Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Светлана КИРИЛЛОВА

«Результаты ЕГЭ могут зависеть от учебника»

К такому выводу пришли руководители образования Челябинской области, проведя областной мониторинг учебников по различным предметам, которые можно сдавать в форме ЕГЭ.

В прошлом году впервые был поднят вопрос, могут ли зависеть результаты ЕГЭ от школьного учебника. В 2003 году специалисты по мониторингу Псковской и Челябинской областей такое исследование провели. И выяснили: зависимость есть.
О результатах эксперимента рассказывает Наталья Пугачева, заместитель начальника Главного управления образования Челябинской области.

– Как вы начали проводить это исследование?
– Обеспечение издательской деятельности у нас проходит через Главное управление образования. Нам выделяется определенная сумма средств на закупку учебников с грифом «Рекомендовано…» и «Допущено…». Мы владеем сведениями, какие учебники заказывала та или иная школа, что и когда мы ей продавали. Эта информация вводится в базу данных. Для исследования мы взяли только те учебники, которые рекомендованы и допущены, исключив целый пласт учебников без грифа Министерства образования. Их нам трудно отследить.

– А затем информация о том, сколько учебников направлено в школы, была наложена на результаты выпускников, полученные на ЕГЭ?
– Совершенно верно. Мы проводим это исследование лишь один год, поэтому далеко идущие выводы делать рано. Чтобы погрешность была как можно меньше, нужно применить закон больших чисел. Надо проводить мониторинг пять или десять лет. Надо учитывать и то, что ситуация на рынке меняется: четыре года учебник был в фаворе, его заказывали, а потом он выпадает из списка допущенных.
Так что за год получить репрезентативные результаты трудно. Оговорюсь также, что эти результаты характерны для нашей Челябинской области. С одной стороны, таких регионов, как наш, немало. Это не Чечня и не регион Крайнего Севера, нас можно отнести к среднестатистическим. Но все-таки наш опыт нельзя распространять на всю Россию. Пока наш регион просто поздравил себя с тем, что выбрал оптимальный комплект учебников.

– Можно ли сказать, что программа мониторинга выявила очевидную зависимость: школьники, сдавшие ЕГЭ наилучшим образом, учились по определенному учебнику?
– С такой категоричностью утверждать нельзя. Но определенная зависимость несомненна. Интересно, что по некоторым предметам ЕГЭ, например обществознанию, анализ статистических данных показал: зависимость результатов ЕГЭ от учебника оказалась незначительной. Кстати, мы взяли обществознание, потому что оно три года было у нас региональным экзаменом.

– Данные, которые вы получили, могут быть интерпретированы самым простым образом. Например, родители будут требовать от школ того учебника, по которому другие дети в других школах получили высокие результаты ЕГЭ. Но ведь результаты ЕГЭ определяются не только учебником, но и школой, работой учителя, способностями ученика. Этот фактор учитывался?
– Конечно, одно от другого отделять ни в коем случае нельзя. Мы можем для себя предположить, что нашли наилучший учебник для ЕГЭ. Но чтобы убедиться в этом, надо рассмотреть еще множество факторов. Ребята, сдавшие математику лучше других по конкретному учебнику, еще и заканчивали определенную школу. Мы выделили учебник математики Виленкина, по которому ЕГЭ сдавали выпускники классов с углубленным изучением математики. Они показали прекрасные результаты. Однако основная масса наших школьников, продемонстрировавшая на ЕГЭ по математике хороший уровень знаний, училась по Колмогорову. Что касается давления родителей на школу или опасения, что учителя и ученики «не потянут» тот или иной навязанный родителями учебник, – ведь мы же не говорим о том, чтобы предлагать обычным школам учебники для классов с углубленным изучением предмета?

– Вы не опасаетесь, что чиновники, познакомившись с вашим исследованием, начнут давать «руководящие указания» директорам школ, а те – учителям, по какому учебнику преподавать?
– Да, полученная нами информация может быть опасной. Но наше исследование еще не носит рекомендательного характера. Даже рекомендательного, не то что принудительного! Мы получили данные, но это еще не значит, что мы будем предпринимать какие-то конкретные шаги для того, чтобы сменить тот или иной учебник или отказаться от услуг того или иного издательства. Это исключено. Результаты этого мониторинга не станут основанием для кардинальных изменений в нашей политике. Мы просто считаем, что чем больше направлений, которые можно проанализировать, тем лучше. Это очень любопытная информация, с которой мы порекомендовали бы познакомиться и другим регионам.

– В последнее время много споров вокруг снятия грифа с учебника новейшей истории России Игоря Долуцкого. Каковы результаты вашего мониторинга по учебникам истории, использованным на ЕГЭ?
– Что касается учебника Долуцкого, то здесь вряд ли можно говорить об определенных закономерностях. В областном ЕГЭ по истории в 2003 году приняли участие всего 12 человек, изучавших предмет по этому учебнику. Их тестовый балл был низким – 47,7. Но это еще ни о чем не говорит. Гораздо интереснее данные по учебнику В.П.Островского «История России. ХХ век», изданному «Дрофой»: по нему ЕГЭ сдавал 581 выпускник (чуть больше трети всех выпускников, сдававших историю), и они показали высокий средний балл – 53,1. Это уже можно считать результатом. Те, кто учился по учебнику «История России ХХ–ХХI века» А.А.Левандовского (а это почти 16% от сдававших историю), показали еще более высокий тестовый балл – 56,4. Но, повторяю, пока выводы делать трудно.

– Проводя мониторинг ЕГЭ, вы выявили интересную закономерность: выпускники, набравшие на ЕГЭ 90 и выше баллов, при выполнении заданий спотыкаются на том же самом, что и рядовые участники ЕГЭ. То есть 90-балльники представляют как бы областное образование в миниатюре?
– Выборка этого года показала, что это так. Не знаем, что будет в 2004 году. Мы установили: проблемы, с которыми сталкиваются 90-балльники, точно такие же, как и у всех школьников в области. Только у 90-балльников процент решения задач выше.
Например, на ЕГЭ по русскому языку наибольшее затруднение у 90-балльников вызвало задание на морфологический разбор и умение применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.
То же самое и у других ребят по области.

– Виктор Болотов, комментируя ваше исследование, заметил: если ребенок, набравший свыше 90 баллов, пробуксовал на каком-то задании, то виноват либо учебник, либо учитель.
– Мы надеемся, что при анализе проблемы 90-балльников поймем, какие трудности в целом испытывают ребята в области.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru