ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Школа на краю поселка была
самой обыкновенной. Типовой во всех отношениях. Я
оказалась там почти случайно, проездом.
Дождавшись, когда из директорского кабинета
выйдет посетительница инспекторского вида,
вошла. Поговорили с директором о крупных и мелких
школьных проблемах и неприятностях: и денег нет
ни на что, даже часть помещений пришлось сдать в
аренду, и воду вдруг отключили, как теперь ребят
обедом кормить!..
Директор вдруг замолчал, помрачнел и добавил: «А
тут еще модернизация! ЕГЭ этот, профилизация,
проектную работу какую-то придумали…» Лицо и
голос у моего собеседника сделались такими, что
уместнее всего было бежать за стаканом
валерьянки.
Чтобы как-то отвлечь человека от мрачных мыслей,
поинтересовалась, чего бы он попросил для своей
школы у золотой рыбки, окажись она под рукой.
«Стабильности, – ответил он с чувством, – и
определенности. Чтобы дали конкретный учебный
план и по нему спрашивали».
«Да, – проницательно подумала я, – да… достали
человека. Похоже, начальство помимо прочего
требует с него обязательной проектной работы».
Мне стало жаль его. И учителей. И тем более
учеников этой школы.
Я почувствовала себя не в своей тарелке.
Вспомнилось время, когда мы, обалдев от
свалившейся вдруг свободы, превращали в
проектную деятельность большую часть жизни в
школе. Правда, не называя этого слова, вошедшего в
моду гораздо позже.
Теперь проектом называется все что угодно: и
запись музыкального альбома, и издание новой
книги, и чуть ли не строительство бензоколонки.
Как же без него обойтись в образовании?
Недавно я своими глазами видела методические
рекомендации по проведению проектной работы. Там
расписано все – от планирования до конечного
результата, есть даже рекомендованные формы
презентации «конечного продукта». Забыли сущий
пустяк: проект живет только в атмосфере свободы.
Это значит, что люди – и большие, и маленькие –
понимают, какую проблему хотят решить и какой
результат их устроит; они после каждого шага сами
анализируют ошибки и корректируют свои планы.
Тогда, много лет назад, я по молодости и глупости
пыталась втащить в творческую работу весь класс
(а куда б они делись от моего энтузиазма?).
Оправдывает меня только то, что продолжалось это
недолго и у каждого ребенка появилась
обязательная свобода выбора работы. Иногда
бывало так, что на двух рядах в классе, например,
обсуждают живопись Чюрлениса, а на третьем
решают задачи по математике – ну не гуманитарное
у них сегодня настроение. Сногсшибательное было
зрелище в конце 80-х.
Вообще, я думаю, любую инновацию можно успешно
угробить, вводя ее приказом, обязательным для
исполнения. А проектную работу в первую очередь.
(Другое дело – учить тех, кто хочет ею
заниматься.)
Учитель, интуитивно склонный к такой
деятельности и получивший распоряжение
«запланировать проектную деятельность на
предстоящий учебный год», махнет рукой и уйдет из
школы. А у того, кто, как мой несчастный
собеседник, хочет спокойно и добросовестно учить
по старинке, эта обязаловка вызывает лишь
раздражение и сопротивление.
Отчего это у нас в органах управления
образованием умеют только запрещать (всем) или
заставлять (всех)? Может, не знают, что существует
еще как минимум один вариант: предоставить
возможность.
Нелепо, но раньше мы писали в журнале «повторение
пройденного» и затевали проектную работу, а
сейчас многие вынуждены писать «проектная
работа», когда на самом деле занимаются
повторением…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|