УЧЕБНИКИ N71
Психология: отцы-основатели
Яровицкий В.
Сто великих психологов.
М.: Вече, 2003
Как отмечает в предисловии Владислав
Яровицкий, «вопрос о том, кто более или менее
велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию
можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме
звезд, видных невооруженным глазом, есть еще
множество светил, которые человек может увидеть
только с помощью сильной оптики. Но тем не менее
они существуют и тоже являются частью Вселенной.
Так же и психология, в истории которой есть
множество забытых, полузабытых или просто «не
столь великих» ученых, которые не попали в эту
книгу». В «Сто великих» попали те, кто, по мнению
автора, сделал наибольший вклад в познание
человеком самого себя с точки зрения выяснения
законов мышления. «Великие – это те, о ком
помнят», – подчеркивает он. Как полагает
Яровицкий, каждый из представленных в книге
психологов хотя бы однажды в своей жизни слышал
от окружающих: «Потрясающе! Феноменально! Вы –
гений!» При этом парадокс психологии заключается
не в том, что «каждый ученый, исследующий
человеческую психику, находил что-то новое, а в
том, что результаты его исследований почти
никогда напрямую не опровергали выводов его
предшественников». Возможно, дело здесь в
сугубой трудности фальсификации и верификации
результатов психологических исследований.
Биографические очерки, составившие книгу,
помогают читателю познакомиться с панорамой
психологии в целом, ее основными направлениями и
достижениями, каждое из которых было связано с
именами кого-нибудь из «ста бессмертных». Из них
на долю российских и советских психологов
приходится 34 – от Бориса Ананьева до Даниила
Эльконина. Вряд ли это отражает реальную
величину вклада отечественной психологии в
мировую науку – он наверняка скромнее, но столь
пристальное внимание именно к отечественным
психологам, вполне естественно, удовлетворяет
читательским запросам. Ведь читателям конечно же
хочется узнать о своих, российских ученых.
Отмечу, что в число последних попали также те
исследователи, которые все же не были
психологами по основной специальности, будь то
философ Густав Шпет или физиологи Иван Павлов,
Иван Сеченов и Николай Введенский. Это отражает
то обстоятельство, что психология в нашей стране
в своем развитии отпочковалась от физиологии.
Вклад же Шпета в психологию характеризуется
следующим образом: «Основополагающим в работах
Шпета было положение об органической
взаимосвязи психологии и философии, их
нераздельности. Он намечает свой путь развития
психологии как науки, который приведет ее не к
отделению от философии, а наоборот – к еще
большему их сплочению». Это соответствует
магистральной линии развития психологии на
Западе, где она в большей мере отпочковывалась не
от физиологии и медицины, а от философии и других
гуманитарных наук. Не случайно мы находим в
списке великих Аристотеля и Карла Ясперса,
которых чаще числят философами, или культурного
антрополога Маргарет Мид. Кстати, в книге нет ни
одного представителя стран Азии, и это отражает
реальную ситуацию в мире. Дело в том, что в
странах Востока психология все еще неотделима от
философии и религии. Эмансипация же психологии в
качестве самостоятельной науки в нашей стране,
происшедшая практически одновременно с такой же
эмансипацией европейской и североамериканской
психологии, – это еще одно доказательство того,
что в культурном отношении мы – Запад, а не
Восток. Посмотрим, как характеризуются заслуги
главных корифеев западной психологии. О Зигмунде
Фрейде говорится, в частности, что он «определил
большинство основных понятий и методов, которыми
пользуются современные психоаналитики» и
«определил те принципы, по которым в дальнейшем
развивалась психология». По мнению Яровицкого,
учение Фрейда «во многом изменило представления
о самих себе и окружающем мире». Может быть, при
этом стоило бы сделать только такую оговорку,
что, как показал Карл Поппер, основная часть
этого учения не поддается фальсификации, а
потому не относится к собственно науке. Это,
однако, не умаляет роли Фрейда в постановке новых
проблем психологии и в более тесной ее привязке к
сфере культуры. О Вильгельме Вундте же говорится,
например, что он «разделил естествознание и
психологию как два различных направления в
обработке экспериментально полученного опыта…
Естественные науки рассматривают объекты опыта
в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта…
Психология же рассматривает совокупное
содержание опыта в его отношениях к субъекту и в
тех свойствах, которые ему приписываются
непосредственно субъектом». Как одно из важных
достоинств книги следует отметить, что все
очерки построены по единой структуре и дают
достаточно полное представление как о внешних
событиях жизни великих психологов, так и об их
вкладе в мировую науку и культуру.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|