Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
 

Вам нужна помощь? Звоните прямо сейчас

Ассоциация российских телефонов доверия по ВИЧ/СПИДу:

  • Москва: (095) 381-89-83

  • Томск: (3822) 24-44-32

  • Новосибирск: (3832) 23-49-50

  • Новороссийск: (8617) 23-99-07

  • Казань: (8432) 92-18-18

  • Челябинск: (3512) 65-52-16

  • Горячая линия по гепатитам: (095) 969-23-15

  • Проект «Ясень»: консультации по вопросам ВИЧ и наркозависимости (095) 421-55-55.

Сергей КАМЕНСКИЙ

СПИД передается через... СМИ?

Новый, неизвестный медицине, способ распространения заболевания открыли российские чиновники

Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании буксует, сталкиваясь с нелегкой проблемой мировоззренческого характера. Заостряя, сформулируем ее так: может ли девушка быть целомудренной, зная, что такое презерватив, и понимая, как им пользоваться? В какой мере информированность о существующей трагической реальности является для подростков вредной и усиливает опасность отклоняющегося поведения?

В докладе Министерства образования «Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи» специальный раздел посвящен проблеме информированности несовершеннолетних о наркотических средствах. «Непременное условие проявления интереса к любому объекту – информированность о нем. Индивидов, любопытных по природе, меньшинство. Большинство людей не утруждают себя поиском лишней информации, если она не затрагивает их интересы непосредственно. Нет оснований предполагать, что информация о наркотических средствах жизненно необходима молодежи. Широкому информированию российской молодежи о наркотических средствах в большой мере содействуют международные наркокартели, обладающие опробованной многолетней практикой маркетинговой стратегии по завоеванию потенциальных наркорынков», – утверждают авторы доклада.
Замечу сразу: любопытных по природе детей и подростков не меньшинство, а абсолютное большинство. Редкий индивид, который не любопытен ни к чему за пределами своей квартиры, – это скорее уставший от жизни, безнадежно погасший взрослый человек. Думаю, замечание существенное, но проблемы оно не снимает. И хотя подростки страшно любопытны, может, было бы лучше бросить все пропагандистские силы на то, чтобы они как можно меньше знали о том, какая гадость существует на свете?
Авторы доклада настаивают: «процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования». О каком именно приобщении-просвещении идет речь? Оказывается: «широкое информирование молодежи о наркотических средствах происходит преимущественно через межличностную коммуникацию, в местах ее скопления, называемых тусовками. Перекрыть эти каналы трудно, они не менее эффективны, чем открытая реклама массового товара».
Обратите внимание на слово «преимущественно». Если подростки получают информацию «преимущественно» на тусовках, то, следовательно, есть и другие каналы, хотя и менее широкие. Какие? В докладе об этом не сказано. Остается предположить, что опасное информирование, начатое в тусовочной болтовне, довершают... антинаркотические листовки, плакаты, буклеты и брошюры.
Из того же доклада: «по данным мониторинга, доля детей, подростков и молодежи в возрасте 11–24 лет, информированных об основных видах наркотических средств и психоактивных веществ, достигает 70%. За прошедшие 10–12 лет наркодилерам удалось сформировать в России обширную коммуникационную среду для торговли своей продукцией».
Принципиальный вопрос: а если тот, кто захочет втянуть подростка в наркопотребление, станет предлагать ему не марихуану, гашиш, экстази и ЛСД, а одну «маленькую клевую штучку, от которой ловят большой кайф», слово «наркотик» вообще произнесено не будет? Предположим, наши дети даже догадаться не смогут, что это такое и чем им грозит. О наркотиках они попросту не услышат. Окажутся ли они тогда в меньшей безопасности?
Вопросы сексуального просвещения и знаний о СПИДе того же порядка.
Если бы нам удалось оградить ребятишек от информации о сексуальном поведении, если бы они, по крайней мере девочки, ничего бы не знали до самой свадьбы, может быть, это была бы наилучшая профилактика ВИЧ/СПИДа?
В классическом романе, который, по моему субъективному мнению, каждая мать должна настойчиво вложить в руки дочери-подростку, в «Лолите» Владимира Набокова, подробно рассматривается вопрос об опасности неведения, неинформированности, простодушного незнания. Взрослый растлитель в романе оправдывает себя тем, что маленькая Лолита, мол, и без его участия была давно совращена, она уже занималась сексом в летнем детском лагере. Но дело в том, что девочка занималась вовсе не сексом. Она и слова-то такого еще не знала. И «занималась» совсем другим – детской игрой-шалостью, которую взрослые запрещают, как запрещают многие другие любопытные забавы. Заостряя мысль, Набоков пишет, что бедная девочка была уверена: сами взрослые в такие игры не играют, они уже вышли из возраста этих детских развлечений... То, что это «развлечение» было именно сексом, ей только предстояло узнать.
Недавно громким скандалом закончился энергично начатый проект «Маршрут безопасности», который развернули было в Челябинске специалисты городского общественного фонда «Береги себя». Информационную интерактивную выставку в местном Дворце пионеров организаторы посвятили вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Замысел обучающей игры «Маршрут безопасности» был такой: дать подросткам навыки, позволяющие сохранить здоровье в условиях эпидемии ВИЧ. Выставку организованно посещали ученики 10–11 классов. С ведома и согласия родителей. Планировалось просветить 78 школ. Однако работа выставки была сорвана уже через пять дней. Трое активистов Челябинской областной общественной организации «Русский культурный центр» во главе с председателем Петром Акимовым ворвались на выставку и устроили оглушительный скандал, потребовавший вмешательства милиции.
Представители «Русского культурного центра» посчитали свое поведение оправданным, ибо расценивали выставку как «растление несовершеннолетних» и «пропаганду секса».
Действительно, сексуальная проблематика на выставке присутствовала: невозможно говорить об эпидемии ВИЧ/СПИДА вне этой проблематики. Но скандалисты не увидели разницы между пропагандой секса и информированием безопасного поведения. Выставку объявили вредной и опасной.
Мы связались с пресс-секретарем общественного фонда «Береги себя» Ириной Харисовой. Она с горечью говорила: скандал привлек куда больше внимания СМИ, чем сам актуальный проект. А ведь до начала работы выставки с ней были ознакомлены директора школ, педагоги, специалисты различных городских управлений. Загодя проведены «круглые столы», по результатам которых экспозицию выставки в срочном порядке изменили в соответствии со всеми высказанными замечаниями. Получены письменные разрешения родителей. Тем не менее организаторам выставки пришлось объясняться в прокуратуре.
Наша газета столкнулась с подобной ситуацией. Читатели наверняка помнят серию «плакатов в газете», среди которых были три, посвященные самым сложным и драматическим проблемам, подстерегающим подростков: «Мы за безопасный секс»», «У несовершеннолетних мам есть свои права и свои защитники», «Тебе нужны наркотики? Нет, это наркотикам нужен ты!». Эти плакаты вызвали категорическое неприятие представителей «Центра славянской культуры» города Тарусы. Причины возмущения были те же, что и у челябинского «Центра русской культуры»: не по душе им пришлась информация о проблемах, возмутил откровенный разговор об опасностях наркомании и легкомысленного сексуального поведения. Во всем, как это ни странно, они углядели пропаганду опасного поведения. Почему?
Тут мы снова возвращаемся к размышлению о том, что безопаснее: информированность или неведение? Наши оппоненты придерживаются иного мнения: неведение – благо. Мы отвечаем на вопрос принципиально: кто предупрежден, тот вооружен, а незнание смертельно опасно. Какую позицию в этом споре занимает Министерство образования?
Неопределенную. В телефонном разговоре с редактором социального отдела «ПС» заместитель министра образования Елена Чепурных заметила, что негласно как частный человек, как личность она поддерживает наш проект, но как работник министерства категорически против. Почему? Потому что, по ее мнению, любое гласное одобрение со стороны министерства – это как бы прямое разрешение на размещение плакатов в школах, что является большой ответственностью. «Слишком большой, – подчеркнула Елена Евгеньевна, – нам хватило скандалов по поводу уроков сексуального воспитания». А начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Галина Тростанецкая не преминула резко заявить, что у министерства нет ни сил, ни времени заниматься нашими проектами: «Мы против ваших плакатов и справочников!». Но по информации одного из специалистов этого управления, на гневный запрос тарусских активистов министерство почему-то расщедрилось на другой отзыв, где наши плакаты были оценены положительно как важные и очень нужные.
Конечно, все эти конфликты лишь отражение реальных противоречий и сомнений, которые существуют в обществе. Неужели мы, взрослые, так никогда и не договоримся о том, что лучше для наших детей – знать об опасностях социальных недугов или не знать?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru