Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Татьяна КОШКИНА

Десять веков трудов и развлечений

Размышления о трудностях преподавания самого неточного предмета

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.

Короткова М.В.
Путешествие в историю русского быта.
– М: Дрофа, 2003

Задача, впервые поставленная еще историками школы “Анналов” более чем полвека назад: создание тотальной истории, то есть истории во всей ее полноте – от великих событий и личностей до мыслей, чувств, забот простых людей, – оказалась непосильной для профессиональной истории. Изучение менталитета исторических эпох требует привлечения такого разнообразия источников, такого уровня их анализа, смелой и одновременно корректной исторической реконструкции, что программа, заявленная Марком Блоком и Люсьеном Февром, дала всего несколько заслуживающих внимания работ. Так что “коперниковская революция” в исторической науке – а именно так называли программу школы “Анналов” – можно сказать, еще и не началась.
Между тем, если говорить о курсе школьной истории, то здесь задача французских историков решается проще. “Очеловечивание” истории происходит прежде всего через рассказ о повседневности эпохи. Анализируемое нами издание “Путешествие в историю русского быта” – прекрасный пример того, насколько просто и логично может быть решена эта задача в рамках школьной истории.
Книга М.В.Коротковой, охватывая период с Древней Руси до конца XIX века, делит его на две основные части: “Русь допетровская” и “Новая Россия”, подчеркивая переломный характер петровских реформ. Причем первая часть, содержащая главы “Мир русской деревни”, “Путешествие по древнему городу”, “Русь православная”, в большей мере посвящена особенностям трудовой жизни и быта низшего сословия, а вторая часть, включающая главы “Европейская мода”, “Мир дворянской усадьбы”, “Дворянин в столице”, – дворянским развлечениям.
Повествование ведется в легкой, адаптированной для возраста 10–13 лет форме, это скорее книга для детского чтения, содержащая много любопытных сведений и сюжетов, а также внимательно и любовно подобранных рисунков и фотографий, цветных и черно-белых.
И ничего плохого не будет, если, например, какая-нибудь школьница, минуя “древнерусскую” главу, сразу откроет книжку в середине – на параграфе “Модная красавица” или “Дворянский бал”. Пусть, замерев от восхитительных подробностей, прочтет не только о фасонах юбок, чем пахли первые духи и как правильно расставлять мушки на лице, но и, между прочим, о том, что дворянская мода распространилась по России только после 1762 года, когда был издан Манифест о вольности дворянства и дворяне стали селиться в своих усадьбах. Таких связей между бытовой и “большой” историей в книге совсем немного, но они весьма существенны.
Думается, и учителя, и школьника не смогут оставить равнодушными сюжеты, связанные с историей школьной жизни. Так, легкую зависть, вероятно, вызовут сведения о том, что в Древней Руси “учебный год” длился от 2 до 5 месяцев и приходился большей частью на зимние месяцы (с. 108). Предложенное в книге описание даров, которые приносили родители учителям, убедительно свидетельствует об уважении к грамоте, учению и учительскому труду, а вовсе не о подхалимстве. Представляю, какое возмущение, а может, и гордость (?) вызовут у современных школьниц правила выпускного экзамена Смольного института благородных девиц: “Вопросы для экзамена давали накануне. За день девушка должна была подготовить один-единственный билет и с блеском ответить” (с. 222). Дебаты о школьной форме могут одномоментно решиться в ее пользу после рассказа о трех ступенях образования в Смольном институте, где все ученицы в зависимости от ступени (а значит, цвета платья) делились на три группы: “кофейницы”, “голубые” и “белые”.
В общем, читать эту книгу интересно, а между тем сконструирована она как учебное пособие. Все термины, названия выделены в тексте курсивом и внесены в отдельный “Словарь историко-бытовых терминов”. Любопытно ноу-хау автора: в вопросах, предлагаемых в конце каждой главы, всегда есть такое задание: “Перепишите, вставляя пропущенные буквы, и объясните слова: п-л-рина, кр-нолин, м-д-льон…”. Список предлагаемых терминов взят, естественно, из параграфа. Вообще сформулированные к каждому параграфу вопросы отчетливо делятся на репродуктивные и креативные.
Творческие задания сами по себе представляют интересный исторический материал. Это старинные русские загадки об ушедших из современного быта предметах, задания по материалам сегодня не употребляемых пословиц, а также художественных произведений описываемого исторического периода и вообще отрывков русской классической литературы.
Пусть предложение написать письмо древнерусскому школьнику с помощью приведенного здесь же древнерусского алфавита может вызвать профессиональный протест палеографов. У многих школьников оно, уверена, вызовет настоящий энтузиазм. И просто накарябав собственное имя древнерусской кириллицей, школьник, возможно, больше узнает (а скорее, захочет узнать и понять) о начальном периоде своей страны.
Нет, не ждите никаких открытий или экзотических сведений от этой книги (а если хотите узнать побольше, воспользуйтесь небольшим, но хорошим списком использованной литературы, который приводит автор книги). Книга написана для школьников. Но, между прочим, сейчас в школьной учебной литературе можно встретить бытовые исторические сюжеты, десяток-другой лет назад звучавшие как сенсация. Например, сюжет о блохах в прическах дам XVIII века, изложенный в том числе и на страницах обсуждаемой книги, стал в свое время материалом для трудного вопроса викторины “Что? Где? Когда?”.
…Блохи в волосах – фи, как это непатриотично, скажут некоторые. А представьте себе историю русского быта XX века… То-то!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru