ДОКУМЕНТЫ N101
О проведении государственной
(итоговой) аттестации выпускников XI классов
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации по русскому языку и литературе в 2003/04
учебном году
В соответствии с Положением о
государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX и XI (XII) классов
общеобразовательных учреждении Российской
Федерации (письмо Министерства образования
Российской Федерации от 04.02.2003 № 03-51-17ин/13-03)
письменный экзамен выпускников XI (XII) классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет
проводиться в форме сочинения или изложения с
творческим заданием. Проведение письменного
экзамена по русскому языку и литературе будет
осуществляться по открытому перечню тем
сочинений, сгруппированных в комплекты.
Экзаменационные материалы основываются на
обязательных минимумах содержания основного
общего и среднего (полного) общего образования
(приказы Минобразования России от 19.05.98 № 1236 и от
30.06.99 № 56).
При подготовке экзаменационных материалов будут
учтены замечания и предложения, высказанные в
письмах из органов управления образованием 52
субъектов РФ: количество тем, сформулированных
по произведениям, которые изучаются обзорно,
будет сокращено, сложные цитатные темы будут
заменены более простыми, в каждом комплекте
будут предусмотрены темы различного уровня
сложности.
Перечень тем сочинений для подготовки к
письменному экзамену по русскому языку и
литературе за курс средней (полной) школы в 2003/04
учебном году будет опубликован в третьей декаде
марта 2004 года, Комплекты тем сочинений для
проведения письменного экзамена по русскому
языку и литературе за курс средней (полной) школы
в 2003/04 учебном году – во второй декаде мая 2004
года. Эти материалы будут отправлены в органы
управления образованием субъектов РФ
электронной почтой и размещены на сайте
Минобразования России в Интернете (www.informika.ru).
Темы сочинений для проведения письменного
экзамена по русскому языку и литературе за курс
средней (полной) школы в 2003/04 учебном году будут
сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом
комплекте).
Каждый комплект будет формироваться в
соответствии со следующей структурой.
1. Анализ стихотворения поэта XIX–XX века или
анализ эпизода из художественного произведения
русской литературы XIX–XX века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного
вопроса или высказывания о произведении (автор,
произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века
(автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века
(автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными,
социально-общественными понятиями (указан XIX или
XX век; произведение русской литературы выбирает
учащийся).
Руководитель Департамента общего и
дошкольного образования
А.БАРАННИКОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 13.11.2003 № 14-51-279/13
Образцы комплектов тем сочинений
1. Дуэль Печорина с Грушницким.
(Анализ эпизода из главы “Княжна Мэри” романа
М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ
эпизода из главы “Княжна Мэри” романа
М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”)1.
2. “...Покупатель живой человеческой совести,
Чичиков – подлинный черт, подлинный провокатор
жизни” (А.Белый).
3. Трагизм образа Базарова. (По роману
И.С.Тургенева “Отцы и дети”.)
Пейзаж в романе И.С.Тургенева “Дворянское
гнездо”.
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе
И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
5. “Смех часто бывает великим посредником в деле
отличия истины от лжи...” (В.Г.Белинский). (По
одному из произведений русской литературы XX
века.)
1. Стихотворение А.А.Ахматовой
“Родная земля” (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.А.Ахматовой “Сегодня мне письма
не принесли...” (восприятие, истолкование,
оценка).
2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии
А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина2.
4. Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького “На
дне”.
5. “Пойми живой язык природы – и скажешь ты:
прекрасен мир...” (И.С.Никитин). (По одному из
произведений русской литературы XX века.)
______________________
1 Некоторые темы, включенные в
Перечень, выпускник школы с родным (нерусским)
языком обучения может заменить на выделенный
курсивом вариант, такие темы даны в Перечне под
одним номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией,
раскрываются на примере не менее 2–3
стихотворений. Темы сочинений, связанные с
произведениями малой эпической формы,
раскрываются на примере 1–2 произведений (их
число может быть увеличено по усмотрению
выпускника).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|