе созданы условия. У нас
каждый может проявить себя в большом количестве
дел. Если у тебя что-то не получится – это не
страшно, неудачи забываются. Остаются победы.
Жизнь человека состоит из побед и достижений. Вот
наши ценности. Мы очень ценим все наши
достижения. Даже самые маленькие победы.
Предположим, ты не можешь хорошо учиться, у тебя
нет таких способностей, не можешь хорошо
выступать на сцене, но собери больше всех
макулатуры! И ты попадешь в Книгу рекордов школы.
А попасть в Книгу рекордов – это очень почетно.
На празднике посвящения в первоклассники еще
только-только переступивший порог школы ребенок
уже знакомится с этой книгой. Это – одна из форм
эпистолярной истории школы. Она ведется с самого
основания школы, с самой первой медали, которую
мы получили в 1994 году.
Каждому ученику или учителю, который попадает в
эту книгу, выдается сертификат Книги рекордов.
Другой формат нашей истории – фотолетопись
школы. На каждый школьный конкурс (а их у нас
проводится 60!) обязательно приходят
корреспонденты и снимают фоторепортаж. И у нас
уже собралось 20 альбомов.
Вот на снимке первый состав «Школьного
парламента». Видите, ребята стоят в майках. Это не
обыкновенные майки. Во-первых, они не покупались
за родительские деньги (у нас рабочий район, в
школе учатся ребята из малообеспеченных семей).
Мы победили в конкурсе, который организовала
компания “Кока-кола”, и за победу получили майки
и шрифты, посредством которых на майках можно
было делать надписи. Но суть не в этом. На этих
майках мы написали имена членов первого
парламента! А когда наши первые «парламентарии»
окончили школу и на их место пришли другие
ребята, на тех же майках появились имена второго
состава парламента.
Майки хранятся в музее школы и одеваются в
торжественных случаях. Мне, кажется, они
оказывают действие, подобное действию предметов
храмовых обрядов: как в храме намоленные иконы
создают особую атмосферу, так и эта одежда. Кто-то
носил ее до меня, наверное, это был хороший
человек. И теперь эту майку надел я, и я продолжаю
эту традицию, чувствую себя частицей школы.
Каждый год проводится конкурс «Мистер школы» и
«Мисс школы», «Голоса школы», «А ну-ка парни!», «А
ну-ка девушки!», «Слабо?». И устанавливаются
индивидуальные рекорды. И в Книге рекордов
появляется запись: «Рекорд, установленный
таким-то учеником еще в 95-м году по количеству
прыжков на скакалке за одну минуту, побил другой
ученик в 2003 году».
Каждый день дежурный класс школы делает в особой
тетради записи о том, что происходит в школе. Так
пишется «Бесконечная летопись школы». Вот,
например, 7 марта, читаем: “В младших классах
сегодня концерты, у нас тоже праздник, нам
мальчики подарили подарки...”
Кто подписался? Ученица 6 класса. Представьте,
через 5 лет она закончит школу, придет, увидит
свой детский почерк и вспомнит то, что было в этот
конкретный день.
Из поколения в поколение мы передаем талисманы.
Талисман – это наш «Оскар», мягкая игрушка, на
которой список тех людей, кто владел этим
талисманом раньше.
Аттестаты у нас выдаются по жребию в разных
номинациях. Каждый себя записывает в какую-то
номинацию, в которой он проявил себя. Бросается
жребий, вручается документ, о каждом говорятся
какие-то теплые слова. Звучит песня. Кстати, у
школы есть «бесконечная песня выпускников».
Каждый класс дописывает в эту песню свой куплет.
В школе есть специальный ящик, куда можно
опускать любые предложения в анонимном виде. А
можно открыто высказать их на совете школы. Все
это обсуждается, и ребята чувствуют, что их
предложения воспринимаются взрослыми всерьез.
Допустим, было предложение об открытии кафе. И
сделали. Или захотели установить в школе
автоматы для продажи сока. Пожалуйста, автоматы
работают.
Как можно понять, принимаются ли ценности школы
учениками? Для меня, наверное, самый значимый
показатель состоит в том, что наши выпускники уже
начинают приводить сюда своих детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|