Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ. № 5, 2003ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ. № 5, 2003

Инициальная психотерапия – одно из направлений современной индирективной психотерапии, которая нацелена не на устранение отдельных болезненных симптомов – она обращена к личности человека, она пытается высвободить некое позитивное начало в нем, его творческий, душевный, телесный потенциал.
Такой подход основан на глобальном доверии к человеку. Часто человек замкнут в круге своих возможностей, «исчисляемых им» или «исчисленных для него». Как разомкнуть этот порочный круг? Как показать человеку, что он «не совпадает с самим собой», что он всегда больше, чем его наличное, эмпирическое «я»?
Когда наблюдаешь за тем, как человек работает или рассказывает о своем внутреннем опыте, нельзя не обратить внимания на то, как он (взрослый или ребенок) с большим трудом, словно пробивается сквозь дебри, ищет самого себя – такого, каким он пока себя еще не знает, вернее, знает лишь тайно – в глубине своего существа.
Это «пробивание к себе» происходит по законам волшебной сказки: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Как провести «новичка» в точку рождения истинного «я»?
Как помочь человеку, который не слышит себя, который проходит мимо себя (вспомним М.К.Мамардашвили: «Мы, как танки, проходим мимо себя»), даже когда событийный план заявляет сам о себе? Может ли сделать здесь что-либо психолог?
Чтобы нести в себе качества «живой событийности», психолог должен быть «пустым», лишенным каких-либо намерений и оценок, каких-либо мыслей о правильных методах реагирования, но он должен остро чувствовать мгновение. Важно, чтобы в его вопросах звучали собственные слова собеседника. Вопрошая так, психолог не вносит своих оценок, а только обращает внимание человека на его собственный опыт. Он как бы встает рядом и молчит и тем самым позволяет человеку оставаться таким, каков он есть, каким бывает без зрителя.
Так человек вступает на путь следования за чем-то большим в себе, попадает в состояние «распахнутости», удерживает себя в этом состоянии. В пределе этот процесс может длиться до тех пор, пока человек не дослушается до «глубочайшего одиночества собственной сути». А это и есть освобождение от дурной сценарной зависимости – человек может услышать голос себя живого, спонтанного, услышать что-то большее в себе, чем его обыденное. Умение послушно следовать за поэтическим, бытийным планом открывает ему возможность осуществления себя через движение своей собственной мысли.
(«Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы». Т.М.Буякас)

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ. № 6, 2003 РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ. № 6, 2003

Традиционные уроки, как правило, это наставления, насаждение учительского «я». Взрослый подчиняет ребенка своей власти. Поэтому в современной школе возникает ряд противоречий: противоречие между необходимостью развивать познавательные и творческие способности учеников и жесткими требованиями выполнения конкретных заданий, противоречие между необходимостью создания целостной картины мира и следования программному узкопредметному содержанию курса.
Разрешить эти противоречия можно в Творческой мастерской. Здесь внимание ребят тоже направлено на выполнение задания, но учитель-мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников.
Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения заданий, чередуя индивидуальную, парную и групповую работу. Атмосфера доверия,
сотрудничества учеников и мастера, обращение к личному опыту учеников, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок к началу творческого процесса. Так рождаются ученические исследования. Так рождаются вера в возможность открытия, надежда на успех.
Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!».
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учениками, ненасилия, безоценочности. Это технология, направленная на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Постановка задачи в мастерской помогает ученикам пробиться через свой опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем уже организовать поиск – вот желанная цепочка действий, в которую мастер мечтает включить ученика, ставя задачу. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
(«Творческие мастерские». Л.А.Музиянова)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 4, 2003РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 4, 2003

Какими качествами должен обладать хороший педагог? У детей одно из первых мест занимает ответ: «Такой, который бы не кричал».
К сожалению, в наших школах очень много крика – как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. В ответ на педагогическое воздействие методом крика дети во многих случаях становятся агрессивными, зажатыми, их способность воспринимать учебный материал блокируется.
Крик – очень сильное педагогическое воздействие взрослого на ребенка, вполне сравнимое с физическим наказанием.
Почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Причин может быть несколько. Рассмотрим все по порядку.
1. Психолого-педагогические причины – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога.
2. Социально-психологические причины – стремление показать свое превосходство, свой «высокий» социальный статус.
3. Физиологические причины – внутренняя, биологическая энергия человека, не находящая выхода, все-таки «выходит» – криком. Так, например, истерически «орут» частушки или безумные песни.
4. Конфликтные ситуации – срыв на крик во время конфликта, несдержанность и низкая культура человеческих отношений.
Конечно, крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Дикие вопли и крики на школьных переменках – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на уроках.
Энергию крика можно трансформировать (при надлежащем обучении) в энергию певческого звука.
В школах, где ученики поют вместе с учителем, возникает особая атмосфера, животворящая аура, которая благотворно действует на психику как детей, так и учителей.
Вот набор упражнений, способных помочь учителю, у которого есть нерешенные проблемы с криком, с контролем своего психоэмоционального состояния:
– Я совершенно спокоен.
– Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
– Я слышу мой красивый голос со стороны.
– Мое дыхание ровное, спокойное.
– За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик, я потом сделаю себе приятный подарок, о котором давно мечтал.
– А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта.
Эти упражнения – только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психических состояний. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный комплекс упражнений, с помощью которого будет «настраиваться» на преодоление своих неадекватных навыков поведения.
(«Психология крика». В.И.Петрушина)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 9, 2003ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 9, 2003

Лишь немногие учителя готовят старшеклассников к учебе в вузе.
Но вузовская направленность школьного обучения помогает первокурсникам быстрее адаптироваться в вузе и войти в ритм студенческой учебы и жизни. Поэтому со старшеклассниками очень полезно проводить занятия по технологической цепочке: лекция – семинар – зачет.
Лекционная форма вообще позволяет углубить школьную программу. Лекции ни в коем случае нельзя диктовать, как диктант. Необходимо также научить школьников их конспектировать – надо пройти весь путь: от первых попыток (подсматривая и переспрашивая у соседей) до «высшего пилотажа», когда целый абзац речи преподавателя интерпретируется по-своему (одним-двумя словами, предложением).
Семинары надо проводить в соответствии с календарно-тематическим планом по ключевым темам. Полезно ксерокопировать и раздавать каждому ученику материалы по тематике семинара.
Зачеты – важнейшая часть занятий. Наиболее результативны устные зачеты по билетам, причем надо готовить два их варианта – сложный и облегченный. Каждый ученик должен обязательно сдать зачет. Для пересдачи, ликвидации долгов и хвостов, для повышения оценки надо назначать дополнительные дни.
В школе можно использовать такой вузовский опыт оценки знаний учеников, как «автомат» и «полуавтомат». Условия «автомата» следующие: все текущие оценки – 5, отличные конспекты лекций. При соблюдении этих требований ученики освобождаются от экзамена и получают оценку 5. Если же у них есть одна-две оценки 4, то они заслуживают «полуавтомат». Это означает, что от экзамена ученик не освобождается, но при ответе по билету, состоящему из двух вопросов, выбирает наиболее понравившийся ему и отвечает только на него (за другой, не выбранный вопрос уже автоматически ставится оценка 5).
Практика показывает, что старшеклассники хорошо воспринимают и успешно осваивают такую технологию преподавания (дисциплины гуманитарного цикла).
(«Из школьного класса в студенческую аудиторию». В.Чернов)

ПЕДАГОГИКА. № 10, 2003ПЕДАГОГИКА. № 10, 2003

Как-то незаметно сходит на нет наметившаяся в процессе либеральной революции тенденция глубокой демократизации школы.
Закон РФ «Об образовании» трактуется все больше как закон о порядке, но не о свободе.
Мир человека – это неразрывная связь рационального и иррационального: интуиции, инстинктов, непредсказуемости или нелогичности поведения и т.п. Духовный мир человека, его иррациональная сущность, по-видимому, принципиально необъяснимы. «Мы можем говорить лишь о том, что влияет на его формирование, – писал Н.Н.Моисеев. – Мир иррациональный не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем суждения, основанные на принципах рационализма».
Ребенок – природоцелен. Именно поэтому гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы и ребенка. Внутренняя энергия –
природа реализуется в ребенке в трех его устремлениях, в трех страстях:
1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей.
Это закон природы. Он неумолимо действует, особенно в младшем возрасте.
2. Страсть к взрослению. «Ты уже большой» – хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький». Способствовать взрослению ребенка значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.
3. Страсть к свободе. Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только благодаря сотрудничеству можно подготовить к социальной гармонии.
Страсть к свободе имеет уникальное свойство: свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Духовные и природные субстанции в ребенке стремятся, так сказать, к свободной несвободе. Это видно на примере ролевой игры: ты можешь сам, свободно выбрать свою роль – но, выбрав, играй по правилам! Страсть к свободе, заложенная в ребенке, – это потенциал всей жизни общества.
Итак, страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Это уже земное, это исследуется. Это научные, философские, психологические основы гуманного педагогического мышления. Это надежда учителя.
(«Какой должна быть педагогика XXI в.?». Д.Д.Зуев)

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 9, 2003ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 9, 2003

Опыт лучших общеобразовательных школ, гимназий, лицеев убеждает, что в учебном заведении необходимо создавать особый микроклимат, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Это можно сделать, если педагогический коллектив представляет собой «педагогический ансамбль» – коллектив, в работе которого превалирует гармоничное решение проблем, способность формировать рациональную структуру совместных действий, способность противостоять негативным внутренним и внешним воздействиям.
Как создать педагогический ансамбль школы? Путей, конечно, много. Но наибольший эффект дают дискуссии, «круглые столы», деловые игры, конференции, выездные семинары. Иначе говоря, необходимо использовать различные формы организации совместного творчества.
В школе работают очень разные люди, и мотивы их деятельности также чрезвычайно различны. Причем одни и те же мотивы могут иметь совершенно неодинаковую ценность для разных учителей. Поэтому надо сформировать позитивную мотивационную среду педагогического коллектива, проще говоря, создать возможности для личностного и профессионального роста, заинтересованности, успешности, продвижения, признания, повышения самоуважения всех членов коллектива.
Как и в музыкальном оркестре, в педагогическом ансамбле должны играть виртуозы! Можно, конечно, привлекать в школу более широкий круг педагогов, организовать мастер-класс.
Но ставку нужно делать все-таки на своих работников. Просто (хотя это вовсе не просто) нужно продумать меры по повышению квалификации учителей, причем речь идет не только об их учебе на курсах, семинарах и т.п., но и о коллективной, групповой, индивидуальной работе по овладению теоретическими аспектами образования.
Принципы организации совместной деятельности можно кратко сформулировать так:
– цель совместной работы в педагогическом ансамбле должна быть ясна и понятна всем участникам;
– партнерам, по возможности, должны быть известны задачи друг друга;
– никто не должен настаивать на своем варианте решения, надо быть готовым идти на компромисс;
– должен царить свободный обмен информацией;
– сильные профессиональные и человеческие качества партнеров нужно скомбинировать, слабые стороны – нейтрализовать;
– в случае удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к данной работе.
(«Педагогический ансамбль школы». И.Пастухова)

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 6, 2003ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 6, 2003

На любом занятии учителю необходимо управлять вниманием детей, корректировать их поведение. Действия учителя могут быть самими разнообразными. Слова учителя для детей чрезвычайно значимы. Если учитель разговаривает с детьми без негативных высказываний и подтекстов в адрес личности, он создает безопасное коммуникативное пространство. Разговор с учениками можно вести и на невербальном уровне: паузы, жесты, интонации, громкость речи – все может быть плодотворно.
При этом необходимо учитывать возрастные особенности учеников и учениц. Так, младшие школьники ждут простого одобрения, а подростки – внимания к себе как к личности. Мальчики, будучи ориентированы на решение проблемы, склонны отождествлять себя с результатом своей деятельности. Поэтому критику своей работы воспринимают как критику себя лично: я делаю не так, я неспособный и т.д. Для девочек же главное – отношения, поэтому критические замечания ими могут восприниматься как угроза отношениям: учитель критикует мой результат, значит, я ему не нравлюсь. Такое восприятие снимается изменением тона высказывания.
Главное, чего должен придерживаться учитель, – безоценочность относительно личности. Порой негативные высказывания в адрес личности спрятаны либо в интонацию, либо в смысловые подтексты. Например, высказывание: ты почему опоздал на занятие? – содержит подтекст: хорошие ученики не опаздывают, ты недисциплинированный. Поэтому такое высказывание надо заменить другим: что помешало тебе прийти вовремя? Или высказывание: вы что, забыли это? – с подтекстом: у вас плохая память – лучше заменить другим: давайте вспомним, память у всех хорошая, нужно сосредоточиться.
Конечно, есть стандарты, стереотипные высказывания учителя и не всегда удается выдержать правильный тон, не задеть, не обидеть кого-либо из учеников. Однако стремиться к тому, чтобы при общении с ними не задевать личность ученика, необходимо.
А это требует от педагога готовности принимать на себя проблемы взаимоотношений с детьми, поддерживать и развивать свою профессиональную компетентность.
(«Закон педагогического взаимодействия». Л.К.Гаврилина, Сыктывкар)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru 
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru