ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗНАК ПОВОРОТА
140 замков
В ноябрьской «Неве» (стоит обратить
особое внимание на этот энергично развивающийся
в последние два года журнал, подзабытый в
недавнем прошлом) появилась очень интересная
статья Бориса Максимова, которая мне кажется
долгожданной, – «Картинки из жизни петербуржцев
(и переживания). Наблюдения
переписчика-социолога Всероссийской переписи
населения–2002 в Петербурге».
Да, населением эта перепись была встречена, мягко
говоря, без энтузиазма. Да, организационные
издержки более чем огорчительны. Но ведь для
каждого «счетчика-переписчика» перепись не
могла не стать богатейшей панорамой
повседневной жизни людей. Где же наблюдения,
впечатления, переживания? Почему их не было? Но
вот они появились.
«Первое, с чем столкнулись переписчики, выйдя на
свои участки (по-социологически – в поле), – это
запертые на кодовые и амбарные замки стальные
двери. При этом дверей оказалось целых три:
входная на парадной, дверь на этаже и часто
стальная же дверь при входе в квартиру. Конечно, я
и раньше видел железные двери. Но когда мне
пришлось преодолеть 140 (такова была норма)
гаражных замков, это сильно впечатлило. Куда там
англичанам с их домом-крепостью! Пытаюсь понять:
в чем тут дело? В страхе перед грабителями,
убийцами? Но у большинства на деле нечего
грабить, и убивать их никто не собирается –
никакие они не дельцы, не мафиози. Может быть,
телевидение запугало людей? Или за тремя дверями
жители хотят вообще отгородиться от других, от
сегодняшней жизни в целом? Однако российский
изоляционизм имеет свои утешительные
национальные особенности. Самое главное состоит
в том, что вопреки страхам, нагоняемым
телевидением, люди в подавляющем большинстве
случаев спокойно открывали свои железные двери и
впускали переписчика, мельком взглянув на
удостоверение и говоря: «Зачем паспорт? Я вам
верю». Благодаря этой сохранившейся или
неискоренимой доверчивости я был впущен почти во
все квартиры и принят гостеприимно. А боявшаяся
поначалу бабушка после того, как я побывал у нее,
взялась мне помогать. Потом она позвонила мне
домой, просила зайти еще раз, спрашивала совет о
том, как лучше передать квартиру внуку... В связи с
этой картинкой возникали вопросы. Интересно, а
как воспринимает бабушку внук? Ощущают ли вообще
молодые питерцы жертвенность старшего
поколения?»
Под рубрикой «Черта горизонта» «Дружба народов»
(№ 12) публикует письма Фридриха Ницше 1881–1883
годов (перевод и предисловие Игоря Эбаноидзе).
Для трагического философа, столь жестоко
оболганного национал-социализмом, это был период
высокого творческого взлета и мучительных
страданий одновременно. Исключительно яркие
письма Фридриха Ницше прямо перекликаются с его
философскими афоризмами, демонстрируя
неостановимое творческое горение. «Люди,
стремящиеся к величию, как правило, злые люди; для
них это стремление – единственный способ
выносить самих себя».
«Непомерные ожидания, которые женщины связывают
с плотской любовью, не позволяют им заглянуть
дальше».
«Героизм – это настрой человека, преследующего
цель, которая ему не по силам. Героизм – это
добрая воля к тому, чтобы погубить себя без
остатка».
«Противоположность героического идеала – идеал
гармоничного всестороннего развития;
противоположность прекрасная и достойная того,
чтобы к ней стремиться. Однако этот идеал годится
лишь для насквозь здоровых людей (Гёте,
например)».
«Любовь для мужчины – нечто совершенно иное, чем
для женщины. Для большинства она, пожалуй, своего
рода алчность, для некоторых же мужчин любовь –
поклонение страдающему, сокрытому пеленой
божеству».
«Расчистите небо! Я не хочу больше ничего, ни на
йоту больше – ничего, кроме чистого неба, а уж со
всем остальным я как-нибудь перебьюсь, как бы
сурово мне ни приходилось сейчас».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|