ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Как и на кого работает ИПК?
На этот вопрос сегодня отвечают
учителя, директора и сотрудники института
повышения квалификации в Костромской области
На первой странице вкладки вы обычно
можете найти материалы о насущных проблемах
повышения квалификации и его перспективах, о
«высоких педагогических технологиях» и реальных
образовательных запросах учителей в разных
регионах. Но мы подумали, что было бы интересно
побеседовать с учителями, директорами школ,
завучами и с теми, кто по долгу службы занимается
повышением их квалификации – работниками
института усовершенствования, живущими в одной
области. Чтобы увидеть практически один и тот же
процесс с разных точек зрения. Область решили
выбрать не самую бедную, но и не самую
благополучную в экономическом отношении, не
маленькую, но и не огромную, и чтобы не «на краю
географии», а в центральной России. И выбрали –
Костромскую.
Вообще-то в поездках удобнее сначала
встретиться с начальством: узнать об интересных
школах, об экспериментальных площадках, а потом
приезжать туда за интервью о педагогическом
опыте. Но мы поступили иначе. Несколько дней
расспрашивали о житье-бытье учителей в случайно
выбранных школах – от крошечной сельской
начальной, где учатся три ребенка, до большой
современной в районном центре. Были среди них
начальная, основная и средняя; школа –
демонстрационная площадка регионального
эксперимента и федеральная экспериментальная
площадка. И только в последний день командировки
мы добрались до областного института повышения
квалификации. Наверное, поэтому во время
разговора с преподавателями и исполняющим
обязанности ректора мне то и дело вспоминались
лица и реплики учителей Костромской области. Тех
самых, для которых и работает ИПК. Получилось
что-то вроде виртуального диалога.
– Наверное, работа с педагогическим
коллективом начинается с директора. Чему, на ваш
взгляд, его нужно научить в первую очередь?
Людмила ЛОШАКОВА, заведующая кафедрой
педагогических инноваций КОИПКРО. Главное
– обучить их занимать управленческую позицию,
будь то конфликт с родителями, проблема с
учеником, авария водопровода или проведение
семинара на базе школы. Но большинство
директоров в первую очередь педагоги. У них есть
предметные часы, там они и реализуют свой
потенциал. А административная работа на втором
плане.
В этот момент я вспоминаю школу, до которой мы
накануне добрались поздним вечером. Во всем
здании горит одно окно. Заходим. Директор,
усталая, улыбчивая женщина, оторвавшись от
компьютера, рассказывает:
– До начала уроков зашла в кочегарку, в столовую,
проверила температуру в помещениях, где будут
идти занятия. Поспрашивала, не едет ли кто в
город, чтобы с оказией отправить документы в
бухгалтерию. Не нашла. И весь день между обычными
директорскими заботами урывками занималась
переделкой локальных актов. И сейчас продолжаю,
когда все разошлись. Вон сколько бумаги – все
шкафы заняты. Кому это все нужно?..
В кабинет входит завуч (видимо, деревенская почта
оповестила, что в школе гости):
– Методическая помощь? Да, приезжает к нам
районный методист. Но почему-то пока только нас
тестирует. И про новые методики информирует, как
их много и какие все разные, а содержательного
пока еще ничего не рассказала. Зато мы ей
объясняем, как работаем. Надеемся, она скоро
чему-нибудь да научится.
По новым санитарным нормам у нас все не так:
здание неправильно ориентировано в
пространстве, территория не так распланирована…
Но мы не можем развернуть школьное здание! И
земли никто не прибавит – поселок давным-давно
распланирован.
Пожарная инспекция замучила: нужна сигнализация
за какие-то бешеные деньги. Я бы рад ее
установить, но на какие деньги? Та же проблема с
огнетушителями – снегом я их заправлю, что ли?
– Велика ли дистанция между школой и
педагогической наукой, востребованы ли
инновации в педагогической среде области?
Л.Л. В институте существует лаборатория
инноватики, для того чтобы приблизить научные
разработки к методистам, можно сказать, что мы
переводим сложные для понимания статьи на
педагогический язык. Стараемся заметить и
поддержать инновации, возникающие в школах.
А в школах учителя и завучи рассказывали:
– Хотелось бы, приезжая на курсы, слышать как
можно меньше теории. А вместо лекций по
психологии, социологии, валеологии узнать
побольше новых методик преподавания.
– Очень нужны практические курсы по новым
технологиям. На нас свалилось и введение
профильной школы, и тестирование. А как все это
должно выглядеть, мы сами до конца не
разобрались. Хорошо, что в район приезжают
методисты ИПК и проводят занятия: мы на это время
расписание меняем и учителей освобождаем от
уроков.
– В районе есть кустовые методобъединения:
четыре школы работают по единому плану и по
очереди приглашают к себе соседей на семинар.
Хозяева дают открытые уроки, которые потом все
вместе обсуждаем. Из ИПК приезжают методисты.
Полезно, конечно. Но лучше бы у нас была
возможность ездить в Кострому на курсы: там и
библиотека, и общение с коллегами в более широком
кругу, и общая атмосфера института как-то
вдохновляет. Но поехать можно только за свой
счет, в лучшем случае «в долг»: когда-нибудь потом
командировку, может быть, оплатят.
– Учителя сетуют на то, что большинство
курсов и семинаров проходит в рамках района.
Вспоминается фраза «Спасение утопающих – дело
рук самих утопающих». Насколько эффективна такая
модель повышения квалификации?
Л.Л. Система, существовавшая много лет, была
разрушена во время финансового голода, по
крайней мере в нашей области. У департамента
образования нет денег, чтобы оплатить всем
учителям курсы повышения квалификации раз в пять
лет. Поэтому люди приезжают в институт по
собственному желанию и за свой счет. Мы, конечно,
выезжаем в районы, но это, надеюсь, временная
мера. Такое положение вещей, когда учитель годами
оторван от всех источников информации,
недопустимо.
– Получается, что в области появился
настоящий рынок образовательных услуг для
учителей, пусть и не от хорошей жизни. Люди,
заплатившие за поездку на курсы из своего
кармана, просто герои. Сталкиваются ли они с
какими-то проблемами, возвращаясь в школу?
Аркадий СКВОРЦОВ, и.о. ректора Костромского
института повышения квалификации работников
образования. Мы видим большую проблему в
том, что учитель, даже проучившийся на курсах,
окрыленный и узнавший о новых методиках, уезжает
и опять надолго остается без научной и
методической поддержки. Он оказывается один на
один с проблемами внедрения новых технологий в
практику.
В школе:
– В районе организовали встречу с автором
учебно-методического комплекта. Нашему
директору семинар показался очень полезным, она
говорила, что с удовольствием рекомендовала бы
УМК учителям. Но комплект стоит так дорого, что
нам не под силу приобрести хотя бы несколько штук
на класс.
– Наша школа – демонстрационная площадка
регионального эксперимента по
личностно-ориентированному обучению.
Восемнадцать учителей работают в эксперименте:
опробуют новые учебники, анализируют их
достоинства и недостатки; а самое главное – дают
открытые уроки для учителей района. К нам
приезжают педагоги из многих школ, в том числе и
из сельских, смотрят уроки, а потом мы вместе их
обсуждаем. Придумали даже специальный лист
наблюдений для участников семинара, чтобы они
выступали не только в роли слушателей, но
экспертов для нас. Еще несколько лет назад, в
конце 90-х, мы могли ездить на конференции в МГУ, на
соросовские теоретические конференции. А сейчас,
к сожалению, образовательное пространство для
учителя сузилось до предела.
– Вряд ли в ближайшие годы экономическая
ситуация в образовании резко изменится в лучшую
сторону. А методическая и информационная помощь
необходима сегодня…
А.С. Мы понимаем, что множество проблем в
образовании учителей – от бедности. Но пока
приходится работать в этих условиях. Поэтому
придется создавать на базе самых сильных школ
своего рода методические и информационные
центры для окрестных школ, где будут готовить
тьюторов, консультировать педагогов. Большие
надежды возлагаем на информатизацию.
В школе:
– Мы, конечно, понимаем, что будущее за
информационными технологиями, но пока наших
педагогов учат школьные компьютерщики.
– Может ли компьютерная сеть радикально
изменить положение вещей?
А.С. Иногда бывает так: приезжаешь в далекую
деревню за сотни километров устанавливать и
налаживать компьютер. А он у них стоит в центре
комнатушки, чтобы соблюсти нормы удаленности от
стен. И рядом свечка горит, потому что
электричество дают на несколько часов.
И все-таки компьютер в школе – это здорово, это
такая точка роста для учителей! Они все начинают
с нуля, но копаются в литературе, разбираются. И
самим интересно, и дети заставляют. Хочется
надеяться, что по ходу освоения информационных
технологий у учителей появятся и новые
образовательные запросы, и мотивация. Сейчас мы
создаем сайт информационной поддержки повышения
квалификации работников образования на селе. В
нем будет информация обо всех наших курсах.
Надеемся, что такой взгляд с двух сторон на
одну и ту же проблему будет интересен и школьным,
и институтским педагогам. У учителей появится
надежда, что скоро они перестанут вариться в
собственном соку и получат выход в огромное
информационное пространство. А преподаватели
ИПК вспомнят лишний раз о том, что грандиозные
планы должны учитывать интересы и возможности
каждого учителя, завуча, директора. А их заботы,
проблемы и обязанности поистине безграничны,
особенно в сельской школе. В этом мы имели
возможность убедиться. И искренне благодарим
всех педагогов, которые так терпеливо и
доброжелательно с нами разговаривали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|