ДОКУМЕНТЫ N101
В целях обеспечения первичной
комплексной психолого-медико-педагогической
помощи, своевременного выявления и профилактики
отклонений в развитии детей Министерство
образования РФ направило в органы управления
образованием субъектов РФ для использования в
работе инструктивное письмо «О
психолого-медико-педагогической комиссии» от
14.07.2003 № 27/2967-6. Письмо подписала начальник
Управления специального образования
Т.В.Волосовец.
Публикуемое ниже инструктивное письмо
Министерства образования РФ № 27/2967-6 от 14 июля 2003
года не является по форме нормативным правовым
актом, обязательным для исполнения. Однако оно
служит документом, аналогичным типовым
положениям о различных видах образовательных
учреждений. Этим письмом вводится в оборот новый
тип учреждений системы образования –
муниципальная либо региональная
психолого-медико-педагогическая комиссия.
Ранее психолого-медико-педагогическое
сопровождение образовательного процесса
регулировалось лишь письмом Министерства
образования России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПК) образовательного учреждения».
О психолого-медико-педагогической
комиссии
I. Общие положения
1. Настоящее письмо регламентирует деятельность
психолого-медико-педагогических комиссий (далее
– ПМПК), которые создаются органами управления
образованием на региональном и муниципальном
уровнях, Министерством образования Российской
Федерации – на федеральном уровне.
2. ПМПК является учреждением (далее считать
термины “учреждение” и “ПМПК” тождественными)
системы образования и реализует консультативно-диагностическую
и коррекционно-педагогическую деятельность в
отношении детей с отклонениями в развитии от
рождения до 18 лет.
3. Методическое руководство работой ПМПК
осуществляется Министерством образования
Российской Федерации и Министерством
здравоохранения Российской Федерации, органами
управления образованием и органами управления
здравоохранением субъектов РФ.
4. ПМПК в своей деятельности руководствуется
международными актами в области защиты прав и
законных интересов ребенка, Законом РФ “Об
образовании”, Федеральным законом “Об основах
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних”, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления
образованием, настоящим письмом.
II. Цель и основные задачи ПМПК
5. Цель ПМПК – организация помощи детям с
отклонениями в развитии на основе проведения
комплексного диагностического обследования и
определения специальных условий для получения
ими образования и необходимого медицинского
обслуживания.
6. Основными задачами ПМПК являются:
• своевременное выявление, предупреждение и
динамическое наблюдение за детьми с
отклонениями в развитии;
• комплексная, всесторонняя, динамическая
диагностика отклонений в развитии ребенка и его
потенциальных возможностей;
• определение специальных условий развития,
воспитания, обучения детей с отклонениями в
развитии;
• содействие и инициирование организации
условий развития, обучения и воспитания,
адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
• внедрение современных технологий диагностики
и коррекционной работы с детьми;
• формирование банка данных о детях и подростках
с отклонениями в развитии;
• своевременное направление детей в научно-исследовательские,
лечебно-профилактические, оздоровительные,
реабилитационные и другие учреждения при
возникновении трудностей диагностики,
неэффективности оказываемой помощи;
• консультирование родителей (законных
представителей), педагогических и медицинских
работников, непосредственно представляющих
интересы ребенка в семье и образовательном
учреждении;
• участие в просветительской деятельности,
направленной на повышение психолого-педагогической
и медико-социальной культуры населения;
• содействие процессам интеграции в обществе
детей с отклонениями в развитии.
III. Организация деятельности ПМПК
7. Учреждение создается учредителем (учредителями)
и регистрируется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
8. Статус учредителя (учредителей) определяет
организационно-правовую форму учреждения.
Учредителем (учредителями) государственной ПМПК
могут быть федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов
РФ. Учредителями муниципальной ПМПК являются
органы местного самоуправления. Допускается
совместное учредительство учреждения.
9. Учредительными документами учреждения
являются решение учредителя (договор между
учредителями) о его создании, а также устав
учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).
10. Передача государственных учреждений в ведение
органов местного самоуправления допускается
только с согласия последних.
11. Отношения между учредителем (учредителями) и
ПМПК определяются договором, заключаемым между
ними в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
12. Права юридическою лица в части ведения
уставной финансово-хозяйственной деятельности
возникают у ПМПК с момента ее государственной
регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной
деятельности и на получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, – с момента выдачи ей лицензии
соответствующими органами управления
образованием и органами управления
здравоохранением в рамках их компетенции.
