РЕЖИССУРА УРОКА
ВЕСТИ С ПРОДЛЕНКИ
Елена НАКАПКИНА,
учительница начальных классов
Никакой цели я не ставила…
О том, как вариативная сказка помогла
увлечь ребят чтением
Все учителя знают, как трудно некоторых
ребят подвигнуть на то, чтобы они читали. Обычно
слышишь в ответ: “А нам это не задавали!” Я
перепробовала разное, чтобы заинтересовать
ребят чтением, но почти безуспешно. И вот
приходят летние выпуски вашей газеты с
вариативными сказками!
Я решила, что начнется учебный год и я
обязательно попробую почитать эти сказки вместе
с ребятами. Но все как-то руки не доходили. А тут
мне дали продленку. Мне захотелось как-то
нарушить однообразие жизни на продленке, и я
вспомнила про вариативные сказки. Полезла на
антресоли, достала летние номера и принесла их в
школу.
Никакой цели перед ребятами я не ставила,
никакого задания не объявляла. Просто прочитала
сама начало сказки, а когда пришло время выбирать
дальнейший поворот сюжета, кто решил “да”, пошли
в одну команду, кто “нет” – в другую.
В командах ребята сами выбрали, кто будет чтецом,
– одни по считалочке, другие еще как-то.
Очередной сюжетный ход привел к образованию
новой команды и т.д. Хорошо, что я заранее
отксерокопировала газетные страницы. Кучки
разбрелись по классу кто куда.
Самое удивительное – абсолютно всем ребятам
хотелось выступить в роли чтеца. Даже тем, кто не
любит читать. Даже тем, кто по-русски не то что
читает, говорит-то плохо (у нас школа рядом с
рынком, поэтому много “рыночных” детей). Захид,
например, читал настолько увлеченно, что мне даже
пришлось сказать: “Читай потише, ведь и другие
группы читают”.
В конце занятия Муса, мальчик из Азербайджана,
сказал: “Я такой сказки ни разу не читал. Можно я
возьму ее еще раз почитать дома?”
Стасик, сам читающий с удовольствием, тоже
заметил, что здорово так читать в группах о
разном и хорошо, что конец все время другой.
Я видела сияющие глаза тех ребят, которые обычно
не любили читать. Они хотели найти все новые
варианты сказки. Некоторые попросили разрешения
взять газету домой. Ребята решили попробовать
сами сочинить вариативную сказку про свой класс.
И сочинили!
Фрагмент вариативной сказки Васи С., 3
класс, Москва
Настя сочинила “Сказку про 3“Б””.
Однажды у 3“Б” была контрольная по математике.
Но контрольная была не простая, а волшебная. И...
Хочешь ли ты, чтобы чудеса только начинались?
№ 1 – Да. № 2 – Нет.
№ 1. И чудеса только начинались. Учитель сел
за стол…
И так далее. Главное – Настя поняла суть
вариативной сказки.
А Вася вместе с мамой написал сказку о волшебной
ручке.
Однажды в нашем классе произошел странный
случай. Оказалось, что в пенале у Бори лежит
совсем незнакомая ручка. На колпачке у нее
светилась яркая искорка.
Ты хочешь, чтобы Боря взял эту ручку?
Да (1.1.). Нет (1.2.).
И так далее.
Кстати, Васина мама потом дозвонилась в
газету и купила три набора летних выпусков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|