Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Николай БОРЫТКО,
доктор педагогических наук, профессор
г. Волгоград

Воспитание или жизнь?

Вопрос звучит немного по-разбойничьи. Но именно так его чаще всего ставят перед детьми взрослые – и совершают непоправимую ошибку...

Споры о воспитании не умолкают ни в учительских, ни в кабинетах департаментов образования. Что значит воспитывать ребенка? Однозначного и понятного ответа на этот вопрос, как ни странно, нет. В воздухе (в воспитательных концепциях и программах) витают многочисленные термины: личность, индивидуальность, ребенок как субъект образования… Давайте попробуем понять, какой смысл вкладывают ученые в эти слова, чтобы не просто принимать новые концепции к сведению и исполнению, а осмысленно прочитывать их и аргументированно отстаивать свою позицию.

Воспитание или дрессура?

Читаем в учебнике педагогики: “Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека”. С чем тут можно не согласиться? Казалось бы, все так, но…
Во-первых, почему-то другое поколение (то самое “поколение NEXT”, молодежь то есть) не очень стремится усваивать опыт старших. Возможно, потому, что у старшего поколения нет опыта быстро изменяющейся сегодняшней жизни.
Передача и усвоение опыта предполагает подготовку к жизни, а не саму жизнь, вот и выходит, что мы даем урок (простите, передаем опыт), а его не берут (не усваивают). Ведь ребенок (то есть человек) по натуре своей субъектен.
Не менее важно то, как человек воспринимает обстоятельства жизни (осмысливает их), как реагирует на них, как ориентируется и самоутверждается.
Во-вторых, передача и усвоение опыта (как это ни удивительно на первый взгляд) не ведут к развитию человека. Хотя бы потому, что передача и усвоение опыта не отличают человека от кошки, например, которая передает опыт котенку. В связи с этим существует термин “воспитание щенка”, например. И что же получается: воспитывать щенка и воспитывать ребенка – одно и то же? Но воспитание щенка – это дрессура!
Возможно, выход в том, чтобы передавать не просто опыт, а социальный опыт? Но и в этом случае мы не очень-то выделяемся из животного мира. Ведь известно немало социальных животных: пчелы, крысы, волки... Они передают опыт сообщества, стаи – своего рода социальный опыт. У пингвинов для этого даже есть специальные “воспитатели”. Не знаю, как вы, а я в своей педагогической деятельности не хочу уподобляться пингвину, так же как и дрессировщику. Тогда что же такое воспитание человека?
Вряд ли кто-то возразит, что человека из животного мира выделяет культура! Следовательно, и воспитание становится воспитанием Человека, если оно включено в контекст культуры, понимается как элемент культуры.

Культура как педагогическая категория

Воспитание в контексте культуры предполагает саму жизнь, а не “подготовку к жизни”. На заре своей педагогической карьеры я невольно подслушал, как мои 6–7-летние ребятишки в пионерском лагере, обсуждая между собой отношение к ним со стороны взрослых, сказали: “Мы не дети, мы – люди!” – и, порассуждав, пришли к выводу: “Просто мы маленькие люди”. А что же такое – быть людьми, поступать по-людски?
Эрих Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные позиции: “иметь” и “быть”. Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: “Я есть то, чем я обладаю”. Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: “Я есть то, что со мной происходит”. При первой человек сосредоточивается на средствах существования. При второй – на содержании жизни.
А теперь давайте попробуем определить, что такое культура. Определить с педагогической точки зрения.
1. Культура – это совокупность человеческих достижений, свод правил и образцов поведения. Еще ребенком каждый из нас, придя в гости к своему другу (или подруге), обнаруживает иной уклад жизни в его семье, иную культуру взаимоотношений. Или национальная культура: я требую от ребенка, чтобы он “честно смотрел мне прямо в глаза”, но во многих культурах прямой взгляд в глаза старшему – это вызов, верх неприличия… Человек, воспринимающий культурные нормы, растет как личность.
2. Когда мы встречаем выражения типа “культура производства”, “культура голоса” у певцов, “физическая культура”, имеется в виду высокий уровень выполнения какой-то деятельности. В этом смысле мы говорим о компетентности человека, высоком уровне его квалификации – о том, что выражает его индивидуальность.
3. А педагогическая культура? Она предполагает и ориентацию на определенные нормы (ценности), и умение воплотить их в своей профессиональной деятельности. Когда это происходит, мы говорим о человеке как субъекте деятельности, поведения, культуры.

