Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПЛЮС-МИНУС ТВ 

Римма КРЕЧЕТОВА

Цветотерапия для долгозимней страны

Почему мы смотрим то, что смотреть не хочется

И вот все позади.
Два Новых года – новый и старый. Два Рождества – наше и чужестранное, но тоже вроде бы наше (не упускать же случая для веселья).
Наступили будни 2004 года.
Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. А как мы его встретили?
Каждый по-разному, разумеется. Но у всех (кроме счастливчиков, сбежавших на праздники за родные пределы, или тех, кто вынужденно живет в отдалении от электронных благ цивилизации) было нечто роковым образом общее: новогоднее телевидение. Когда-то дружно (и с удовольствием) мы смотрели в праздничный вечер «Карнавальную ночь» или «С легким паром!». И на этот раз нам показали фильмы Рязанова – обязательные, как елка, шампанское и поздравление главы государства. Но времена изменились. Теперь не они в эпицентре праздника, а специально подготовленные ТВ программы-сюрпризы, которыми загодя похвалялись телеканалы.
И вот началось. Со скоростью, превышающей скорость переключения кнопок на пульте, одни и те же знакомые-перезнакомые лица перемещались с канала на канал. От них можно было избавиться, только выключив телевизор.
Ладно уж, будем снисходительны: пускай повторялись исполнители. В конце концов, Алла Пугачева вполне резонно поет: «Спи спокойно, страна, я у тебя одна». И ведь действительно одна. Удручало другое: редко кто из эстрадных VIP-персон утрудил себя разучиванием чего-либо новенького. Звездный табор беззастенчиво кочевал по эфиру, всюду повторяя одни и те же остроты, песни, пародии, которые, кстати, мы уже не раз слышали прежде. Могло показаться, что их всех давно уже нет с нами и ТВ с почтительным преклонением показывает нам сохранившиеся старые записи, как оно показывает пленки Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина или Юрия Никулина. Могло показаться, но не казалось, потому что звезды, не меняя репертуара, меняли свой облик. Стремительно преображались их туалеты, прически. Какая реклама для парикмахеров, кутюрье, визажистов, а главное, для мастеров пластической хирургии! Как молоды, прямо-таки юны они были. Будто и впрямь «все врут календари» и на дворе совсем не тот год, ради встречи которого мы собрались.
Кто виноват в этих повторах? Актеры, решившие, что под салат и шампанское сойдет товар второй свежести, или же работники ТВ, действовавшие по принципу: «Я тебя слепила из того, что было»?
Кто их разберет.
Однако справедливости ради надо признать: без «сюрпризов» все же не обошлось. К сожалению. Но опять какая синхронность фантазии (или «эстетический шпионаж», быть может?)! Как-то всем вдруг и одновременно пришла в голову одна и та же идея: разыграть знакомые тексты силами… опять же эстрадных звезд, тех самых, что едва успели отмелькать во всех возможных концертных программах.
НТВ смело давало «Женитьбу Фигаро», по мотивам комедии Бомарше. Эстрадное шоу с размахом и некоторыми вкраплениями подлинного интеллекта (ведь автор пьесы был не только остроумен, но и умен). Звезды тут пели уже не «от себя», а с нескрываемым удовольствием появлялись в костюмах и образах персонажей классических. Рядом с Киркоровым, Стоцкой и прочими их шоу-коллегами к актерскому искусству приобщились и телеведущие НТВ. Все почему-то дружно решили, что играть – «это так легко». Результат – опасное превышение дозы актерского непрофессионализма, перенести которую не помогает известность исполнителей (на что, как на противоядие, рассчитывали авторы идеи).
На государственных каналах тексты выбрали менее претенциозные, зато всем с детства знакомые: «Золушку» и «Снежную королеву». И опять – Орбакайте, Басков, Вайкуле, Бабкина… Опять интерьеры, наряды, музыка. И опять результат – обескураживающая слабость, разнобой актерской игры. Сказочные сюжеты, примитивно и часто плоско осовремененные, потеряли все свое немодное волшебство, превратились в истории скорее пошловатые, чем поэтичные.
И возникает вопрос: зачем истрачено столько энергии, времени (в том числе и времени телезрителей), средств? Будто и без того в течение года мы мало видим откровенно плохого искусства, чтобы в праздники окунуться в него с головой.
Очевидно, на ТВ нас считают безнадежно одноклеточными. Всех вместе и сразу. И они правы: ведь смотрим же. И не несем «ящик» на помойку. Или по крайней мере не выключаем (а это, согласитесь, не одно и то же).
Но почему? Вот одна из существеннейших причин. Если вдуматься, телевидение давно уже к своим обычным информативным, развлекательным, пропагандистским и т.д. функциям присоединило еще одну, так сказать, терапевтическую. В нашей долгозимней стране, с каждым годом все менее солнечной (глобальное изменение климата, ничего не поделаешь), мы месяцами лишены разнообразия цветовых ощущений. Отсюда – депрессия, упадок сил, ослабление иммунитета. Прибавьте к этому вид городских районов, заставленных домами бетонно-серыми, как низкая облачность, монотонными, без признаков архитектурной мысли (тут уже не только дефицит цвета, но и агрессия формы). Есть от чего впасть в уныние. Цветовой голод – голод нешуточный. Не случайно цветотерапия – одно из перспективных направлений в современной медицине. И еще более неслучайна издревле существовавшая потребность в яркой, веселой росписи всякой домашней утвари. От прялок и веретен до деревянных мисок, ложек, подносов, пестрых глиняных игрушек. Да и богатое внутреннее убранство наших церквей, золотое сверкание куполов, пышность торжественных служб – все это возвышает и лечит душу, оберегает ее от греховного уныния.
Сегодня не каждый ходит в церковь и уж тем более расписывает (или покупает ярко расписанные) предметы домашнего обихода. В моде теперь совсем другой стиль. И потому почти в каждом доме, особенно в долгие зимние бескрасочные вечера, включают телевизор. Он – как букет живых цветов, как движущаяся цветовая среда, необходимая, чтобы сохранить до весны душевное здоровье. Вот потому и смотрим то, что смотреть не хочется. Лекарство, ничего не поделаешь. Но порой с целебной вроде таблеткой заглатываем такое…
Впрочем, не стоит преувеличивать. В том числе и новогодние телевизионные ляпы. Наивно было бы думать, что во время застолий не закуска, не выпивка, не общение, а экранное зрелище было центром праздничного вечера. Ну, отмелькало и ладно.
И все же от этих новогодних телеизысков у меня осталось чувство униженности. А в ушах застрял прилипчивый слоган-заклинание (не песня же!), бесконечное число раз повторенный Веркой Сердючкой: «Все будет хорошо! Все будет хорошо! Все будет хорошо!»
И в самом деле. Ведь «все хорошо, прекрасная маркиза».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru