Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Богатые и бедные

Меньше, чем Россия, на одного ученика тратит только Зимбабве

Доклад «Российское образование в контексте международных показателей» базируется на сопоставительных данных, подготовленных ЮНЕСКО в рамках программы «Всемирные индикаторы образования», в сотрудничестве с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит 49 стран. Результаты должны использоваться странами-участницами для оценки национального образования и курса образовательных реформ.

Итак, в настоящее время, по классификации ООН и Всемирного банка (это так называемая оценка ВВП по паритету покупательной способности), Россия относится к группе стран с низким средним уровнем дохода. Это так называемая 3-я группа стран, где на душу населения приходится приблизительно 5–10 тысяч долларов. Возглавляют эту группу Чили и Малайзия, завершают Таиланд и Тунис. Россия пребывает среди среднебедных – между Мексикой и Бразилией.
В ближайших соседях России – динамично развивающиеся Польша и Турция, так что нахождение в 3-й группе не так уж безнадежно.
Кто обогнал Россию? Во вторую, среднебогатую группу стран входят Израиль, Новая Зеландия, Испания, Корея, Португалия, Греция, Чехия, Венгрия, Аргентина, Словакия. Страны бывшего социалистического лагеря, как мы видим, идут впереди нас.
Список из 19 богатейших стран 1-й группы возглавляют Люксембург и США. В нее входят также Норвегия, Исландия, Швейцария, Канада, Дания, Бельгия, Австрия, Япония, Австралия, Нидерланды, Германия, Финляндия, Швеция, Франция, Италия, Великобритания.
Наконец, странами низкого дохода (4-я группа) считаются Перу, Парагвай, Китай, Филиппины, Иордания, Ямайка, Египет, Индонезия, Зимбабве, Индия.
По валовому охвату населения образованием (этот показатель выражает отношение учащихся всех типов учебных заведений к численности населения в возрасте от 5 до 24 лет) Россия соответствует уровню Чили и Уругвая и немного отстает от Бразилии, но пока не дотягивает до уровня таких стран, как постсоветские Чехия, Словакия или Венгрия.
Интересно, что в России – самое индивидуальное в мире обучение. На уровне начального профессионального, где на 17 учеников приходится один преподаватель, и на уровне среднего профессионального образования, где это соответствие составляет 14 учеников на преподавателя, мы можем поспорить со странами с хорошо развитой экономикой (Израиль, Новая Зеландия, Испания, Корея, Венгрия и т.п.). В российских школах соотношение 12 учеников на преподавателя заставит завидовать даже богатейшие страны.
Самая благополучная ситуация сложилась в российских вузах: здесь на одного преподавателя приходятся 11 студентов. В богатейших странах мира этот показатель составляет 16 студентов на преподавателя.
Избыток преподавателей в вузах превышает все мировые нормы, количество преподавателей в ПТУ и техникумах сравнимо только с богатыми и развитыми странами.
Однако есть факт, который заставляет задуматься: несмотря на рекордное число учителей и преподавателей, в России невысокий уровень охвата населения образованием. То есть преподавателей вроде бы много, а учить все равно негде и некому.
С точки зрения международных сопоставлений в России наблюдается рекордно низкий относительный уровень финансирования образования. Отношение расходов на образование к ВВП России составляет 4,1%. Более низкий уровень расходов наблюдается лишь в четырех странах из анализируемого списка: в Турции (3,9%), Китае (3,7%), Индии (3,3%) и Индонезии (1,2%).
Однако при низком уровне финансирования в России ситуация различается по разным уровням образования.
Например, уровень расходов на дошкольное образование составляет 0,6% к ВВП, что превышает показатели богатых стран.
Уровень расходов на школы и ПТУ составляет в России 1,6% к ВВП, что заметно ниже, чем в странах 3-й группы (не говоря уже о богатых странах).
А вот уровень расходов на среднее и высшее профессиональное образование равен 1,1% к ВВП, что ненамного уступает показателям хорошо развитых стран. Снова проявляется российская закономерность: как можно меньше давать школьникам, как можно больше – студентам.
Расходы на одного учащегося на первичном и вторичном уровнях образования (школа и ПТУ) составляют в России всего 9,3% от подушевого ВВП, что намного ниже, чем в среднебедных странах. Более низкий уровень расходов на одного учащегося школы зарегистрирован только в Зимбабве (9,1%).
«Таким образом, – заключают авторы доклада, – основное недофинансирование, по мировым меркам, в России приходится на школьное образование».
Чем же обусловлено такое низкое финансирование российского образования в контексте мировых показателей?
«Общий размер бюджетных расходов относительно ВВП в России соответствует уровню бедных стран, – поясняют авторы доклада, – а доля бюджетных расходов, направляемых на образование, – уровню богатых стран, что и обуславливает низкий относительный уровень государственного финансирования образования».
Относительная величина государственных расходов на образование определяется в первую очередь образовательной политикой государства. Наиболее активную политику финансирования образования проводят: среди богатейших стран – Швейцария, Исландия, Норвегия, среди стран с высоким уровнем доходов – Корея, среди стран среднебедных – Таиланд, Малайзия, Мексика, среди беднейших стран – Перу.
Наименее активными в области финансирования образования международные эксперты считают Японию, Нидерланды, Аргентину, Чехию и Грецию, Бразилию, Индию, Ямайку, Парагвай, Индонезию. И, увы, Россию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru