Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Знать надо, употреблять не обязательно

Учитель, не понимающий языка учеников, – нонсенс. Но учитель, говорящий на языке подростков, тоже нонсенс

С кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Санкт-Петербургского РГПУ им. А.И.Герцена, автором сайта «Inter-педагогика» (www.inter-pedagogika.ru) Ириной ХОМЕНКО беседует наш корреспондент Елена ИВАНИЦКАЯ.

– Будущие педагоги не стесняются использовать в своей речи жаргонные слова. Надо ли с этим бороться?
– Не нравится слово «бороться». Уместнее сказать, что речи студентов необходимо уделять конечно же особое внимание. И касается это не только студентов-педагогов или психологов, а вообще всех, кто получает диплом о высшем образовании. А если говорить о методах развития грамотной речи, то, во-первых, необходимы специальные курсы, на которых бы студентам «ставили» восприятие языка и закладывали представления о культурной и языковой норме.
А во-вторых, планомерная работа с «аутентичной средой» вуза: объявлениями, формой общения деканата со студентами, этикой представления квалификационных работ, оформлением помещений. Невозможно воспитать культурного человека в некультурной среде и некультурными средствами. Именно потому я не приемлю термин «бороться». Надо стимулировать и предлагать что-то другое. Тогда и жаргон не будет восприниматься как норма.

– Юноша или девушка готовит себя к профессии учителя, а их речь засорена жаргоном. Как же это может сочетаться?
– Через увлечение жаргонным лексиконом проходит большинство людей, это нормально. Вопрос в том, как долго человек на этом застревает. Я считаю, что жаргон знать необходимо, но употреблять его вовсе не обязательно.
Учитель, не понимающий языка учеников, – нонсенс. И нужно не закатывать глаза, когда на уроке ребенок произносит дикую фразу или слово, а заинтересоваться этим фактом. И попробовать превратить его в учебную ситуацию.
Речь учителя – часть его культуры, имиджа, репутации. На эту идею, как мне кажется, и нужно опираться. У студентов просто не всегда ясное представление о том, как они должны выглядеть и говорить. Спросите у будущих педагогов, читают ли им курсы об имидже или планировании карьеры. А ведь одного без другого не бывает.
Выпускники – это товар на профессиональном рынке. А о товаре сначала всегда судят по упаковке. И как же мы «упаковываем» наших выпускников? Да никак. Разве это правильно? Ведь в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда... Душой мы еще занимаемся, а лицом (в широком смысле) – нет. Между тем современные ученики и их родители очень взыскательны к виду учителя. От этого во многом зависит его авторитет, способность заинтересовать детей, возможность конструктивного диалога с родителями.
Речь и вовсе визитная карточка педагога. А наша педагогическая элита, на которую вроде бы стоило равняться, образцом лингвистической культуры не служит. Удручающее впечатление произвела на меня недавно речь В.Филиппова в одном из его телеинтервью. Если руководитель Министерства образования употребляет оборот «чисто конкретно», чего требовать от студентов, его воспитанников?

– Грубость жаргона огрубляет мышление?
– Зависимость скорее обратная. Каково мышление, такова и речь. Ведь для того, чтобы выбрать какие-то определенные слова для личного пользования, человек должен иметь соответствующую установку. Жаргоны знают и слышат все, но употребляет их только часть общества.

– Могут ли молодые люди искренне беспокоиться о судьбе русского языка в бывших республиках СССР, если сами говорят на эрзац-языке?
– Как показывает практика, могут. Про бревно в собственном глазу и соринку в чужом повторять скучно.

– Студент пользуется жаргонными выражениями, ваша реакция?
– Жаргонные выражения – понятие очень растяжимое. Сейчас довольно много слов вошло в русский язык, их уже жаргонными не назовешь. А иногда в русском языке, что бы там ни говорили филологи, просто нет адекватного слова для какого-то явления. Вот попробуйте «перевести» такое емкое слово, как «прикол». Получается?
Не помню, чтобы студенты при мне употребляли какие-то грубые слова. Я заметила: если с ними говоришь уважительно, они мгновенно настраиваются на корректный стиль. Речь – это всегда реакция на контекст ситуации. В разных ситуациях студенты общаются по-разному. Так что менять речь, не преображая культуры среды, – занятие бесперспективное...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru