Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПОВЕСТКА ДНЯ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Прощай ЕТС?

Отраслевая система оплаты труда появится в 2005 году

В преддверии заседания правительственной Комиссии по образованию 16 января в Тюмени состоялось Всероссийское совещание по вопросам совершенствования и реформирования экономических отношений в сфере образования.
Открывая совещание, министр образования Владимир Филиппов отметил, что за прошедшие два года с момента принятия Концепции модернизации образования «была проведена большая подготовительная работа». В 2004–2006 годах экономические перемены коснутся всех уровней образования – от дошкольного до высшего и послевузовского.

Задача номер один в сфере общего образования – реализация принятого 7 июля 2003 года Закона №123, согласно которому финансирование заработной платы учителей и учебных расходов (приобретение учебной литературы) передается с муниципального на региональный уровень. Руководители Минобразования связывают с этим законом большие надежды, полагая, что его осуществление позволит, во-первых, покончить с долгами по заработной плате, во-вторых, ежегодно обновлять фонды школьных библиотек на 25%.
Согласно рекомендациям Минфина, школы будут финансироваться по нормативу, методика расчета которого зависит от типа и вида образовательного учреждения.
Но самые грандиозные перемены ожидаются в сфере профессионального образования.

ПТУ и ссузы: с глаз долой, из сердца вон

С 1 января 2005 г. планируется масштабная передача примерно 3000 ПТУ и ссузов с федерального на региональный уровень. В итоге за счет федерального бюджета будут финансироваться лишь около 10% технических училищ и чуть более 40% техникумов и колледжей. В категорию «привилегированных» попали те образовательные учреждения, которые готовят специалистов для стратегически важных областей экономики (оборона, транспорт, электроника и т.д.).

Вузы: гуманитариям не поздоровится

В высшем образовании, как и в других отраслях социальной сферы (здравоохранение, культура), планируется перейти от сметного финансирования к финансированию по результату – по объему и качеству образовательных услуг. Это не что иное, как осуществление на практике принципа «деньги следуют за учеником»: чем больше абитуриентов пожелают учиться в том или ином вузе, тем больше бюджетных средств он получит. Такие механизмы разрабатываются на основе проводимого уже третий год эксперимента по ГИФО – сертификатов, «денежное наполнение» которых напрямую зависит от результатов ЕГЭ: чем выше баллы, тем больше средств вкладывает государство в обучение студента.
Но как совместить личный выбор, личные потребности и амбиции гражданина с интересами и потребностями государства?
С прошлого года количество бюджетных мест в вузах рассчитывается в соответствии с Государственным заданием на подготовку специалистов, которое распределяется между вузами на конкурсной основе. Предполагается, что в ближайшее время подавляющее большинство будущих юристов, экономистов, менеджеров, гуманитариев будут сами оплачивать свое образование. А чтобы расширить приток внебюджетных средств, в том числе от граждан с низкими доходами, готовится государственная программа «Личный образовательный социальный кредит».
Существенно увеличатся ассигнования на подготовку кадров в области науки, современных технологий, а также для нужд социальной сферы, сельской местности.
Однако по статистике около половины выпускников педвузов и 70% выпускников сельхозвузов не идут работать по специальности.
Как предотвратить распыление бюджетных средств?
На основе принятой поправки в Закон «Об образовании» предстоит ввести уже с нынешнего года целевой прием в вузы – аналогичный советской системе распределения молодых специалистов, но в отличие от нее адаптированный к рынку: «целевой» абитуриент, который нарушает договор и по окончании вуза не отрабатывает положенный срок по направлению, обязан вернуть государству деньги, потраченные на его образование.
Целевой прием будет дополнен введением субсидий для студентов, уже поступивших и обучающихся в вузах на бюджетной основе. Суть нововведения та же: не отработал по специальности, возвращай долг Родине.

Зарплата: ждем до 2005-го...

