Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Борис СОКОЛОВ

Психология: отцы-основатели

Яровицкий В. Сто великих психологов.

Яровицкий В.
Сто великих психологов.
М.: Вече, 2003

Как отмечает в предисловии Владислав Яровицкий, «вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных невооруженным глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с помощью сильной оптики. Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых или просто «не столь великих» ученых, которые не попали в эту книгу». В «Сто великих» попали те, кто, по мнению автора, сделал наибольший вклад в познание человеком самого себя с точки зрения выяснения законов мышления. «Великие – это те, о ком помнят», – подчеркивает он. Как полагает Яровицкий, каждый из представленных в книге психологов хотя бы однажды в своей жизни слышал от окружающих: «Потрясающе! Феноменально! Вы – гений!» При этом парадокс психологии заключается не в том, что «каждый ученый, исследующий человеческую психику, находил что-то новое, а в том, что результаты его исследований почти никогда напрямую не опровергали выводов его предшественников». Возможно, дело здесь в сугубой трудности фальсификации и верификации результатов психологических исследований. Биографические очерки, составившие книгу, помогают читателю познакомиться с панорамой психологии в целом, ее основными направлениями и достижениями, каждое из которых было связано с именами кого-нибудь из «ста бессмертных». Из них на долю российских и советских психологов приходится 34 – от Бориса Ананьева до Даниила Эльконина. Вряд ли это отражает реальную величину вклада отечественной психологии в мировую науку – он наверняка скромнее, но столь пристальное внимание именно к отечественным психологам, вполне естественно, удовлетворяет читательским запросам. Ведь читателям конечно же хочется узнать о своих, российских ученых. Отмечу, что в число последних попали также те исследователи, которые все же не были психологами по основной специальности, будь то философ Густав Шпет или физиологи Иван Павлов, Иван Сеченов и Николай Введенский. Это отражает то обстоятельство, что психология в нашей стране в своем развитии отпочковалась от физиологии. Вклад же Шпета в психологию характеризуется следующим образом: «Основополагающим в работах Шпета было положение об органической взаимосвязи психологии и философии, их нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который приведет ее не к отделению от философии, а наоборот – к еще большему их сплочению». Это соответствует магистральной линии развития психологии на Западе, где она в большей мере отпочковывалась не от физиологии и медицины, а от философии и других гуманитарных наук. Не случайно мы находим в списке великих Аристотеля и Карла Ясперса, которых чаще числят философами, или культурного антрополога Маргарет Мид. Кстати, в книге нет ни одного представителя стран Азии, и это отражает реальную ситуацию в мире. Дело в том, что в странах Востока психология все еще неотделима от философии и религии. Эмансипация же психологии в качестве самостоятельной науки в нашей стране, происшедшая практически одновременно с такой же эмансипацией европейской и североамериканской психологии, – это еще одно доказательство того, что в культурном отношении мы – Запад, а не Восток. Посмотрим, как характеризуются заслуги главных корифеев западной психологии. О Зигмунде Фрейде говорится, в частности, что он «определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики» и «определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология». По мнению Яровицкого, учение Фрейда «во многом изменило представления о самих себе и окружающем мире». Может быть, при этом стоило бы сделать только такую оговорку, что, как показал Карл Поппер, основная часть этого учения не поддается фальсификации, а потому не относится к собственно науке. Это, однако, не умаляет роли Фрейда в постановке новых проблем психологии и в более тесной ее привязке к сфере культуры. О Вильгельме Вундте же говорится, например, что он «разделил естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта… Естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта… Психология же рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом». Как одно из важных достоинств книги следует отметить, что все очерки построены по единой структуре и дают достаточно полное представление как о внешних событиях жизни великих психологов, так и об их вкладе в мировую науку и культуру.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru