ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
Д.Г. ЛЕВИТЕС.
АВТОДИДАКТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
КОНСТРУИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ
М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2003 (серия «Библиотека
педагога-практика»)
Эта книга о том, как следует
проектировать педагогические технологии
применительно к ценностям образования, целям
обучения и имеющимся условиям, о том, как
педагоги учатся этому ремеслу и что у них в
результате получается, о том, как они сами
меняются в профессиональном и личном плане в
ходе этой работы и почему эти изменения иногда
оказываются важнее, чем созданный проект.
Д.Г.Левитес задается вопросом: есть ли логика в
развитии образования в нашей стране? Или, если
такая логика отсутствует, здесь действуют иные,
синергетические причины? Может быть,
образовательный процесс в историческом развитии
– процесс вероятностный, и в определенные
моменты бывает так, что сразу несколько
возможных вариантов развития образования имеют
примерно равные шансы реализоваться на практике?
И все зависит в этом случае не от объективных
закономерностей, а от таких субъективных
факторов, как конъюнктурные интересы,
представленность во властных структурах, воля и
энергия определенной группы людей.
Качество образования – это не только качество
результата, но и качество процесса, а результаты
в образовании бывают разные: не только те,
которые измеряются количественно и
квалиметрически в ходе текущего, промежуточного
и итогового контроля, но и иные, отдаленные,
связанные в первую очередь с воспитывающей и
развивающей функцией обучения.
Автор отмечает, что «если в образовательном
процессе изменить некоторые составляющие,
например контрольно-оценивающую (что и
происходит сегодня с введением единого
государственного экзамена), то это неминуемо
влечет за собой изменения в содержании
образования и технологиях обучения, и тогда эти
самые отдаленные результаты либо становятся
вообще недостижимыми, либо принимают
незапланированные и уродливые формы».
На основе многолетних исследований, посвященных
теоретическому обоснованию содержания практики
последипломного образования учителей,
Д.Г.Левитес предлагает дидактическую систему
подготовки учителей к конструированию
собственных гуманистически ориентированных
дидактических проектов.
В главе «Теоретические и методологические
основы дидактического проектирования»,
анализируя проблемы педагогической практики и
современной социально-образовательной ситуации,
автор отмечает, что «маятник» образовательной
стратегии, качнувшийся тринадцать лет назад в
сторону гуманистической педагогики и
психологии, достиг своей верхней точки, и сегодня
мы наблюдаем медленное, но верное движение назад.
В этой ситуации предназначение профессии
учителя и собственная значимость в ней
подвергаются столь серьезной ревизии, что
«обретенное учителями право выбора обернулось
для них бременем выбора». Поэтому автор счел
необходимым провести сравнительный анализ
некоторых современных стратегий образования и
технологий обучения. В результате такого анализа
он сделал вывод: какие бы названия ни принимала
та или иная образовательная стратегия, всякий
раз перед педагогом-практиком встает проблема:
является ли развитие и самоопределение ученика в
процессе обучения побочным, стихийным,
непрогнозируемым результатом достижения
«основной цели образования» (освоения уже
открытых законов, установленных норм, правил и
способов действия), или же истинное
предназначение школы состоит в раскрытии,
выращивании заложенных в ребенке потребностей и
способностей (тогда содержание образования есть
только средство для этого развития).
Автор высказывает замечательную мысль:
«Пессимистичные прогнозы в отношении развития и
реализации идей гуманистической парадигмы
дидактики содержатся в работах многих ученых и
учителей-практиков. Самый “осторожный” из них
заключается в том, что идеология профессии будет
иметь гуманистическую направленность, в то время
как оперативные установки будут ориентироваться
на социальную полезность. Но само понятие
социальная полезность сегодня меняет смысл на
прямо противоположный: чувство собственного
достоинства, уникальный жизненный опыт, чувство
свободы и доброго отношения к миру и людям,
которые приобретают воспитанники школ,
оказываются не менее “социально полезны”».
В главе «Образовательные технологии: теория,
классификация, обзор» анализируются два класса
технологий обучения –
предметно-ориентированные и
личностно-ориентированные. К первым относятся
технологии полного усвоения, уровневой
дифференциации, концентрированного обучения,
модульного и проблемно-модульного обучения,
педагогического процесса по С.Д.Шевченко,
учебные портфолио. Ко вторым – технологии школы
С.Френе, педагогических мастерских, учебного
проектирования, коллективной мыследеятельности,
учебного исследования. Сравнительный анализ
этих технологий обучения, проведенный в книге,
может помочь учителю сознательно выбирать ту или
иную технологию применительно к конкретным
условиям педагогической деятельности.
В главе «Принцип дидактического кольца» автор
пишет о проблеме принятия педагогом системы
целей, «позволяющей в условиях выбора
образовательных стратегий и дидактических
подходов успешно ставить и решать задачи
развития ученика». Д.Г.Левитес предлагает
вернуть понятию «образование» его изначально
заложенный самой природой смысл – «раскрытие и
развитие сущностных сил человека как феномена
природы, сформированного в социальном,
психологическом и биологическом плане адекватно
тем нормам, по которым природа существовала до
него».
В главах, посвященных созданию
психолого-педагогических и
организационно-педагогических условий
подготовки педагогов к конструированию
собственных технологий обучения, говорится о
профессионально значимых качествах личности
учителя, которые следует не только учитывать, но
и целенаправленно развивать, о возможностях
систем повышения квалификации, об организации
процесса обучения «субъектов последипломного
образования». Технологическое обеспечение
концепций и идей гуманистической педагогики
играет особую, значительную роль для
предотвращения экспансии технократического
подхода в практику обучения в условиях выбора
образовательных альтернатив.
В «Приложениях» в книге даются методические
рекомендации учителям, решившим создать
авторскую программу обучения, представлены
примеры дидактических проектов учителей физики,
химии, биологии, а также «Система
образовательных маршрутов в повышении
квалификации педагогов», состоящая из
двенадцати взаимосвязанных модулей-блоков.
Каждый образовательный маршрут в целом и
отдельные модули в частности имеют вполне
определенную развивающую направленность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|