Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ 

О первом опыте постановки спектакля, в котором участвовала бы вся смена детского лагеря, мы рассказали в театральном выпуске Летней газеты. В карельском лагере “Онежец” решили повторить этот головокружительный эксперимент. Пригласили Александру Петровну ЕРШОВУ, которая замахнулась аж на самого “Евгения Онегина”. Осенью один из вожатых прислал нам газету “Петрозаводск” (№33 от 14 августа 2003 года) с этой вот занимательной статьей. Кстати, автора, местного журналиста, вызывали в Министерство образования Карелии “на ковер”: дескать, как он посмел их лучший проект так раскритиковать! А вот сама А.П. Ершова, прочитав статью, просила передать автору огромное спасибо.
Сергей ГАЛКИН

Невозможный “Онегин”

Действо, которое нам предстояло посмотреть вечером в детском лагере “Онежец”, именовалось в рекламном буклете загадочным словом “арт-проект”. Наверное, зрелище исключительное по своей массовости, но скорее всего ничуть не интересное...

Сцена дуэли из спектакля "Онежский Онегин", Карелия, 2003

Сцена дуэли из спектакля "Онежский Онегин", Карелия, 2003

Накануне мы узнали, что в спектакле “Онежский Онегин” будут задействованы... 93 подростка! Но разве толпа может составить спектакль? Разве что какое-то массовое шоу. К тому же сроки… Вся лагерная смена для детских театральных коллективов продолжалась всего 11 дней…
В общем, понятно, что ожидает нас, приглашенных зрителей. Среди них в основном родители и педагоги. Такого рода публику устроит, впрочем, все, что бы ни показали дети. Ладно, пропадай всякая там зрелищность, интрига, прорисовка характеров. Как-нибудь обойдемся...
По дороге в Лососинное эту точку зрения в нас укрепили еще больше. Рассказали, что ни один из ребят не отказался от участия в постановке. Самый хулиганистый из них, некий Илья, поначалу таился в кустах, но потом все же пришел, влился в грандиозный коллектив и даже нашел свое оригинальное воплощение образа Онегина.
Час от часу не легче! Получается, что каждый из мальчишек будет представлять там свое “видение” Онегина, а каждая девчонка – “свою” Татьяну? Получаем десяток Онегиных и несколько десятков Татьян, да еще ведь Ленские должны быть.
Последние гвозди в гроб зрительских ожиданий забил один человек, имеющий отношение к театральному делу. По его сведениям, постановка строится на “пластических этюдах”, декламации стихов и пении отрывков из одноименной оперы Чайковского. Пение еще куда ни шло, но всем театралам хорошо известно, что по-настоящему научить детей искусству пантомимы и декламации невозможно. Но зато – как сообщили в автобусе – теперь дети сами с удовольствием читают вслух Пушкина, по поводу и без. Даже когда идут в столовую на обед.
Но и это еще не все. Там, в лагере, нашим глазам предстал еще один “нонсенс”. Зрителей разместили прямо посреди поляны. Итак, вдобавок ко всему прочему, действо будет проходить под открытым небом. Это означает, что большинство непоставленных голосов на воздухе просто потеряются.
Открывая представление, руководитель проекта Александра Ершова заявила:
– Именно сегодня годовщина смерти Константина Станиславского. Ему мы посвящаем наш спектакль.
“А вот это зря, – подумал я. – То, что вы собираетесь показать, опровергает всю его школу. Впрочем, как и любую другую, включая даже эскимосскую”.
И тут наконец все ЭТО началось... примерно так, как я себе и представлял. Лишь иногда дети были облачены в одежду, в которой какая-нибудь деталь намекала на костюмы пушкинской эпохи. В основном же это были обычные лагерные шмотки. Мальчишки угловаты и резки. Множество Онегиных, некоторые из них – натуральные рэпперы. Множество Татьян или, возможно, крестьянских барышень. Эти куда грациозней и ближе к оригиналу – девчонки все-таки…
И вдруг во всем этом замелькала красота! Стихи, читаемые десятком ребят одновременно. Каждый своим голосом, на свой манер, сохраняя свою мелодию, которая расходилась в эфире многократной волной, ей вторил плеск озерной воды. А то вдруг с особым нажимом начинали звучать те отрывки из лирических отступлений к роману, которые ребятам вполне понятны. О быстротечности северного лета. О том, что значит любить…
А затем начинается сцена, в которой, как это иногда бывает, совершенно невзначай, вдруг “все сходится”. Поразительная в своей драматичности, к тому же настоящая находка, я нигде ничего подобного не видел. Встреча Онегина с Татьяной, та самая, где он отвергает ее любовь. Один Онегин и десяток Татьян. Каждая из девчонок изображает тоску и отчаяние, как умеет. И этот размножившийся образ действует так сильно и странно, как, пожалуй, не подействует игра взрослой актрисы, даже самой гениальной.
После этого смотрится и остальное. Сон Татьяны, роковая дуэль Онегина с Ленским исполнены выдумки, своеобразного мрачноватого юмора. А в заключение светло льется гимн “Любви все возрасты покорны”. Поют все 93 участника, взявшись за руки и подняв их над головой.
“Мы предполагали, что это будет “легкое прикосновение” к Пушкину. Только так и надо изучать и ставить классику. Александр Сергеевич и сам бы одобрил, он был “легкий” человек. Все, что вы видели, придумали сами дети. Мы лишь слегка подправили и набросали общую схему”, – сказала мне потом Александра Ершова.
И снова пришел черед удивляться, в который уже раз...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru