ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Рекомендация или приказ?
Сегодня почти все распоряжения органов
управления образования носят не приказной, а
рекомендательный характер. И это понятно: школы
официально являются независимыми организациями,
имеющими собственные уставы, и взаимодействуют с
учредителем (муниципалитетом) на основе
подписанных ранее договоров. Как правило, в них
говорится о финансовом контроле за
деятельностью государственных образовательных
учреждений со стороны органов управления, о
помощи в вопросах методических. Основную массу
вопросов, связанных с работой школы, с контролем
качества обучения школа должна решать
самостоятельно – это юридическое лицо.
Мы неоднократно об этом писали, но… У нас есть
права, но часто мы ими не пользуемся. Не умеем? Не
хотим? Не можем?
Ни в одном уставе школы нет (и не может
быть!) пункта, отмечающего, что городской
(районный, областной) отдел образования может в
любой момент провести проверку качества работы
учителей.
Отделы управления образования всех уровней,
включая самый высокий, сегодня не являются
руководящими органами. Они вспомогательные
структуры по отношению к школам. Однако
изменение статуса школ произошло только на
бумаге. На деле одни продолжают приказывать (хоть
в виде рекомендательных писем, хоть по телефону
– какая разница), а другие подчиняться.
Согласно законам биологии условный рефлекс,
который длительное время не подкрепляется,
затухает и постепенно перестает работать. Грубо
говоря, если собаку перестали кормить после
включения лампочки, через некоторое время у нее
перестанет выделяться слюна в этот момент.
Правда, оборонительные условные рефлексы
гораздо устойчивее пищевых: люди, пережившие
бомбежки во время Второй мировой, пугаются при
звуке воздушных сирен до сих пор.
Рефлекс школ на «советы» органов управления
образования тоже оборонительный. И похоже, от
него нельзя будет избавиться еще очень долго. Да,
есть закон (что дышло), да, есть уставы
(большинство из которых похожи друг на друга, как
братья-близнецы), но есть и гениальное,
изобретенное в России: «подкрепление» этого
рефлекса. Все директора школ поставлены в
условия, при которых они вынуждены постоянно,
хотя бы в мелочах, нарушать закон. С одной
стороны, им никто не дает денег ни на ремонт школ,
ни на оборудование. С другой – требуют, чтобы все
было в полном порядке, иначе их же и оштрафуют.
Тех, кто к «рекомендациям» начальства относится
лояльно (то есть как к приказам, зачастую жертвуя
при этом спокойствием и здоровьем своих учителей
и учеников), пощадят при финансовых проверках. А
остальным покажут, кто у нас главнее – закон или
человеческие отношения. Примерно так рассуждают
большинство директоров и учителей.
Но этот путь ведет в никуда. Он напоминает шантаж,
который, как известно, никогда не заканчивается
на малом: подчинился шантажисту один раз –
будешь расплачиваться с ним всю жизнь. Или
однажды не побоишься и откажешься, и тогда…
Неужели это тупик? Неужели нет никакого выхода?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|