РЕЖИССУРА УРОКА
МАСТЕРСКАЯ ОШИБОК
Как мы песенку учили
О вопросительно-грозных императивах и
других педагогических ляпах – без купюр
Без купюр, потому что если с купюрами, то
нечестный рассказ получится – хороший уж очень.
А ляпов педагогических много было. Но основной
коварной цели я все же достигла – заразила их
песенкой своей. Они ее даже в раздевалке пели,
домой уходя.
Замыслила я ребятню, которая ходит в мою
“Азбуку творчества”, своей любимой детской
песней заразить. О резиновом ежике. Учить, как в
школе, – куплеты повторять и петь после
повторения? Скучно.
Гитару принесла, оригинал в исполнении Никитиных
и караоке-версию приготовила, десять текстов на
компьютере распечатала.
Итак, социоигровая методика Ершовой–Букатова в
исполнении Жеребиловой. Вуаля.
И я погнала!
Детей пришло пятеро – первоклашки и
один третьеклассник. А в первой части нашего
полуторачасового занятия были запланированы
разные-разные игры – на координацию, внимание,
сообразительность… Хорошо, состыкуем.
Раздала листочки с текстом.
По роще калиновой, по роще осиновой
На именины к щенку
В шляпе малиновой шел ежик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ежика зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош,
Божьей коровке, цветочной головке
Ласково кланялся еж.
Здравствуйте, елки! На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?
Как вам не стыдно, это обидно,
Когда ощетинился друг. <…>
Милая птица, извольте спуститься,
Вы потеряли перо.
На красной аллее, где клены алеют,
Ждет вас находка в бюро. <…>
Много дорожек прошел этот ежик,
А что подарил он щенку –
Об этом он Ване насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку.
(Музыка – С. Никитин
Слова – кажется, Юнны Мориц)
“Ищите, – говорю, – самое длинное слово.
Как найдете, подойдите к доске и напишите его
наоборот”. Бац! “А что значит наоборот
написать?” – слышу. Уф. Бывает, что перед
элементарным вопросом тушуешься. “А это, –
говорю, – сначала последнюю букву написать,
потом предпоследнюю… С конца”.
Это поняли. А пара мальчишек, как оказалось, не
знают, что из себя оно такое – слово. Вы
представляете, старались, выводили на доске
наоборот каждое слово песенной строчки! Труд
огромный, но тут я допускаю первый
педагогический ляп. “Здорово, что так длинно
написал и, главное, правильно. Но ты не слово
написал, а строчку. Слова – видишь? – они в
строчке такими пробелами отделены друг от
друга”.
По-моему, ребенок не совсем понял, что именно у
него не так и чем же все-таки слово от строчки
отличается. Но как же! У меня же трое остальных
давно с заданием справились, “балду пинают”,
надо же дальше! И я погнала…
Диктант наоборот
Второй ляп – сама раздала бумагу и
фломастеры. Для диктанта. Слова из 3, 4, 5 букв.
“Пишите, – говорю, – наоборот”. Один мальчик все
никак не успевал сообразить. “Я ни-че-го не
успеваю”, – говорит. “Пиши то, что сможешь
успеть”, – отвечаю. Хотя времени много даю. И про
то, что “а вот Саша, смотрите, все правильно и
быстро делает” – ни слова.
Потом листочками поменялись. Четверо мальчишек
быстренько друг с другом разобрались, а с Ксюшей
заминка вышла. “Кто с Ксюшей листочками
поменяется? – говорю. – Давайте, быстренько”.
Только плевать им на это “быстренько”. Так и
прут из меня императивы вопросительно-грозные:
“Что, никто не поменяется?” Дети – молодцы, не
поддаются. Обидно только, что Ксюша так и
осталась один на один со своим листочком.
Запись верного варианта есть только у меня.
Хорошенечко подумала бы – приготовила бы и для
детей, чтобы Ксюша при деле оказалась.
Фишка с улыбкой
О, а про самое интересное (сердцу милое)
забыла рассказать. Я давно страдала, оттого что в
конце занятия дети уносят с собой только каких-то
навязанных мне начальством “солнечных
зайчиков” (это будто в моих ладонях этих зайцев
много, а я их детям дарю за хорошее поведение,
старание, успешность). И ничего материального: ни
фишечек, ни косточек – ничего. А тут на глаза
попались вырезанные из бумаги и оставшиеся от
какого-то неудавшегося занятия “лица”. Вроде бы
хотела, чтобы малыши лица для куклы нарисовали с
разными выражениями. А тут – ребята как раз
сегодня без фишек…
В общем, за каждый правильный ответ (совпавший
вариант, убедительное рассуждение) отдавала я им
это самое лицо и говорила: “Это тебе улыбка в
подарок. Только ты эту улыбку, пожалуйста, сам
нарисуй, какую тебе хотелось бы получить”. Ведь
знаю я, как это выходит: дарит педагог подарки, а
они не по сердцу ребенку.
В общем, после “диктанта наоборот” парочка
мальчишек уже могли похвастаться солидным
наборчиком физиономий – у кого три, а у кого и
четыре.
Та-ак!
Дальше надо песню бы слушать… Они
бесподобно приготовились слушать – на ковер
улеглись, рядышком все, головы в сторону
магнитофона повернуты. Но не слушают, конечно:
пока музыки нет – кто кувыркается с боку на бок,
кто хихикает.
