ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Спортзал из “ничего”
Урок физкультуры – это не спортивные
снаряды и упражнения с ними, а верно найденная
пропорция азарта, фантазии и подвижной игры
В нашем селе физкультура возникает в
расписании уроков только начиная с пятого
класса. Почему так? Спортзал один, учитель тоже.
Поэтому младшеклассники оставлены без
спортивных занятий. А ведь для многих детей
физкультура – единственный способ утвердиться в
качестве успешного ученика. Поскольку у меня
тоже такие дети были, то я решила однозначно: в
моем первом классе физкультуре быть. Меня
совершенно не смущало, что мой собственный
спортивный опыт ограничивается только школой и
занятием в детских спортивных секциях, что я
вовсе не профессиональный учитель физкультуры, а
просто учитель начальной школы.
Физкультура в пустом спортзале? Запросто. Детям
очень нравится, хотя весь инвентарь умещается в
большой бельевой корзине за дверью – палки,
веревка, несколько мячей разного размера,
несколько прыгалок, кегли. Основные идеи для
занятий взяты из домашней жизни детей, из их
деревенского окружения. Разминка – это всегда
сюжетная игра-сказка, в которой гимнастические
упражнения существуют не сами по себе, а как
иллюстрация действий героев сказки. Но на самом
деле главная цель этой спортивной сказки –
психологическая помощь детям, отыгрывание их
переживаний. Она всегда сочиняется на ходу, в
зависимости от времени года, детского
настроения, конкретной ситуации жизни, в которой
сейчас находится класс или отдельный ребенок,
нуждающийся в помощи. Так мы проиграли многие
«личные истории», весь цикл полевых работ,
семейные праздники и будни, состояние природы в
разные сезоны.
Затем бывает собственно физкультура – бег,
метание, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом.
А потом самое любимое – игры. Игры настоящие, не
дидактические, из детского дворового опыта или
фольклорных научных сборников – “горелки”,
“золотые ворота”, салки всех видов, “вышибалы”,
“уголки”, “коршун”. Можно перечислять долго. В
этих играх ребенку открывается целая
энциклопедия движения, не нарочитого,
тренировочного, для достижения высоких
результатов, а движения для жизни и радости.
Кстати, идею соревнований мои дети напрочь не
принимают. Попытки играть с ними в эстафеты
всякий раз проваливались. Они искренне не
понимали, какой в этом может быть интерес и азарт.
Зато с огромным рвением всегда воспринимали
игры-путешествия, построенные по принципу
командного преодоления всевозможных
препятствий (стулья, скамейки, палки, парты). В их
основе – сочиненные на ходу сказки про волшебный
меч-кладенец, который надо достать в конце
опасного маршрута для спасения людей, или
история об опасной переправе, или игра в поиск
клада.
Продолжение спортзала – наши деревенские
окрестности, где ребята с таким удовольствием
переправляются через ручьи, прыгают по бревнам,
забираются на деревья. Возможно, кому-то этот наш
квазифизкультурный опыт покажется наивным,
кому-то – предосудительным и не позволяющим
выполнить положенную программу. Но мне
представляется, что это весьма возможный выход в
имеющихся у нас обстоятельствах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|