ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
С вопросами о том, должна ли школа иметь
собственные ценности, как эти ценности
утверждаются в школьной жизни и следует ли вести
разговор о ценностях школы с детьми, мы
обратились к директору школы № 1927 Вячеславу
Кондрашову и директору школы № 1048 Сергею
Черному. Вот что они нам рассказали.
Вячеслав КОНДРАШОВ,
директор школы № 1927
«Каждую школу строят дважды:
сначала строители, потом – педагоги»
Монолог директора школы № 1927
Еще будучи молодым специалистом, я
участвовал во Всероссийском конкурсе
агитбригад, и мне запомнилось, как один известный
режиссер говорил нам: у каждого спектакля есть
главная идея. Мы спрашиваем: а если мы ставили
спектакль, но ни про какую идею не думали? А он
отвечает: даже если вы не думали о ней, она все
равно есть, только возникает стихийно,
независимо от вас.
Точно так же обстоят дела с ценностями в школе.
Даже если о них не задумываются, в любом случае
они есть.
Вообще каждую школу строят дважды: вначале
строители, потом коллектив педагогов.
Фундамент школы, которую мы хотим построить, –
гуманизация отношений. Если мы установим
хорошие, добрые, человеческие отношения, то все
остальное будет легко выстраиваться на таком
фундаменте – например, этажи познания. А
ограничиться, как поступают многие, одними
стенами (ценностью знаний) – это будет означать
одномерную педагогику, и такое здание не будет
устойчивым.
Важнейшая в нашей жизни вещь – наши выездные
сборы.
Три раза в году двести детей и около 50
преподавателей и выпускников выезжают на
загородную базу на четыре дня. Мы выезжаем, как на
необитаемый остров, отгораживаемся от
всевозможных отвлекающих негативных влияний
городской среды и живем необычной, творческой
жизнью. У нас проходят театральные импровизации,
огоньки, конкурсы, спортивные соревнования.
В конце каждого дня собирается актив, и ребята
вместе с взрослыми анализируют дневные события:
что удалось, что не получилось. Сборы – идеальная
модель человеческих отношений: там рождается то
доверие, та открытость по отношению друг к другу,
которую невозможно достичь в жестком, слишком
однообразном ритме обычных школьных будней. А
потом ребята возвращаются в свои классы и ту
атмосферу, которую нам удалось создать, приносят
в школу.
Постепенно у нас утвердились некие законы,
принципы жизни, которые охраняют человеческую
атмосферу в школе. В школе нельзя прикрикнуть ни
на взрослого, ни на ребенка. Я уж не говорю о том,
чтобы кто-то мог кого-то унизить или оскорбить.
Другая наша важнейшая ценность – это познание.
Поэтому кроме традиционных воспитательных
сборов мы стали проводить познавательные сборы.
И если на коммунарском выезде
выкристаллизовывается воспитательный актив
школы, то познавательный сбор активизирует
другую группу детей: тех, кто больше ориентирован
не на “мероприятия”, не на праздники, не на
фестивали, а на конференции, интеллектуальные
игры, конкурсы, олимпиады, марафоны,
научно-исследовательское творчество. Но стиль
взаимоотношений, который складывается на
коммунарских сборах, переносится и на сборы
интеллектуальные.
Конечно же у нас много факультативов, кружков,
клубов. Точную цифру трудно назвать даже мне: они
очень востребованы и растут как грибы.
Интересно проходят и уроки. Используем методики,
позволяющие включить в процесс познания не
только логику, но и образное мышление детей.
И при этом у нас высокая требовательность по
отношению к детям. Не надо думать, что хорошие
отношения и требовательность несовместимы. Но
бывает требовательность и требовательность. Наш
основной метод – диалог, открытый разговор.
Иногда это очень нелегкий разговор и для
педагога, и для ребенка, но главное, что, даже
говоря нелицеприятные вещи, педагог относится к
ребенку как к уважаемой личности, не наступает на
его достоинство.
И еще одна ценность – духовность. Она может быть
во всем. Это и уроки, позволяющие детям раскрыть
свои способности. Это школьная газета и школьное
телевидение, создающие простор для детского
творчества. Это и праздники, которые мы
устраиваем для себя и для других. Совсем недавно
мы обратились к ребятам с вопросом: кто хотел бы
поучаствовать в организации новогоднего
праздника для детей? Вызвалось аж 70 человек. Для
огонька было бы достаточно и 15, но ведь если
кого-то отстранить, человеку будет обидно.
Пришлось придумывать для каждого свою роль в
общем деле.
В школе есть свое “ноу-хау” – Театр костров. В
школьном дворе зажигаются большие костры, у
которых ребята создают философские статичные
композиции. А наши гости, которых в этот день
приходит очень много, пытаются понять послания,
которые посредством такой вот своеобразной
формы дети передают миру.
Раз в четверть (а раньше это было ежемесячно) я
встречаюсь со всеми детьми школы. И что меня
удивляет: потом в анкетах ребята пишут, что самым
значимым в их школьной жизни были эти встречи в
актовом зале с директором. Я сам не могу до конца
понять, почему для них это так важно.
На этих встречах у нас идет разговор о жизни. И
как правило, в ходе разговора ребята начинают
сами подсказывать, что их больше всего волнует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|