“Та-ак! (Это что, это я? Это мой авторитетный
голос?) Так, ну-ка, сделали мне быстро тишину! Пока
не будет тишины, не включу запись!” Максимум
взглянули на меня. “Итак, тишина. Раз, два…” – и
пленку включаю. А на полу разносится хихикающее:
“Три, четыре. Шесть, восемь”. И так это звучало
по-идиотски, что аж дети стали “насмеиваться”
надо мной…
Вот что надо бы каждому учителю смочь, вот сила
воли-то у педагога где – дать им право не слушать,
не слушаться, быть невнимательными, а потом… Вот
потом и начинается самое интересное, если дать им
это право.
Эгоистка и дубинушка
Закончилась песенка. Присаживаюсь на
стул (каюсь, на взрослый: из-за ангины и озноба
было решительно невозможно рядом с детьми на
полу сидеть), начинаю с построения загадочной
гримасы. “Ага, – прищуриваюсь, – куда шел ежик?”
“На елку”, – отвечают. И я себе на бумажечку
записываю их ответы (дубинушка, если бы работали
Ершова–Букатов, у них бы дети сами на доске их
писали!).
“Кому ежик кланялся?” – “Деду Морозу!” – хором.
(Кстати, а с чего ты взяла, что дети услышали, о ком
эта песня?)
“Особые приметы у ежика были?” – “Резиновый, –
говорят, – в шляпе и с дырочкой в правом боку”.
Ага, вспо-оо-мнили наконец, что перед вами, на
ковре, тексты лежат!
“Сколько раз в песенке свистели?” Кто семь раз
назвал (правильно), кто два, кто четыре… А я пишу,
пишу себе – с именами детей, для себя (эгоистка!),
чтобы не забыть, кто как ответил.
“Сколько в песне куплетов?” – “А что такое
куплеты?” Закономерный вопрос. “Это, – говорю, –
такие кусочки в песне, маленькие части”. Неужели
понятно? Ну, кто три куплета назвал, кто четыре.
Все равно не считается, по куплетам надо будет
отдельно работать, считать, где эти кусочки, про
что они… И зачем я такой вопрос задала?
Надеялась, что у них теория музыки от зубов
должна отскакивать, наверное.
“Ну что, проверяем?” – “Да!” – кричат.
И такая наступила тишина. И так я ее нарушала
своими комментариями, и напоминаниями, и
идиотскими этими “лицами”, которые хотелось
вручить за правильный ответ…
Шапка вопросов
А потом беру очередную стопку бумаги и
говорю: “Вот бумага, а ручки-фломастеры вы знаете
где. Кто хочет, пожалуйста, можете задать друг
другу каверзные вопросы про то, что другие, как
вам кажется, могли в тексте и не заметить.
Сначала, правда, нужно будет текст прочитать”.
Захотели почему-то все. В каком-то азарте: “И я! И
я!” Трое мальчишек легли рядом, сговорились
(правильно, они же не представляют, что дальше
будет! Сама виновата: указания детям надо четкие
давать) и написали каждый в своем листочке один и
тот же вопрос: “У кого был зонтик?”
Листочки с вопросами сворачиваем, кладем на
поднос (шапки не нашлось), по очереди закрываем
глаза и, вылавливая бумажку, разворачиваем ее и
читаем.
“Ну, куда шел ежик?” – повторил Саша мой вопрос.
Отвечают: “На елку шел!” Хором. (И что им эта
новогодняя елка далась!) Ну ладно. “Ищите в
тексте”, – говорю. И они…
– Вот! Нашел! – кричит Давид. – Нашел!
“Здравствуйте, елки!”
Ух. Логика железная: если с елками здоровается,
значит, туда и идет. А то, что это он по пути елки
встретил – так это мы уже потом начали выяснять.
Так и не выяснили, правда.
Только наблюдательная Ксюша нашла, куда же
все-таки шел ежик: “На именины к щенку он шел!”
Пришлось и тех, и этих наградить: ведь текст они
видят второй раз в жизни.
А Ксюша… Ксюша опять выделилась: “Где было
перо?” – спросила. А когда Артем ее вопрос
прочитал, сразу же иронично так сама и ответила:
“На красной аллее, где же еще! Это же я вопрос
писала!” Но проверить все равно проверили. Кто-то
говорил – у птицы перо, кто-то говорил – в бюро. В
общем-то, правильно отвечали. Значит, с текстом
освоились: пока искали ответы на другие вопросы,
и кое-что другое прочитать пришлось.
Сработало все же
А потом… Потом мы песенку еще раз
послушали и под гитару стали петь. Мансуру
особенно понравилось, как ежик
посвистит-посвистит, а потом воздух в себя
вбирает. Как выяснилось, художественным свистом
никто не владеет, а воздух вбирать надо носом
(“Вы что, когда свистят, воздух выдувать надо!”),
и получилось у нас: “Там–парам–па–па–шмыг,
там–парам–па–па–шмыг”.
Знаете что? Я потом вместо гитарного
сопровождения поставила караоке-версию –
“по-настоящему” петь. Так никто на месте не
сидел – они танцевали! И пели, главное, хором! И
первый куплет – без запинок наизусть!
В общем, основной коварной цели я достигла:
заразила их песенкой своей. Они ее даже в
раздевалке пели, домой уходя.
Ершовско-букатовская методика-то сработала.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|