Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Марина АШКИНАЗИ

Трудная тема, странные книги...

Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол. Учебное пособие.

Колесов Д.В.
Современный подросток. Взросление и пол. Учебное пособие.
М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003

Книга, предлагаемая вашему вниманию, написана с достойной целью: помочь родителям и учителям понять своих детей-подростков в столь важный период жизни, как период полового созревания. Ее предполагается использовать и как учебник будущим педагогам и психологам.
Автор проводит некоторый ликбез по физиологии, криминологии, а также многим другим наукам и “псевдонаукам”, чтобы в полной мере обрисовать многочисленные опасности, которые грозят в этот период подросткам и их родителям.
Актуально звучат призывы, адресованные родителям: быть терпимыми со своими детьми-подростками, искренне интересоваться делами своих детей, не “доставать” их, не читать непрерывных нотаций, внимательно следить за собственным поведением в процессе воспитания. Автор советует не пугаться “неприличных” вопросов (откуда берутся дети и т.п.) и правильно (то есть честно) и подробно отвечать на них. Эта сторона книги заслуживает всяческих похвал. Очень приятно, что автор искренне ратует за так называемые семейные ценности – деторождение, нормальные отношения между супругами и т.д.
Однако, к сожалению, порой автор допускает фактические ошибки, например, рассматривая физиологию пубертата, утверждает, что “функция любого другого органа или системы органов (кроме репродуктивной системы) достаточно автономна и осуществляется с момента рождения до смерти независимо от степени зрелости прочих органов и систем”. Иными словами, какой бы незрелой ни была ваша сердечно-сосудистая система, мышцы всегда будут получать нужное количество кислорода. А куда делись проблемы, которые возникают у подростков как раз в этот период, когда не окрепшее еще сердце не в состоянии “прокормить” уже развитые мышцы?
Устаревшими выглядят рассуждения автора о разных интересах мальчиков и девочек: по схеме для девочек – куклы, для мальчиков – машинки. Хорошо известно, что подобное разделение на интересы далеко не всегда коррелирует с полом ребенка, автор же дает родителям совет воспитывать детей, априори исходя именно из него. Естественно, если девочке давать играть только с куклами и детской посудой, она никогда не полюбит конструкторы и машинки. Автор ошибается, утверждая, что интерес к новому является одной из основных потребностей наряду с потребностью в пище, размножении и безопасности. Известно, что ориентировочная реакция, о которой идет речь, является рефлексом более высокого порядка и частью обеспечения безопасности, и она свойственна далеко не всем многоклеточным организмам, например, она не свойственна губкам.
Но все эти фактические и в общем-то безвредные ошибки меркнут перед той несуразицей, которая предлагается автором в разделе, озаглавленном “Сексуальная безопасность”. Например, часть, посвященная способам избежать нападения маньяка, почему-то помимо довольно разумных, хотя и банальных советов содержит… разоблачения правозащитной деятельности (“которая в условиях “рыночной экономики” – такой же бизнес, как и любой другой”) и демократического строя, при котором сексуальных маньяков якобы намного больше, чем при других вариантах устройства общества.
Недоумение вызывает то, как автор раскрывает проблемы венерических заболеваний и их лечения. Здесь он считает нужным подробно расписывать, какие действия имеет право предпринимать сотрудник кожно-венерологического диспансера, чтобы “выявить всю цепочку, приведшую к заражению”. Но при этом не говорит ни слова о платных анонимных консультациях, обращение в которые более вероятно в таких случаях. С трудом можно представить себе подростка, который добровольно пойдет лечиться, испытывая риск быть подвергнутым форменному допросу о своих половых связях.
Умиляет следующий пассаж: “Венерические заболевания относят к группе болезней поведения. Возможность заболеть или не заболеть зависит от человека: вступил в половой контакт с больным – заболеет, не вступил – заболевания не будет. Этим венерические заболевания отличаются от прочих инфекций, от которых при самом разумном и правильном поведении уберечься труднее. Человек может не знать, что в данный продукт попали возбудители кишечной инфекции, и употребить его в пищу...” А не знать, что его партнер болен, человек не может? Или, наоборот, помыть фрукты и прокипятить воду? Автор объясняет наличие и распространение венерических заболеваний тем фактом, что “природа мстит за неуважение к себе”. Под неуважением в данном случае подразумеваются добрачные и “беспорядочные” половые связи. При чем здесь природа?
В этой части книга является достойным наследием той эпохи, когда “секса у нас не было”. В ней, естественно, осуждаются “богема” и “люди творческих профессий” (как рассадник гомосексуализма), сексуальное просвещение, занятия сексом без цели рождения ребенка, “низменный характер полового влечения” и прочее. Порой смелости суждений автора, относящихся к интимной сфере, можно позавидовать, не будем приводить цитаты, которые способны рассмешить не только подростков.
К немногим достоинствам книги стоит отнести подробный раздел, посвященный свойствам психики подростка в период пубертата. На наглядных примерах объясняется, почему родителям не стоит “капать на мозги” своим детям. Однако в других местах встречаются многочисленные советы, каким образом тщательно контролировать, с кем и как общается ребенок. Складывается порой впечатление, что книгу писали два разных человека – два человека из разных эпох. Большинство сведений и рекомендаций, предлагаемых в книге, не просто старомодно, но неразумно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru