Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Валентина ЕРЕМЕЕВА,
кандидат биологических наук

Проблема, которую не решить “одной левой”

Левшество – это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь, а один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей, а точнее – от особенностей строения мозга ребенка.

Правши и левши в вопросах и ответах

Леворукий ребенок отличается от остальных не только тем, что ест, рисует и пишет левой рукой, но и тем, что у него иначе устроен мозг, у него другой тип мышления. У большинства левшей леворукость генетически запрограммирована, и особый тип организации мозга они имеют уже при рождении.
То, что они по-другому воспринимают информацию, мыслят и иначе проявляют эмоции, мы увидим, когда такие дети подрастут. Уже дошкольник-левша отличается от сверстника-правши. У школьников различия заметны уже не только в поведении, и их можно исследовать с помощью опросников.
Среди учеников начальной школы мы вместе с Еленой Сыч отобрали группу левшей и контрольную группу ярко выраженных правшей (с высокой степенью праворуковости, правоглазых и правоухих) и задали им одни и те же вопросы.
На вопрос о том, что для тебя самое трудное в школьной жизни, правши отвечали: “Рано вставать”, а левши: “Короткие перемены”.
Спрашиваем: “На кого ты похож?” Правши отвечают: “На маму, на папу, на бабушку”, а левши: “На себя”.
“Что такое праздник?” Правши: “Восьмое марта, Новый год, день рождения”. Левши: “Веселье, радость”.
А вот неожиданный вопрос: “Если бы ты покупал лошадь, какую бы ты выбрал?” Правши называют только цвет и размер (например: “большую, рыжую”). А левши выбирают здоровую, красивую, сильную.
Итак, правши в своих ответах опираются больше на привычные формулировки, штампы, формальную сторону, определенную классификацию, а левши – на эмоциональную, смысловую сторону.
Вот еще одна иллюстрация этого вывода. Спрашиваем о том, в чем разница двух выражений: “Ты хорошо живешь” и “Он хорошо живет”? Правши отмечают разницу в грамматике: ты – второе лицо, а он – третье. А левши видят здесь не местоимения, а живую ситуацию: “Если он хорошо живет, это совсем не значит, что я хорошо живу”. Или: “Он – это он, а я – это я”.
Тогда возьмем ситуацию, которая касается ребенка лично. “Что ты делаешь, если тебя несправедливо обидели?” Ответы правшей нас поразили (еще раз уточним, что отвечали не просто правши, а “самые-самые” ярко выраженные). Оказывается, в такой ситуации, по собственному признанию, они уходят, ложатся отдохнуть, садятся в стороне, убегают. А что же левши? Ругаются, дерутся, сдерживаются, чтобы не нагрубить. Значит, и активность, и эмоциональность, и установки, и смысловые, личностные оценки – разные.

Отражение асимметричности мозга

У большинства левшей ведущим является эмоционально-образное полушарие (обычно правое), которое “мыслит” целостно, неформально.
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную – осязательную). При этом правое полушарие в основном “обслуживает” левую сторону тела; принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Уже у новорожденного ребенка полушария неравноценны. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно действует быстро.
Отсюда следует, что интуиция – это не что-то второстепенное, второсортное, а результат огромной работы мозга, ход которой скрыт от нас.
Главное же отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Строго говоря, в левом полушарии не один центр речи, а несколько. Есть центр, ответственный за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. Другой отвечает за понимание речи.
Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.
В нормальном состоянии наш мозг не работает изолированно то правым, то левым полушарием. Но при болезнях мозга, когда страдает только одно полушарие, мы четко видим разницу в их функционировании. Некоторые конкретные примеры помогут вам убедиться в этом. Так, болгарский художник Бояджиев, который до болезни часто писал портреты, долго вынашивая замысел своего произведения, через некоторое время после инсульта в левое полушарие мозга вновь начал работать, но левой рукой. Манера его письма при этом резко изменилась. Появились пейзажи. Теперь он не обдумывал заранее, что будет писать, а садился и сразу начинал работать “на одном дыхании”. Композитор Равель в той же ситуации продолжал сочинять музыку, но полностью утратил способность работать в песенном жанре. Это объясняется тем, что правое, образно-эмоциональное полушарие сохранило свои функции, а левое, речевое – пострадало.