Культуросообразное воспитание

Такой взгляд на культуру позволяет говорить о трех аспектах воспитания: социальном (принятие ценностей, норм, запретов), индивидуальном (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация… и прочие “само”) и коммуникативном (взаимодействие со средой).
Первый аспект предполагает воспитание через влияние среды, которую мы еще называем атмосферой школы или ее духом, – и это вполне педагогические категории.
Давно известно, что в хороших школах педагоги на протяжении многих лет терпеливо строят идеологию школы, которую непременно разделяли и принимали бы как взрослые, так и дети.
Принимая ценности среды, ребенок становится частью общности, получает возможность гордиться этой сопричастностью (не здесь ли берет начало патриотизм), несет ответственность перед ней (качество, необходимое для члена гражданского общества)… “Папа, а знаешь, девочка из нашего класса победила на соревнованиях по гимнастике, – хвастается дочь, придя из гимназии, – мы ее всем классом поздравляли!” А я счастлив тем, что нам повезло с классным воспитателем, Валентиной Владимировной Зориной, среди ее многочисленных достоинств – умение сделать достижения каждого ребенка предметом гордости всего класса.
Каждый из нас привык к атмосфере своего урока. Но давайте пройдемся вместе со своим классом по урокам коллег: мы обнаружим, насколько различаются система взаимоотношений, стиль работы, способы выполнения заданий и прочих составляющих пространства урока. Они не лучше и не хуже – они разные! И хорошо, когда в школьные годы у растущего человека вырабатывается способность активно адаптироваться, развиваться в разных социальных средах, потому что именно так он становится Личностью!
Второй аспект обращает нас к проблемам самостановления ребенка, которое невозможно без поисков смысла собственного существования.
Часто это совсем нетрудно – проявить уважительное внимание к растущему человеку. Но как много это дает! Из своего школьного детства помню, как наш классный руководитель Ритория Ивановна Котова сказала однажды: “Мы все знаем, что Коля Борытко занимается в народном театре кукол, но не были на его спектаклях. Коля, может ты пригласишь нас как-нибудь на представление?” И я пригласил, и весь наш театральный коллектив знал, что в тот день был особый спектакль – в зале Колин класс с классным руководителем. Спектакль закончился не аплодисментами – овациями! После спектакля меня окружили одноклассники, я с гордостью показывал им наше “закулисье”, знакомил с другими артистами, с режиссером…
Это не противопоставление общности: ведь твоя ценность возрастает, если ты можешь дать своему сообществу то, чего другие не могут, если ты не только личность, но и яркая Индивидуальность!
Третий аспект раскрывает таинство воспитания через взаимодействие.
На своих занятиях с педагогами я иногда предлагаю такое упражнение. Трем добровольцам с завязанными глазами даю прикоснуться к разным местам разрезанного яблока: к кожуре, к хвостику, к мякоти. Затем повязки снимаем, и педагоги пытаются совместно решить, до какого предмета они дотрагивались. Быстрее всех к верному решению приходят руководители подростковых клубов: они привыкли выслушивать других (подростков, их родителей), видеть проблему с разных сторон, не отвергать различные точки зрения, а сопоставлять их, обобщать, суммировать. Достаточно быстро приходят к согласию педагоги дополнительного образования и руководители школ: их профессия также приучает к взаимодействию. Худший результат, к сожалению, у учителей: они привыкли к “единственно верной” точке зрения. Обиднее всего, что себя я все чаще ловлю именно на том же.
Хотелось бы помечтать о возрождении в школе дискуссионных клубов, где складывается позиция сотрудничества. Ребенок в такой атмосфере не боится предстать “белой вороной”. Тогда школа превращается в своеобразную общину, основанную на гуманистических ценностях. В такой общине человек становится Субъектом, соединяя в себе Личность и Индивидуальность. В такой общине уже не выясняют, чего должно быть больше: воспитания или обучения. Жизни должно быть больше! Осмысленной и содержательной жизни – радости Бытия!

Вместо послесловия

Перечитал написанное и обнаружил, что я так и не дал “правильного” определения воспитания: определений может быть множество, при этом все “правильные” и все неполные. Стремление к завершенности – самое опасное, что может быть в воспитательной деятельности. Завершенность – это окончание развития, бытие же – это процесс. Субъектом нельзя стать, им можно лишь становиться.
Надеюсь, читатель простит меня за повышенную эмоциональность в высказываниях – ученому пристало писать академическим стилем. Но ведь писал о том, что наболело; о том, что переживаю сам как педагог, как отец двоих дочерей, как человек.
Впрочем, по-настоящему рад буду узнать иные точки зрения, обсудить иные представления о содержании воспитания.

Пишите, пожалуйста: borytko@nm.ru; http://borytko.nm.ru.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru