ДОКУМЕНТЫ N101
Владимир МАЛЮТИН,
Дмитрий РАСТИМЕШИН
Наши консультации
Имеет ли право воспитатель группы продленного
дня на пенсию по выслуге лет?
Согласно действующему постановлению
Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 среди
должностей педагогических работников, имеющих
право на досрочное назначение пенсии по старости,
названа и должность воспитателя. При этом не
уточняется, классный ли это воспитатель, или
воспитатель группы продленного дня, или иной.
Поэтому следует считать, что такое право
принадлежит всякому педагогическому работнику,
занимавшему должность воспитателя в учреждении
образования (соответствующие учреждения
перечислены в данном постановлении) и
выработавшему в этой должности требуемый стаж.
Может ли учитель, имеющий среднее
профессиональное образование, получить 1-ю или 2-ю
категорию?
Действующее положение о порядке
аттестации педагогических и руководящих
работников государственных и муниципальных
учреждений образования, утвержденное приказом
Министерства образования от 26 июня 2000 г. № 1088, не
исключает такой возможности. В конце концов,
аттестация – это личная характеристика
работника. Всякий педагогический работник
образовательного учреждения может подать
заявление в аттестационную комиссию с указанием
категории, на которую он претендует. Следует,
однако, принять во внимание, что присвоение
категории – необходимое, но не достаточное
условие для получения, допустим, первого или
второго разряда по ЕТС. Только в совокупности
выработанный стаж педагогической работы и
наличие требуемой категории даст возможность
администрации установить разряд соответственно
тарифно-квалификационным требованиям.
Наша читательница пишет, что у нее стаж
педагогической работы 43 года. В 1983 году ей было
присвоено приказом Министерства просвещения (она,
правда, пишет – Министерства образования, но это
явная описка) звание «учитель-методист». «Когда и
почему отменили это звание? – спрашивает она. –
За что меня и других таких же учителей лишили его?
В отличие от документа об аттестации в том
документе срок действия не был ограничен, а с
годами опыт приходит в большем объеме».
Начнем с того, что никто и никогда этого
звания не отменял и работников, заслуженно его
носивших, звания не лишали. Ведь нет такого
приказа, в котором бы говорилось: «лишить…
звания инструктор-методист». Просто в
современных условиях труд учителя и труд
методиста приобрели разное содержание и
соответственно получили различные наименования.
К ним предъявляются разные содержательные и
стажевые требования. Такой подход позволяет
раздельно и независимо развивать квалификации и
учителя, и методиста. Мне кажется, что тем званием,
которое вы носите с 1983 года, вы вправе гордиться,
но сегодня, как вам правильно говорят в
администрации, аттестоваться приходится либо по
должности учителя, либо – методиста. Что
касается замечания, что с годами опыт приходит во
все большем объеме, то оно, на мой взгляд,
сомнительно: с годами люди стареют – это верно,
но улучшаются ли при этом профессиональная
память и профессиональные способности и навыки?
До какого-то времени это так, но стоит ли только
за возраст держать работника на руководящих и
методических должностях? Как правильно
определить квалификацию человека в любой момент?
Скорее всего именно этому служат регулярные
аттестации работников. Здесь-то опытные учителя
и могут помочь и администрации, и своим молодым
коллегам, сотрудничая в аттестационных и
методических комиссиях.
Работаю заведующей библиотекой гимназии. Работа
в библиотеке гимназии по объему и качественно
отличается от работы в общеобразовательной
школе. Как должны устанавливаться штаты
библиотек гимназий?
Штаты общеобразовательных учреждений
определяются учредителями, исходя из требуемых
объемов работы (задач подразделения),
нормативной производительности труда
работников требуемых специальностей и имеющихся
объемов финансирования. Эти вопросы решаются при
организации образовательного учреждения, а при
необходимости – в оперативном порядке. В любом
случае не стоит доводить дело до того, что надо
кричать: некому работать. В вашем случае следует
обратить внимание на типовое положение об
общеобразовательном учреждении и на Примерное
положение о библиотеке общеобразовательного
учреждения (такое было разослано Министерством
образования еще 14 января 1998 г. № 06-51-2ин/27-06). В
случае если у учреждения есть финансовые
возможности, оно способно решить вопрос, не
доводя его до конфликта.