Дело не в руках, дело в голове

Предпосылки к формированию центров речи именно в левом полушарии есть уже у новорожденного. Такая картина наблюдается у подавляющего большинства людей, но не у всех. В некоторых случаях центры речи формируются не в левом, а в правом полушарии мозга. Эти люди обычно становятся леворукими.
Такую ситуацию легко объяснить тем, что если маленький ребенок, будущий правша, действует каким-то предметом правой рукой, то мышечные и кожные ощущения (очень важные в этом возрасте) приходят в основном в левое полушарие и могут быть проанализированы, предмет мысленно назван и включен в систему других родственных предметов. Если же предмет находится в левой руке, то оцениваются прежде всего такие его характеристики, как теплый-холодный, гладкий-шершавый, происходит эмоциональное его восприятие как целого, без расчленения на детали и классификации.
У маленького левши мы можем видеть обратную картину. Когда ребенок просто стучит игрушкой по манежу, ему почти безразлично, какой рукой это делать, а вот когда он берет в руку ложку или тем более карандаш, то связь руки с речевым полушарием становится необходимой. Представьте, что ребенка-левшу заставили писать правой рукой. Информация об этом действии приходит в основном в левое полушарие, а центра речи там нет, побуквенный, послоговый анализ невозможен, тонкие движения пальцев анализируются плохо, а ведь именно это необходимо для выработки навыка письма, его автоматизма.

Когда переучивать поздно?

У детей правшество и левшество в основном формируется к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.
Посмотрите, как относится ребенок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из его левой ручки в правую. Если он продолжает спокойно есть, то некоторое время можно попытаться “приучить” его к пользованию правой рукой, но если вы видите, что ребенку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, раздражаться, это сигнал, что вы нарушаете естественный ход развития организма, вмешиваетесь в интимные механизмы формирования личности ребенка и рискуете причинить ему непоправимый вред.
Если ребенку уже 4 года и тем более если среди его родственников есть леворукие, остановитесь, не переучивайте его, потому что перед вами только два пути: либо ребенок будет нормально развиваться или даже опережать других детей, но есть и писать левой рукой, либо он превратится в невротика, будет писать правой рукой, но и в школе, и после ее окончания письмо станет для него мукой.

Своя речь или речь списанная?

Но еще страшнее другое. Предположим, что нам с большим трудом удастся научить ребенка вырисовывать буквенные знаки правой рукой и он научится списывать текст, писать под диктовку. Но когда потребуется не просто списывание-срисовывание чужого текста, а собственная письменная речь (изложения, сочинения), письмо правой рукой окажется несостоятельным. Поэтому пик обращений к специалистам за помощью по поводу катастрофических трудностей с письмом у переученных левшей приходится на возраст 10 лет.
Например, одна мама рассказала, что учительница в школе заставила ее сына-левшу писать правой рукой, говоря, что “и медведя можно научить танцевать”. Она научила его владеть правой рукой при письме, но когда вырисовывание букв и слов должно было превратиться в письменную речь, в изложение мыслей, с таким трудом выстроенное здание праворукого письма развалилось. Мальчик стал испытывать колоссальные трудности, он не мог правой рукой выражать свои мысли, а учительница, негодуя и обвиняя его в лености, засыпала двойками.
Так кто виноват в его двойках? Да и не в двойках дело. Страшнее, что обратного пути нет, научиться писать левой рукой он уже вряд ли сможет – время упущено, в мозгу уже сложились определенные функциональные связи, организующие процесс письма именно правой рукой. Сломать их и начать все сначала, уже для левой руки, почти невозможно. Ребенку закрыли возможность овладеть письменной речью, а значит, создали ущербную личность, закрыли многие пути для выбора профессии, для личностного роста. Но родители (и учителя), не зная или не желая знать этого, часто настроены таким образом, что боятся разрешить ребенку письмо или даже рисование левой рукой и хотят, чтобы он был “как все”.

Жесткий регламент против инициативы и интуиции

У нормального леворукого ребенка неумелые педагогические воздействия, стремление переучить наперекор природе могут привести к самым тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг, то и мышление, и вся психика несколько отличаются от обычного типа. Леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в художественных школах.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные…), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет строгого подчинения и важна собственная инициатива и интуиция.
Но группа детского сада и тем более школьный класс – как раз и есть работа в жестком регламенте. Здесь ценят не инициативу и интуицию, а послушание и дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих определенные “левые” признаки, во многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый декстрастресс (правый стресс). Мы этого не замечаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно – левше. Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы обычно располагаются слева и т.д.
Если вы воспитываете леворукого ребенка, не старайтесь сделать его таким, как все, больше доверяйте его природе, знайте, что он обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые при должном воспитании и обучении могут стать сильными сторонами его личности. И от нас зависит, не будут ли загублены эти задатки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru