РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Алексей БУЛГАКОВ.
Наши неуправляемые подростки.
Родителям, пытающимся найти общий язык
с подростками. Подросткам, желающим мира в семье
Алексей БУЛГАКОВ.
НАШИ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДРОСТКИ.
Москва, 2003
Эта книга посвящена одной из самых трудных и
болезненных проблем – взаимоотношениям
родителей и их подрастающих детей. В книге
обсуждаются десять наиболее типичных
конфликтных ситуаций, скрупулезно
рассматриваются причины, приведшие к конфликту,
а также выходы из создавшихся положений.
А.А.Булгаков говорит, что его задача – помочь
выстроить мост между детьми и родителями и
выступить в роли некоей психологической
«адвокатуры» подростков, которая родителям
нужна не меньше, чем их детям. Книга построена на
основе бесед консультанта с подростками и
родителями. Вначале приводится рассказ о
семейных проблемах, затем следует развернутый
комментарий по конкретной проблеме и по поводу
обсуждаемого вопроса вообще.
В главе «Судьба в наследство» сравнивается
положение в семьях, в которых родители
«прогреты» любовью в детстве или сами выросли в
неблагополучных семьях. Многие из таких
родителей не уверены в себе, часто
самоутверждаются за счет детей, даже завидуют их
успехам. Автор напоминает главные потребности
ребенка: ощущение себя безусловной ценностью для
родителей, уважение окружающими, право на личную
жизнь, на тайну.
О подростках, разочарованных в жизни, говорится в
главе «По линии наибольшего сопротивления».
А.А.Булгаков замечает, что у таких подростков в
любом случае есть проблемы с самооценкой.
Поднятие самооценки – и необходимое условие, и
результат выхода из кризиса. Автор предлагает
сорок способов, приемов и действий к обретению
веры в себя, повышению самооценки, созданию более
оптимистичного настроя. Среди них: «осознание
своей неповторимости во Вселенной» и «обуздание
зависти», совет написать двадцать самых
значительных событий и собственных свойств,
которые дают возможность считать свою жизнь
удачной, и двадцать предполагаемых позитивных
ситуаций, дел, которые произойдут в будущем, и
много других, очень интересных и полезных.
«Куда он делся, настоящий мужчина?» – такой
вопрос можно услышать очень часто. А.А.Булгаков
кратко обозначил необходимые для взращивания
мужественности условия: риск и психологический
комфорт. К сожалению, во многих семьях условия
прямо противоположные: создают комфортные
физические условия жизни и – разлад в
отношениях. А на вопрос: «Почему дети лгут?» –
среди многих прочих причин автор отмечает:
«Лживость родителей. Пожалуй, эта причина
пускает наиболее глубокие корни в душах детей,
создавая в их подсознании общий фон лживости
человеческих отношений».
В главе «Семейный турнир» говорится о том, что
негативные предположения провоцируют плохие
поступки, что в этом нет никакой мистики.
Родительская реакция на еще несовершенные
поступки детей провоцирует сами действия, даже
если они детьми до этого не замышлялись.
Негативные предсказания внедряются в
подсознание как руководство к действию, а иногда
просто подсказывают неверный, но более
соблазнительный шаг, о котором сын или дочь,
может быть, и не подозревали до родительского
«напутствия». «Если хочешь развить в ребенке
какое-то качество, нужно говорить с ним так, будто
это качество в нем уже есть. И оно начнет
зарождаться, потом расти и крепнуть. Если же
человеку сто раз сказать “свинья”, он, глядишь, и
захрюкает», – предупреждает А.А.Булгаков.
Особое опасение высказывает автор по поводу
«психологического инцеста», когда родитель всей
своей волей, устремлениями, вкусами лишает
ребенка собственной жизни, угнетает в нем
личность. И чрезмерный контроль, авторитарный и
деспотичный стиль отношений с ребенком
формируют, по его мнению, четыре основных вида
реакции детей: ребенок «ломается», ребенок
демонстрирует внешнее смирение, ребенок
постепенно погружается в распрю, противостояние
и, наконец, бунтует – уходит из дома. «Если хочешь
оказать благодеяние человеку, оставь его в
покое», – цитирует автор слова одной
девочки-подростка.
В заключительной главе книги «Отцы и дети,
объединяйтесь!» Алексей Булгаков пишет: «Многие
отцы растерялись как подростки, а их
дети-подростки вынуждены самостоятельно
принимать ответственные решения, достойные
умудренных опытом мужчин… Во многих семьях дети
получают установки и декларации не в
соответствии с канонами морали и нравственности,
а идущие вразрез с ними. Мы даже не придумали
уважительное по отношению к младшему поколению
слово, его обозначающее. Применяемое нами
понятие «подросток», если вслушаться в его смысл,
слишком «технический», но не личностный термин…
Знание приемов мирного выхода из противоречий,
знание традиций и правил бесконфликтного
общения и взаимодействия так же необходимо, как и
соблюдение элементарных правил личной гигиены
или правил дорожного движения».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|