Две девочки-сироты обучались во вспомогательной
коррекционной школе. В 2003 году они закончили ее,
получили документ, но захотели продолжать
образование с целью получения полного среднего
образования. По предложению УНО был для них
проведен экзамен и определен уровень их
подготовки, в соответствии с которым детей
определили в 6 класс. Но спустя месяц УНО признало
зачисление детей незаконным и потребовало
срочного их отчисления из школы из-за отсутствия
нормативно-правовой базы, которая позволяла бы
признать переход девочек из коррекционной школы
в общеобразовательную вечернюю школу.
Так пишет нам учительница, которая
считает по итогам месяца занятий, что в условиях
вечерней школы и при надлежащей помощи девочки
сумеют освоить курс обучения. Если дело обстоит
так, как нам пишут, вызывает возмущение политика
УНО! Уж там-то прекрасно знают порядок приема в
школу, знают, что для перевода из коррекционной
школы в общеобразовательную достаточно
собственного желания ученика (девочкам по 15 лет),
согласия опекунов детей-сирот и рекомендаций
психолого-педагогической и медико-психологической
комиссий. Какие бумаги еще нужны? Это все нельзя
было объяснить на месте? Какие меры теперь будет
принимать Нижегородское областное УНО (дело
происходит в Павловском районе), чтобы
обеспечить право детей-сирот на получение
образования? Желание учиться у них есть, но если
нет у них соответствующего уровня здоровья, как
им теперь это объяснить, не обидев детей?
Являются ли законными действия завуча школы,
вынуждающего педагога написать заявление об
увольнении по собственному желанию?
В соответствии со ст. 80 Трудового
кодекса РФ обязательным условием увольнения по
собственному желанию должно являться личное
письменное волеизъявление на то работника. Кроме
того, в качестве дополнительной гарантии
соблюдения прав работника является обязательный
двухнедельный срок предупреждения работодателя
об увольнении по собственному желанию. До
истечения указанного предупредительного срока
работник может отозвать свое заявление, после
чего трудовой договор считается продолженным на
тех же условиях. В случае возникновения
индивидуальных трудовых споров о восстановлении
на работе, которые рассматриваются народными
судами, обязательно выясняется вопрос, было ли
волеизъявление работника уволиться
добровольным, либо оно было вызвано иными
факторами, в том числе неправовыми методами
воздействия на работника со стороны
администрации.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи
20 Трудового кодекса РФ права и обязанности
работодателя в трудовых отношениях
осуществляются органами управления
юридического лица. Обычно органом управления
школой, имеющим право решать кадровые вопросы,
является исключительно директор школы. В таком
случае заявление об увольнении по собственному
желанию, написанное на имя завуча, не может иметь
никаких правовых последствий.
Может ли быть c коллективом школьной библиотеки
заключен договор о коллективной (бригадной)
материальной ответственности?
Да, в соответствии с постановлением
Министерства труда и социального развития РФ от
31 декабря 2002 года № 85 и прилагаемых к нему
перечнях работ, при выполнении которых может
вводиться полная коллективная (бригадная)
материальная ответственность за недостачу
вверенного работникам имущества, работы по
приему на хранение, обработке, хранению, отпуску (выдаче)
материальных ценностей в организациях и
подразделениях, с коллективами школьных
библиотек и библиотек иных учреждений может быть
заключен договор о полной коллективной
материальной ответственности.
Однако для привлечения работников к
материальной ответственности работодатель
должен создать условия, необходимые для
обеспечения полной сохранности имущества
вверенной библиотеки, обеспечивать условия,
необходимые для своевременного учета и
отчетности о движении и остатках вверенного
имущества, создавать условия для периодической
инвентаризации имущества, устранять
обстоятельства, угрожающие сохранности
вверенного библиотечного фонда, принимать меры
по устранению этих обстоятельств. В реальной же
действительности почти ни одно образовательное
учреждение не в состоянии создать указанные
условия. Кроме того, до настоящего времени
правовой статус самих школьных библиотекарей
настолько неопределенен, что реально привлечь их
к материальной ответственности практически не
представляется возможным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|