13. ПМПК с момента регистрации приобретает права
юридического лица, имеет самостоятельный баланс,
расчетный счет, текущий и иные счета в банковских
и других кредитных организациях, печать
установленного образца, штамп, бланки со своим
наименованием.
14. Учреждение проходит государственную
аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ
“Об образовании”.
15. На территории каждого субъекта РФ создается не
менее одной государственной ПМПК. ПМПК
муниципального уровня создаются при численности
детского населения до десяти тысяч.
16. ПМПК субъектов РФ являются головными по
отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК
муниципального уровня являются головными по
отношению к психолого-медико-педагогическим
консилиумам (ПМПК) образовательных учреждений,
имеющихся на данной территории.
17. Состав ПМПК всех уровней должен включать:
педагога-психолога, специального психолога,
учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
социального педагога, специалистов медицинского
профиля (детского психиатра, детского
невропатолога, отоларинголога, офтальмолога),
юриста, медицинского регистратора.
18. ПМПК может иметь базовые специальные (коррекционные)
образовательные учреждения или классы, группы,
закрепленные за ней в общеобразовательных и
специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для углубленного обследования детей,
динамической дифференциальной диагностики,
апробирования новых методик обследования и
обучения и т.д.
19. Реорганизация и ликвидация ПМПК
осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
IV. Работники ПМПК
20. Порядок комплектования ПМПК педагогическими,
медицинскими и другими работниками
регламентируется ее уставом. Для работников ПМПК
работодателем является данное учреждение.
На работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную квалификацию (далее –
специалисты), которая соответствует требованиям
квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности и подтверждена
документами об образовании.
К педагогической деятельности в учреждении не
допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53
Закона РФ “Об образовании”.
21. Отношения между работником и администрацией
ПМПК регулируются трудовым законодательством
Российской Федерации.
22. Работники ПМПК имеют право на участие в
управлении учреждением в порядке, определяемом
уставом учреждения, на защиту своей
профессиональной чести и достоинства.
23. Заведующий ПМПК назначается на должность
учредителем (учредителями) из числа
высококвалифицированных специалистов психолого-медико-педагогического
профиля.
V. Организация работы в ПМПК
24. Направление детей и обучающихся воспитанников
в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей). Инициаторами обследования
детей в ПМПК могут быть специалисты
образовательных учреждений, учреждений,
занимающихся обеспечением и защитой прав детей и
подростков с отклонениями в развитии, лечебно-профилактические,
общественные и другие организации.
25. Предварительная запись на обследование
осуществляется с согласия родителей (законных
представителей). Родители (законные
представители) ставятся в известность о
необходимости представления в ПМПК следующих
документов:
• свидетельства о рождении ребенка (предъявляется);
• копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПК), копий заключений специалистов
ПМПК (представляются только, если ребенок
обучается и(или) воспитывается в образовательном
учреждении);
• подробной выписки из истории развития ребенка
с заключениями врачей (педиатра, невропатолога,
сурдолога, офтальмолога, ортопеда), наблюдающих
ребенка в детской поликлинике по месту
жительства. При необходимости получения
дополнительной медицинской информации о ребенке
ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по
месту жительства ребенка;
• педагогической характеристики (представляется
только на обучающегося, воспитанника
образовательного учреждения, составляется
педагогом, непосредственно работающим с
ребенком, и заверяется директором (заведующим)
образовательного учреждения).
К документам прилагаются образцы письменных
работ по русскому (родному) языку, математике,
рисунки и другие результаты самостоятельной
продуктивной деятельности ребенка.
26. ПМПК ведется следующая документация:
• журнал предварительной записи детей на
обследование в ПМПК;
• журнал учета детей, прошедших обследование в
ПМПК;
• карта (папка) развития ребенка с протоколами,
дневником динамического наблюдения,
заключениями специалистов и коллегиальным
заключением ПМПК (хранится в ПМПК не менее 10 лет).
27. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется
каждым специалистом поэтапно или несколькими
специалистами вместе, что определяется
психолого-медико-педагогическими задачами.
28. Дети с нарушенным слухом обследуются
специалистами ПМПК на базе сурдологического
кабинета (отделения, центра), в котором ребенок
находится на диспансерном учете.
29. Целесообразно детей-сирот обследовать
специалистами ПМПК на базе учреждения, в котором
они воспитываются.
30. ПМПК осуществляет организацию диагностико-коррекционной
помощи детям младенческого, раннего, дошкольного
и школьного возрастов, не охваченных системой
специального образования.
31. В диагностически сложных случаях ребенок
может быть приглашен на дополнительное
обследование или направлен в диагностические
группы или классы.
32. Обследование детей проводится в присутствии
родителей или их законных представителей.
33. По результатам обследования составляется
коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения
каждого специалиста. Заключение является
документом, подтверждающим право детей и
обучающихся воспитанников с отклонениями в
развитии на обеспечение оптимальных условий для
получения ими образования.
В случае несогласия с коллегиальным заключением
ПМПК родители (законные представители) имеют
право обратиться в вышестоящую ПМПК.
VI. Родители (законные представители)
34. Родители (законные представители) имеют право:
• защищать законные права и интересы детей;
• присутствовать при обследовании ребенка.
35. В случае несогласия с коллегиальным
заключением ПМПК родители (законные
представители) имеют право обратиться в
вышестоящую ПМПК.
36. Родители (законные представители) обязаны
выполнять относящиеся к ним требования устава
ПМПК.
VII. Управление ПМПК
37. Управление ПМПК осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации в
области образования и уставом учреждения.
З8. Непосредственное руководство учреждением
осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию заведующий.
Наем (прием) на работу заведующего
государственной ПМПК осуществляется в порядке,
определяемом Законом РФ “Об образовании” и
уставом учреждения.
Заведующий муниципальной ПМПК назначается на
должность и освобождается от должности
учредителем (учредителями).
39. Заведующий ПМПК несет ответственность в
соответствии с законодательством Российской
Федерации за комплектование учреждения
квалифицированными кадрами.
Заведующий организует работу ПМПК и несет полную
ответственность за организацию деятельности, за
соблюдение в учреждении плановой, финансовой и
организационной дисциплины.
VIII. Имущество и средства учреждения
40. Собственник имущества (уполномоченный им
орган) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
закрепляет его за ПМПК.
Объекты собственности, закрепленные за
учреждением, находятся в оперативном управлении
этого учреждения.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается
закрепленным за ним имуществом в соответствии с
назначением этого имущества, своими уставными
целями и законодательством Российской Федерации.
41. Изъятие и (или) отчуждение имущества,
закрепленного за учреждением, допускается
только в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
42. Учреждение несет ответственность перед
собственником за сохранность, эффективное
использование закрепленного за ним имущества.
Контроль за деятельностью учреждения в этой
части осуществляется собственником (уполномоченным
органом).
43. Деятельность учреждения финансируется его
учредителем (учредителями) в соответствии с
договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых
ресурсов ПМПК являются:
• собственные средства учредителя (учредителей);
• бюджетные и внебюджетные средства;
• имущество, закрепленное за учреждением-собственником
(уполномоченным им органом);
• кредиты банков и других кредиторов;
• средства спонсоров, добровольные
пожертвования физических и юридических лиц;
• другие источники в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
44. Финансирование ПМПК осуществляется в
соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Привлечение дополнительных средств не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования учреждения за счет его
учредителя (учредителей).
45. ПМПК вправе осуществлять самостоятельную
хозяйственную деятельность и распоряжаться
доходами от этой деятельности в соответствии со
своим уставом и законодательством Российской
Федерации, регулирующим предпринимательскую
деятельность.
46. Финансовые средства учреждения находятся в
его распоряжении и изъятию не подлежат. Право
распоряжения этими средствами на цели,
предусмотренные уставом, принадлежит
заведующему ПМПК.
47. При финансировании учреждения за счет средств
федерального бюджета смета расходов
утверждается Министерством образования
Российской Федерации.
48. Учреждение устанавливает:
• ставки заработной платы (должностные оклады)
работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС)
по оплате труда работников бюджетной сферы в
соответствии с тарифно-квалификационными
требованиями и на основании решения
аттестационной комиссии, а также определяет виды
и размеры надбавок, доплат и других выплат
стимулирующего характера в пределах средств,
направляемых на оплату труда;
• структуру управления учреждения;
• штатное расписание, распределение должностных
обязанностей.
49. ПМПК принадлежит право собственности на:
• денежные средства, имущество и иные объекты
собственности, переданные ему физическими и
юридическими лицами в форме дара, пожертвования
или по завещанию;
• доходы от собственной деятельности учреждения
и приобретенные на эти доходы объекты
собственности в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
50. При ликвидации учреждения денежные средства и
иное имущество, принадлежащее ему на правах
собственности, за вычетом платежей на покрытие
обязательств, используются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
уставом учреждения.
51. ПМПК может осуществлять международное
сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|