ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В микрорайоне Новое Косино стало
уже типичным явлением строить по две новые школы
рядышком
“Выйдя на автобусной
остановке, увидите две школы: синюю и желтую. Наша
– желтая” – так закончил объяснение пути к
своему образовательному учреждению директор
московской школы № 1927 Вячеслав Кондрашов. И
добавил: “Вторая – тоже хорошая, сильная школа”.
В микрорайоне Новое Косино стало уже типичным
явлением строить по две новые школы рядышком, на
одном месте. 1927-я и 1048-я школы находятся на
расстоянии десяти метров друг от друга, в
буквальном смысле – через дорогу. У обеих школ
типовые здания, только выкрашенные в разные
цвета. У обеих – одинаковый статус среднего
общеобразовательного учебного учреждения. В
общении с педагогами выясняется, что в
ценностных установках коллективов обеих школ
тоже много общего. Это ценность доверительного и
уважительного отношения к ребенку (“на это часто
обращают внимание наши гости, а для нас такое
отношение стало уже привычным и естественным как
воздух”), общения (“с детьми нам общаться легко,
приятно и нередко – полезно”), творчества
(“фактически каждый день в школе происходит
что-то новое и интересное”), знаний (“для школы
это само собой разумеющаяся ценность”). В
разговорах с детьми узнаешь, что обе школы
объединяет, пожалуй, их самое важное достижение.
Оказывается, что дети с удовольствием идут в
школу, им “ужасно не хочется отсюда уходить” и
“нравится учиться в этой школе”. Похоже, что
здесь если не воплотилась в полной мере, то во
всяком случае успешно осуществляется заветная
мечта многих учителей: сделать школу желанным
местом для каждого ребенка.
В то же время это очень разные
школы. Уже после первого знакомства с ними
возникает ощущение разности. Какое-то неуловимое
различие атмосферы, которое практически
невозможно передать, поскольку оно в нюансах.
Скажем, при описании обеих школ были бы уместны
такие слова, как “планирование”,
“распределенность”, “четкость”,
“неспешность”, “дальний расчет”,
“масштабность целей”, “эффективное
управление”. Однако в большей степени эти
качества заявлены в 1927-й школе. С другой стороны,
в обеих школах проявляются спонтанность,
выплески творческой энергии, естественность и
простота в общении, сплоченность, соуправление.
Но в первую очередь эти слова хочется отнести к
1048-й школе.
И может быть, на этом контрастном сходстве двух
школ нам будет легче понять феномен новой
российской школы. Ведь речь идет не об единичных
случаях, не о столичном прецеденте. Бывая в
других регионах, мы все чаще встречаем школы,
жизнь которых не сводится к простому
функционированию в рамках кем-то придуманных
условий, а наполнена поиском смысла.
Ведь что, по сути, произошло? Под шум дискуссий
вокруг школьного образования, под досужие
разговоры о том, что в “школе все
разваливается”, как-то незаметно, тихо выросли и
окрепли школы со своим неповторимым лицом, со
своей неповторимой атмосферой, и притом, самое
главное, школы, любимые детьми.
Заметим и то, что рождается новый образ школьного
управленца. Оба сегодняшних героя имеют
внешкольный опыт организационной работы с
молодежью: у Вячеслава Кондрашова за плечами
опыт орлятского вожатого и воспитателя, а Сергей
Черный в прошлом комсомольский лидер. Оба ставят
высокие цели и в то же время каким-то
непостижимых образом сочетают в себе
педагогическую романтику и практицизм. Оба
коммуникативны, открыты к внешним контактам,
заряжены на творчество. И из их опыта в равной
степени видно, что школа, которая хочет быть
притягательной для детей, не может основывать
свою работу только на ценности обучения.
Зацикленность на успеваемости учеников делает
школу холодной и скучной. А наличие более высоких
ценностей ведет к тому, что у взрослых и детей
начинают появляться совместные интересные дела,
единые смыслы, общие проблемы и по-настоящему
увлекательные задачи. Решая их, учителя и дети
сближаются друг с другом, и между ними возникают
доверительные отношения, которые переносятся и
на учебную деятельность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|