Сегодня средняя заработная плата в образовании составляет 3235 рублей, или 50,2% от средней заработной платы в промышленности. По сравнению с 1999 годом этот важнейший показатель увеличился лишь на 2,1%, несмотря на две индексации – в 1,89 раза в 2001 г. и в 1,33 раза в 2003-м.
Есть и другие, еще более убедительные цифры: по данным мониторинга экономики образования, даже вместе с дополнительными доходами (включая репетиторство) средняя зарплата вузовского преподавателя не превышает 88% от средней по экономике.
Данные факты свидетельствуют о неэффективности действующей для всей бюджетной сферы Единой тарифной сетки. В ближайшие два года – в зависимости от решения Госдумы и правительства, а также от финансовых возможностей регионов – планируется переход к новой отраслевой системе оплаты труда. Очередная индексация должна составить 70% по отношению к существующему уровню, на что потребуется около 20 млрд рублей из федерального бюджета и около 90 млрд – консолидированного бюджета регионов.
Такие цифры привел первый заместитель министра образования Григорий Балыхин.
Возникает вопрос: откуда эти деньги взять?
Ведь главная тенденция ближайшего периода – это передача финансовой ответственности за сферу образования с федерального на региональный уровень. А ресурсы субъектов РФ небезграничны, о чем свидетельствовало выступление губернатора Тюменской области Сергея Собянина. По его словам, «доля образования в областном бюджете составляет 23,8%, и это предел, максимум финансирования, превысив который мы обанкротимся». Напомним, что Тюменская область – одна из самых процветающих в стране.

Семейные бюджеты: свет и тень

Однако руководители министерства не унывают. По словам В.Филиппова, «на всех уровнях образования есть существенные внутренние
резервы улучшения финансового положения за счет повышения самостоятельности
образовательных учреждений, за счет оптимизации их структуры и повышения эффективности использования направляемых на образование средств, в том числе внебюджетных».
Не означает ли это, что по традиции основная ставка будет сделана на семейные бюджеты?
Недвусмысленные намеки на это прозвучали в некоторых докладах Тюменского форума.
По данным вышеупомянутого мониторинга экономики образования, российская семья тратит на обучение школьника средних классов 5,7 тыс. рублей, а на подготовку к поступлению в вуз – 9,7 тыс. рублей, на обучение студента – 16,7 тыс. рублей (по Москве эти цифры еще больше). Анализируя эти показатели, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что в части оплаты общеобразовательных услуг (за исключением старших классов, с которых начинается подготовка к вузу) «семейные бюджеты недогружены, не напряжены, и в данной сфере еще есть резервы». Например, в среднем профессиональном образовании доля государственных средств составляет только 60%, в высшем и того меньше – 45%, а в дошкольном и школьном этот показатель превосходит 77%.
Намек ясен, но, как честно отметил Ярослав Иванович, расходы многих семей на то же высшее образование уже достигли своего апогея и, видимо, выше этой планки не поднимутся.

Демографическая яма: кого закроют?

Еще одна проблема, которая стала лейтмотивом Тюменского форума, – это демографическая яма, в которую попадет система образования в ближайшие годы.
В 2001 г. в российскую школу пришли 19 млн учеников, в 2003-м – 17 млн, в 2010 г. – по прогнозам – этот показатель составит 13,3 млн детей.
В связи с этим резко снизится прием во все учреждения профессионального образования. Перед министерством стоит задача определить баланс приема в ПТУ, техникумы, вузы.
По данным социологических опросов, 90% россиян имеют установку на получение их детьми высшего образования, в то время как реальная потребность в специалистах с высшим образованием не превышает 25–30%.
На совещании прозвучали тревожные прогнозы о «вымирании» начального и даже среднего профессионального образования, чему в значительной мере будет способствовать их передача на региональный уровень.

За последние 3 года было закрыто 2500 школ, большая часть из них – в основном в рамках реструктуризации сети сельских школ. Эта тенденция будет продолжаться.
О сокращении учителей на совещании напрямую не говорилось. Но настораживали постоянные напоминания разных докладчиков о том, что «у нас дикое соотношение учителей и детей (в среднем 1 к 11 по городским школам и 1 к 3 по сельским).

Конечно, в рамках однодневного совещания невозможно было подробно обсудить все наболевшие вопросы и расставить все точки над i. Однако уже в ходе обсуждения в Тюмени наметились горячие точки дискуссий, которые предстоит вести деятелям образования. Совершенно очевидно, что настоящим полем боя станет переход к отраслевой системе оплаты труда.
Эту и другие важные темы экономики образования мы обсудим в ближайших номерах газеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru