УЧЕБНИКИ N71
Трудная тема, странные книги...
Колесов Д.В.
Современный подросток. Взросление и пол. Учебное
пособие.
М.: Московский психолого-социальный институт;
Флинта, 2003
Книга, предлагаемая вашему вниманию,
написана с достойной целью: помочь родителям и
учителям понять своих детей-подростков в столь
важный период жизни, как период полового
созревания. Ее предполагается использовать и как
учебник будущим педагогам и психологам.
Автор проводит некоторый ликбез по физиологии,
криминологии, а также многим другим наукам и
“псевдонаукам”, чтобы в полной мере обрисовать
многочисленные опасности, которые грозят в этот
период подросткам и их родителям.
Актуально звучат призывы, адресованные
родителям: быть терпимыми со своими
детьми-подростками, искренне интересоваться
делами своих детей, не “доставать” их, не читать
непрерывных нотаций, внимательно следить за
собственным поведением в процессе воспитания.
Автор советует не пугаться “неприличных”
вопросов (откуда берутся дети и т.п.) и правильно
(то есть честно) и подробно отвечать на них. Эта
сторона книги заслуживает всяческих похвал.
Очень приятно, что автор искренне ратует за так
называемые семейные ценности – деторождение,
нормальные отношения между супругами и т.д.
Однако, к сожалению, порой автор допускает
фактические ошибки, например, рассматривая
физиологию пубертата, утверждает, что “функция
любого другого органа или системы органов (кроме
репродуктивной системы) достаточно автономна и
осуществляется с момента рождения до смерти
независимо от степени зрелости прочих органов и
систем”. Иными словами, какой бы незрелой ни была
ваша сердечно-сосудистая система, мышцы всегда
будут получать нужное количество кислорода. А
куда делись проблемы, которые возникают у
подростков как раз в этот период, когда не
окрепшее еще сердце не в состоянии “прокормить”
уже развитые мышцы?
Устаревшими выглядят рассуждения автора о
разных интересах мальчиков и девочек: по схеме
для девочек – куклы, для мальчиков – машинки.
Хорошо известно, что подобное разделение на
интересы далеко не всегда коррелирует с полом
ребенка, автор же дает родителям совет
воспитывать детей, априори исходя именно из него.
Естественно, если девочке давать играть только с
куклами и детской посудой, она никогда не полюбит
конструкторы и машинки. Автор ошибается,
утверждая, что интерес к новому является одной из
основных потребностей наряду с потребностью в
пище, размножении и безопасности. Известно, что
ориентировочная реакция, о которой идет речь,
является рефлексом более высокого порядка и
частью обеспечения безопасности, и она
свойственна далеко не всем многоклеточным
организмам, например, она не свойственна губкам.
Но все эти фактические и в общем-то безвредные
ошибки меркнут перед той несуразицей, которая
предлагается автором в разделе, озаглавленном
“Сексуальная безопасность”. Например, часть,
посвященная способам избежать нападения
маньяка, почему-то помимо довольно разумных, хотя
и банальных советов содержит… разоблачения
правозащитной деятельности (“которая в условиях
“рыночной экономики” – такой же бизнес, как и
любой другой”) и демократического строя, при
котором сексуальных маньяков якобы намного
больше, чем при других вариантах устройства
общества.
Недоумение вызывает то, как автор раскрывает
проблемы венерических заболеваний и их лечения.
Здесь он считает нужным подробно расписывать,
какие действия имеет право предпринимать
сотрудник кожно-венерологического диспансера,
чтобы “выявить всю цепочку, приведшую к
заражению”. Но при этом не говорит ни слова о
платных анонимных консультациях, обращение в
которые более вероятно в таких случаях. С трудом
можно представить себе подростка, который
добровольно пойдет лечиться, испытывая риск быть
подвергнутым форменному допросу о своих половых
связях.
Умиляет следующий пассаж: “Венерические
заболевания относят к группе болезней поведения.
Возможность заболеть или не заболеть зависит от
человека: вступил в половой контакт с больным –
заболеет, не вступил – заболевания не будет. Этим
венерические заболевания отличаются от прочих
инфекций, от которых при самом разумном и
правильном поведении уберечься труднее. Человек
может не знать, что в данный продукт попали
возбудители кишечной инфекции, и употребить его
в пищу...” А не знать, что его партнер болен,
человек не может? Или, наоборот, помыть фрукты и
прокипятить воду? Автор объясняет наличие и
распространение венерических заболеваний тем
фактом, что “природа мстит за неуважение к
себе”. Под неуважением в данном случае
подразумеваются добрачные и “беспорядочные”
половые связи. При чем здесь природа?
В этой части книга является достойным наследием
той эпохи, когда “секса у нас не было”. В ней,
естественно, осуждаются “богема” и “люди
творческих профессий” (как рассадник
гомосексуализма), сексуальное просвещение,
занятия сексом без цели рождения ребенка,
“низменный характер полового влечения” и
прочее. Порой смелости суждений автора,
относящихся к интимной сфере, можно
позавидовать, не будем приводить цитаты, которые
способны рассмешить не только подростков.
К немногим достоинствам книги стоит отнести
подробный раздел, посвященный свойствам психики
подростка в период пубертата. На наглядных
примерах объясняется, почему родителям не стоит
“капать на мозги” своим детям. Однако в других
местах встречаются многочисленные советы, каким
образом тщательно контролировать, с кем и как
общается ребенок. Складывается порой
впечатление, что книгу писали два разных
человека – два человека из разных эпох.
Большинство сведений и рекомендаций,
предлагаемых в книге, не просто старомодно, но
неразумно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|