Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рекомендация или приказ?

Сегодня почти все распоряжения органов управления образования носят не приказной, а рекомендательный характер. И это понятно: школы официально являются независимыми организациями, имеющими собственные уставы, и взаимодействуют с учредителем (муниципалитетом) на основе подписанных ранее договоров. Как правило, в них говорится о финансовом контроле за деятельностью государственных образовательных учреждений со стороны органов управления, о помощи в вопросах методических. Основную массу вопросов, связанных с работой школы, с контролем качества обучения школа должна решать самостоятельно – это юридическое лицо.
Мы неоднократно об этом писали, но… У нас есть права, но часто мы ими не пользуемся. Не умеем? Не хотим? Не можем?

Ни в одном уставе школы нет (и не может быть!) пункта, отмечающего, что городской (районный, областной) отдел образования может в любой момент провести проверку качества работы учителей.
Отделы управления образования всех уровней, включая самый высокий, сегодня не являются руководящими органами. Они вспомогательные структуры по отношению к школам. Однако изменение статуса школ произошло только на бумаге. На деле одни продолжают приказывать (хоть в виде рекомендательных писем, хоть по телефону – какая разница), а другие подчиняться.
Согласно законам биологии условный рефлекс, который длительное время не подкрепляется, затухает и постепенно перестает работать. Грубо говоря, если собаку перестали кормить после включения лампочки, через некоторое время у нее перестанет выделяться слюна в этот момент. Правда, оборонительные условные рефлексы гораздо устойчивее пищевых: люди, пережившие бомбежки во время Второй мировой, пугаются при звуке воздушных сирен до сих пор.
Рефлекс школ на «советы» органов управления образования тоже оборонительный. И похоже, от него нельзя будет избавиться еще очень долго. Да, есть закон (что дышло), да, есть уставы (большинство из которых похожи друг на друга, как братья-близнецы), но есть и гениальное, изобретенное в России: «подкрепление» этого рефлекса. Все директора школ поставлены в условия, при которых они вынуждены постоянно, хотя бы в мелочах, нарушать закон. С одной стороны, им никто не дает денег ни на ремонт школ, ни на оборудование. С другой – требуют, чтобы все было в полном порядке, иначе их же и оштрафуют. Тех, кто к «рекомендациям» начальства относится лояльно (то есть как к приказам, зачастую жертвуя при этом спокойствием и здоровьем своих учителей и учеников), пощадят при финансовых проверках. А остальным покажут, кто у нас главнее – закон или человеческие отношения. Примерно так рассуждают большинство директоров и учителей.
Но этот путь ведет в никуда. Он напоминает шантаж, который, как известно, никогда не заканчивается на малом: подчинился шантажисту один раз – будешь расплачиваться с ним всю жизнь. Или однажды не побоишься и откажешься, и тогда…
Неужели это тупик? Неужели нет никакого выхода?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru