ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
На зарядку интеллекта становись!
Оказывается, простое присутствие на
уроке физкультуры может быть очень полезным
Мы исследовали особенности протекания
психических процессов у учащихся 3 классов,
освобожденных от занятий физкультурой, а именно
у тех, кто:
не присутствовал на занятиях в спортивном зале, а
находился в классе;
присутствовал в спортивном зале и наблюдал за
своими одноклассниками.
Показатели мыслительной деятельности у второй
группы оказались лишь на 2,5% хуже соответствующих
показателей у занимавшихся физкультурой
школьников, а у первой группы – на 19,4%. Таким
образом, даже только присутствие на уроке
физкультуры и наблюдение за занимающимися
одноклассниками активизируют психическую
деятельность учащихся. Аналогичное влияние на
процессы внимания найдено у освобожденных от
физкультуры учеников 8–11 классов.
Наблюдается и общая закономерность влияния
занятий физическими упражнениями на активизацию
умственной деятельности учащихся. Но достижение
такого положительного влияния требует
дифференцированного использования физических
упражнений, а также учета
индивидуально-типологических особенностей и
степени физической подготовленности учащихся.
Так, экспериментально установлено, что
длительность осложненного бега (со скачками)
прямо связана с объемом кратковременной памяти:
чем длительнее бег (в пределах 1,5 мин.), тем больше
объем памяти. При выполнении прыжков через
скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение
15–45 сек. оказывают сильное отрицательное
влияние на процессы кратковременного
запоминания. Кроме того, один и тот же вид
упражнений, выполняемых в течение разных
периодов времени, может оказать разное влияние
на процессы памяти. Например, упражнения по
перетягиванию каната в течение 30 сек.
положительно сказываются на увеличении объема
кратковременной памяти, однако через 45 сек. после
начала этого упражнения показатели памяти
ухудшаются и становятся ниже исходных. В
отношении процессов внимания отмечается, что их
показатели заметно снижаются в результате
выполнения прыжков или простого бега перед самым
началом занятий по другим предметам. Упражнение
же по перетягиванию или подтягиванию,
выполняемое в течение не более чем 30 сек., или
непродолжительные вольные упражнения (в течение
1,5 мин.) могут способствовать активизации
внимания.
Конкретные результаты получены и при изучении
динамики процессов внимания под воздействием
уроков физкультуры различного характера и
интенсивности. Оказалось, что наиболее
благоприятное влияние на активизацию процессов
внимания оказали подвижные игры, парные
упражнения. Самое неблагоприятное – бег в полную
силу на 500 и 100 м. Промежуточное положение –
выполнение строевых упражнений, разучивание
элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча,
занятия на гимнастических снарядах.
При подготовке полосы использованы
материалы сайтов:
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|