Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

Д.Г. ЛЕВИТЕС. АВТОДИДАКТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯД.Г. ЛЕВИТЕС. АВТОДИДАКТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 (серия «Библиотека педагога-практика»)

Эта книга о том, как следует проектировать педагогические технологии применительно к ценностям образования, целям обучения и имеющимся условиям, о том, как педагоги учатся этому ремеслу и что у них в результате получается, о том, как они сами меняются в профессиональном и личном плане в ходе этой работы и почему эти изменения иногда оказываются важнее, чем созданный проект.
Д.Г.Левитес задается вопросом: есть ли логика в развитии образования в нашей стране? Или, если такая логика отсутствует, здесь действуют иные, синергетические причины? Может быть, образовательный процесс в историческом развитии – процесс вероятностный, и в определенные моменты бывает так, что сразу несколько возможных вариантов развития образования имеют примерно равные шансы реализоваться на практике? И все зависит в этом случае не от объективных закономерностей, а от таких субъективных факторов, как конъюнктурные интересы, представленность во властных структурах, воля и энергия определенной группы людей.
Качество образования – это не только качество результата, но и качество процесса, а результаты в образовании бывают разные: не только те, которые измеряются количественно и квалиметрически в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, но и иные, отдаленные, связанные в первую очередь с воспитывающей и развивающей функцией обучения.
Автор отмечает, что «если в образовательном процессе изменить некоторые составляющие, например контрольно-оценивающую (что и происходит сегодня с введением единого государственного экзамена), то это неминуемо влечет за собой изменения в содержании образования и технологиях обучения, и тогда эти самые отдаленные результаты либо становятся вообще недостижимыми, либо принимают незапланированные и уродливые формы».
На основе многолетних исследований, посвященных теоретическому обоснованию содержания практики последипломного образования учителей, Д.Г.Левитес предлагает дидактическую систему подготовки учителей к конструированию собственных гуманистически ориентированных дидактических проектов.
В главе «Теоретические и методологические основы дидактического проектирования», анализируя проблемы педагогической практики и современной социально-образовательной ситуации, автор отмечает, что «маятник» образовательной стратегии, качнувшийся тринадцать лет назад в сторону гуманистической педагогики и психологии, достиг своей верхней точки, и сегодня мы наблюдаем медленное, но верное движение назад.
В этой ситуации предназначение профессии учителя и собственная значимость в ней подвергаются столь серьезной ревизии, что «обретенное учителями право выбора обернулось для них бременем выбора». Поэтому автор счел необходимым провести сравнительный анализ некоторых современных стратегий образования и технологий обучения. В результате такого анализа он сделал вывод: какие бы названия ни принимала та или иная образовательная стратегия, всякий раз перед педагогом-практиком встает проблема: является ли развитие и самоопределение ученика в процессе обучения побочным, стихийным, непрогнозируемым результатом достижения «основной цели образования» (освоения уже открытых законов, установленных норм, правил и способов действия), или же истинное предназначение школы состоит в раскрытии, выращивании заложенных в ребенке потребностей и способностей (тогда содержание образования есть только средство для этого развития).
Автор высказывает замечательную мысль: «Пессимистичные прогнозы в отношении развития и реализации идей гуманистической парадигмы дидактики содержатся в работах многих ученых и учителей-практиков. Самый “осторожный” из них заключается в том, что идеология профессии будет иметь гуманистическую направленность, в то время как оперативные установки будут ориентироваться на социальную полезность. Но само понятие социальная полезность сегодня меняет смысл на прямо противоположный: чувство собственного достоинства, уникальный жизненный опыт, чувство свободы и доброго отношения к миру и людям, которые приобретают воспитанники школ, оказываются не менее “социально полезны”».
В главе «Образовательные технологии: теория, классификация, обзор» анализируются два класса технологий обучения – предметно-ориентированные и личностно-ориентированные. К первым относятся технологии полного усвоения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения, модульного и проблемно-модульного обучения, педагогического процесса по С.Д.Шевченко, учебные портфолио. Ко вторым – технологии школы С.Френе, педагогических мастерских, учебного проектирования, коллективной мыследеятельности, учебного исследования. Сравнительный анализ этих технологий обучения, проведенный в книге, может помочь учителю сознательно выбирать ту или иную технологию применительно к конкретным условиям педагогической деятельности.
В главе «Принцип дидактического кольца» автор пишет о проблеме принятия педагогом системы целей, «позволяющей в условиях выбора образовательных стратегий и дидактических подходов успешно ставить и решать задачи развития ученика». Д.Г.Левитес предлагает вернуть понятию «образование» его изначально заложенный самой природой смысл – «раскрытие и развитие сущностных сил человека как феномена природы, сформированного в социальном, психологическом и биологическом плане адекватно тем нормам, по которым природа существовала до него».
В главах, посвященных созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий подготовки педагогов к конструированию собственных технологий обучения, говорится о профессионально значимых качествах личности учителя, которые следует не только учитывать, но и целенаправленно развивать, о возможностях систем повышения квалификации, об организации процесса обучения «субъектов последипломного образования». Технологическое обеспечение концепций и идей гуманистической педагогики играет особую, значительную роль для предотвращения экспансии технократического подхода в практику обучения в условиях выбора образовательных альтернатив.
В «Приложениях» в книге даются методические рекомендации учителям, решившим создать авторскую программу обучения, представлены примеры дидактических проектов учителей физики, химии, биологии, а также «Система образовательных маршрутов в повышении квалификации педагогов», состоящая из двенадцати взаимосвязанных модулей-блоков. Каждый образовательный маршрут в целом и отдельные модули в частности имеют вполне определенную развивающую направленность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru