Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Елена ЛИТВЯК

Спортзал из “ничего”

Урок физкультуры – это не спортивные снаряды и упражнения с ними, а верно найденная пропорция азарта, фантазии и подвижной игры

В нашем селе физкультура возникает в расписании уроков только начиная с пятого класса. Почему так? Спортзал один, учитель тоже. Поэтому младшеклассники оставлены без спортивных занятий. А ведь для многих детей физкультура – единственный способ утвердиться в качестве успешного ученика. Поскольку у меня тоже такие дети были, то я решила однозначно: в моем первом классе физкультуре быть. Меня совершенно не смущало, что мой собственный спортивный опыт ограничивается только школой и занятием в детских спортивных секциях, что я вовсе не профессиональный учитель физкультуры, а просто учитель начальной школы.
Физкультура в пустом спортзале? Запросто. Детям очень нравится, хотя весь инвентарь умещается в большой бельевой корзине за дверью – палки, веревка, несколько мячей разного размера, несколько прыгалок, кегли. Основные идеи для занятий взяты из домашней жизни детей, из их деревенского окружения. Разминка – это всегда сюжетная игра-сказка, в которой гимнастические упражнения существуют не сами по себе, а как иллюстрация действий героев сказки. Но на самом деле главная цель этой спортивной сказки – психологическая помощь детям, отыгрывание их переживаний. Она всегда сочиняется на ходу, в зависимости от времени года, детского настроения, конкретной ситуации жизни, в которой сейчас находится класс или отдельный ребенок, нуждающийся в помощи. Так мы проиграли многие «личные истории», весь цикл полевых работ, семейные праздники и будни, состояние природы в разные сезоны.
Затем бывает собственно физкультура – бег, метание, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом. А потом самое любимое – игры. Игры настоящие, не дидактические, из детского дворового опыта или фольклорных научных сборников – “горелки”, “золотые ворота”, салки всех видов, “вышибалы”, “уголки”, “коршун”. Можно перечислять долго. В этих играх ребенку открывается целая энциклопедия движения, не нарочитого, тренировочного, для достижения высоких результатов, а движения для жизни и радости. Кстати, идею соревнований мои дети напрочь не принимают. Попытки играть с ними в эстафеты всякий раз проваливались. Они искренне не понимали, какой в этом может быть интерес и азарт. Зато с огромным рвением всегда воспринимали игры-путешествия, построенные по принципу командного преодоления всевозможных препятствий (стулья, скамейки, палки, парты). В их основе – сочиненные на ходу сказки про волшебный меч-кладенец, который надо достать в конце опасного маршрута для спасения людей, или история об опасной переправе, или игра в поиск клада.
Продолжение спортзала – наши деревенские окрестности, где ребята с таким удовольствием переправляются через ручьи, прыгают по бревнам, забираются на деревья. Возможно, кому-то этот наш квазифизкультурный опыт покажется наивным, кому-то – предосудительным и не позволяющим выполнить положенную программу. Но мне представляется, что это весьма возможный выход в имеющихся у нас обстоятельствах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru