Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО Школа на краю поселка была самой обыкновенной. Типовой во всех отношениях. Я оказалась там почти случайно, проездом. Дождавшись, когда из директорского кабинета выйдет посетительница инспекторского вида, вошла. Поговорили с директором о крупных и мелких школьных проблемах и неприятностях: и денег нет ни на что, даже часть помещений пришлось сдать в аренду, и воду вдруг отключили, как теперь ребят обедом кормить!..
Директор вдруг замолчал, помрачнел и добавил: «А тут еще модернизация! ЕГЭ этот, профилизация, проектную работу какую-то придумали…» Лицо и голос у моего собеседника сделались такими, что уместнее всего было бежать за стаканом валерьянки.
Чтобы как-то отвлечь человека от мрачных мыслей, поинтересовалась, чего бы он попросил для своей школы у золотой рыбки, окажись она под рукой. «Стабильности, – ответил он с чувством, – и определенности. Чтобы дали конкретный учебный план и по нему спрашивали».
«Да, – проницательно подумала я, – да… достали человека. Похоже, начальство помимо прочего требует с него обязательной проектной работы». Мне стало жаль его. И учителей. И тем более учеников этой школы.
Я почувствовала себя не в своей тарелке. Вспомнилось время, когда мы, обалдев от свалившейся вдруг свободы, превращали в проектную деятельность большую часть жизни в школе. Правда, не называя этого слова, вошедшего в моду гораздо позже.
Теперь проектом называется все что угодно: и запись музыкального альбома, и издание новой книги, и чуть ли не строительство бензоколонки. Как же без него обойтись в образовании?
Недавно я своими глазами видела методические рекомендации по проведению проектной работы. Там расписано все – от планирования до конечного результата, есть даже рекомендованные формы презентации «конечного продукта». Забыли сущий пустяк: проект живет только в атмосфере свободы. Это значит, что люди – и большие, и маленькие – понимают, какую проблему хотят решить и какой результат их устроит; они после каждого шага сами анализируют ошибки и корректируют свои планы.
Тогда, много лет назад, я по молодости и глупости пыталась втащить в творческую работу весь класс (а куда б они делись от моего энтузиазма?). Оправдывает меня только то, что продолжалось это недолго и у каждого ребенка появилась обязательная свобода выбора работы. Иногда бывало так, что на двух рядах в классе, например, обсуждают живопись Чюрлениса, а на третьем решают задачи по математике – ну не гуманитарное у них сегодня настроение. Сногсшибательное было зрелище в конце 80-х.
Вообще, я думаю, любую инновацию можно успешно угробить, вводя ее приказом, обязательным для исполнения. А проектную работу в первую очередь. (Другое дело – учить тех, кто хочет ею заниматься.)
Учитель, интуитивно склонный к такой деятельности и получивший распоряжение «запланировать проектную деятельность на предстоящий учебный год», махнет рукой и уйдет из школы. А у того, кто, как мой несчастный собеседник, хочет спокойно и добросовестно учить по старинке, эта обязаловка вызывает лишь раздражение и сопротивление.
Отчего это у нас в органах управления образованием умеют только запрещать (всем) или заставлять (всех)? Может, не знают, что существует еще как минимум один вариант: предоставить возможность.
Нелепо, но раньше мы писали в журнале «повторение пройденного» и затевали проектную работу, а сейчас многие вынуждены писать «проектная работа», когда на самом деле занимаются повторением…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru