Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

С вопросами о том, должна ли школа иметь собственные ценности, как эти ценности утверждаются в школьной жизни и следует ли вести разговор о ценностях школы с детьми, мы обратились к директору школы № 1927 Вячеславу Кондрашову и директору школы № 1048 Сергею Черному. Вот что они нам рассказали.
Вячеслав КОНДРАШОВ,
директор школы № 1927

«Каждую школу строят дважды: сначала строители, потом – педагоги»

Монолог директора школы № 1927

Директор школы № 1927 Вячеслав Кондрашов

Еще будучи молодым специалистом, я участвовал во Всероссийском конкурсе агитбригад, и мне запомнилось, как один известный режиссер говорил нам: у каждого спектакля есть главная идея. Мы спрашиваем: а если мы ставили спектакль, но ни про какую идею не думали? А он отвечает: даже если вы не думали о ней, она все равно есть, только возникает стихийно, независимо от вас.
Точно так же обстоят дела с ценностями в школе. Даже если о них не задумываются, в любом случае они есть.
Вообще каждую школу строят дважды: вначале строители, потом коллектив педагогов.
Фундамент школы, которую мы хотим построить, – гуманизация отношений. Если мы установим хорошие, добрые, человеческие отношения, то все остальное будет легко выстраиваться на таком фундаменте – например, этажи познания. А ограничиться, как поступают многие, одними стенами (ценностью знаний) – это будет означать одномерную педагогику, и такое здание не будет устойчивым.

Важнейшая в нашей жизни вещь – наши выездные сборы.
Три раза в году двести детей и около 50 преподавателей и выпускников выезжают на загородную базу на четыре дня. Мы выезжаем, как на необитаемый остров, отгораживаемся от всевозможных отвлекающих негативных влияний городской среды и живем необычной, творческой жизнью. У нас проходят театральные импровизации, огоньки, конкурсы, спортивные соревнования.
В конце каждого дня собирается актив, и ребята вместе с взрослыми анализируют дневные события: что удалось, что не получилось. Сборы – идеальная модель человеческих отношений: там рождается то доверие, та открытость по отношению друг к другу, которую невозможно достичь в жестком, слишком однообразном ритме обычных школьных будней. А потом ребята возвращаются в свои классы и ту атмосферу, которую нам удалось создать, приносят в школу.
Постепенно у нас утвердились некие законы, принципы жизни, которые охраняют человеческую атмосферу в школе. В школе нельзя прикрикнуть ни на взрослого, ни на ребенка. Я уж не говорю о том, чтобы кто-то мог кого-то унизить или оскорбить.
Другая наша важнейшая ценность – это познание.
Поэтому кроме традиционных воспитательных сборов мы стали проводить познавательные сборы. И если на коммунарском выезде выкристаллизовывается воспитательный актив школы, то познавательный сбор активизирует другую группу детей: тех, кто больше ориентирован не на “мероприятия”, не на праздники, не на фестивали, а на конференции, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, марафоны, научно-исследовательское творчество. Но стиль взаимоотношений, который складывается на коммунарских сборах, переносится и на сборы интеллектуальные.
Конечно же у нас много факультативов, кружков, клубов. Точную цифру трудно назвать даже мне: они очень востребованы и растут как грибы.
Интересно проходят и уроки. Используем методики, позволяющие включить в процесс познания не только логику, но и образное мышление детей.
И при этом у нас высокая требовательность по отношению к детям. Не надо думать, что хорошие отношения и требовательность несовместимы. Но бывает требовательность и требовательность. Наш основной метод – диалог, открытый разговор. Иногда это очень нелегкий разговор и для педагога, и для ребенка, но главное, что, даже говоря нелицеприятные вещи, педагог относится к ребенку как к уважаемой личности, не наступает на его достоинство.
И еще одна ценность – духовность. Она может быть во всем. Это и уроки, позволяющие детям раскрыть свои способности. Это школьная газета и школьное телевидение, создающие простор для детского творчества. Это и праздники, которые мы устраиваем для себя и для других. Совсем недавно мы обратились к ребятам с вопросом: кто хотел бы поучаствовать в организации новогоднего праздника для детей? Вызвалось аж 70 человек. Для огонька было бы достаточно и 15, но ведь если кого-то отстранить, человеку будет обидно. Пришлось придумывать для каждого свою роль в общем деле.
В школе есть свое “ноу-хау” – Театр костров. В школьном дворе зажигаются большие костры, у которых ребята создают философские статичные композиции. А наши гости, которых в этот день приходит очень много, пытаются понять послания, которые посредством такой вот своеобразной формы дети передают миру.

Раз в четверть (а раньше это было ежемесячно) я встречаюсь со всеми детьми школы. И что меня удивляет: потом в анкетах ребята пишут, что самым значимым в их школьной жизни были эти встречи в актовом зале с директором. Я сам не могу до конца понять, почему для них это так важно.
На этих встречах у нас идет разговор о жизни. И как правило, в ходе разговора ребята начинают сами подсказывать, что их больше всего волнует.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru