Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Алексей БУЛГАКОВ. Наши неуправляемые подростки.

Родителям, пытающимся найти общий язык с подростками. Подросткам, желающим мира в семье

Алексей БУЛГАКОВ. Наши неуправляемые подростки. Москва, 2003 Алексей БУЛГАКОВ. 
НАШИ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДРОСТКИ.
Москва, 2003


Эта книга посвящена одной из самых трудных и болезненных проблем – взаимоотношениям родителей и их подрастающих детей. В книге обсуждаются десять наиболее типичных конфликтных ситуаций, скрупулезно рассматриваются причины, приведшие к конфликту, а также выходы из создавшихся положений.
А.А.Булгаков говорит, что его задача – помочь выстроить мост между детьми и родителями и выступить в роли некоей психологической «адвокатуры» подростков, которая родителям нужна не меньше, чем их детям. Книга построена на основе бесед консультанта с подростками и родителями. Вначале приводится рассказ о семейных проблемах, затем следует развернутый комментарий по конкретной проблеме и по поводу обсуждаемого вопроса вообще.
В главе «Судьба в наследство» сравнивается положение в семьях, в которых родители «прогреты» любовью в детстве или сами выросли в неблагополучных семьях. Многие из таких родителей не уверены в себе, часто самоутверждаются за счет детей, даже завидуют их успехам. Автор напоминает главные потребности ребенка: ощущение себя безусловной ценностью для родителей, уважение окружающими, право на личную жизнь, на тайну.
О подростках, разочарованных в жизни, говорится в главе «По линии наибольшего сопротивления». А.А.Булгаков замечает, что у таких подростков в любом случае есть проблемы с самооценкой. Поднятие самооценки – и необходимое условие, и результат выхода из кризиса. Автор предлагает сорок способов, приемов и действий к обретению веры в себя, повышению самооценки, созданию более оптимистичного настроя. Среди них: «осознание своей неповторимости во Вселенной» и «обуздание зависти», совет написать двадцать самых значительных событий и собственных свойств, которые дают возможность считать свою жизнь удачной, и двадцать предполагаемых позитивных ситуаций, дел, которые произойдут в будущем, и много других, очень интересных и полезных.
«Куда он делся, настоящий мужчина?» – такой вопрос можно услышать очень часто. А.А.Булгаков кратко обозначил необходимые для взращивания мужественности условия: риск и психологический комфорт. К сожалению, во многих семьях условия прямо противоположные: создают комфортные физические условия жизни и – разлад в отношениях. А на вопрос: «Почему дети лгут?» – среди многих прочих причин автор отмечает: «Лживость родителей. Пожалуй, эта причина пускает наиболее глубокие корни в душах детей, создавая в их подсознании общий фон лживости человеческих отношений».
В главе «Семейный турнир» говорится о том, что негативные предположения провоцируют плохие поступки, что в этом нет никакой мистики. Родительская реакция на еще несовершенные поступки детей провоцирует сами действия, даже если они детьми до этого не замышлялись. Негативные предсказания внедряются в подсознание как руководство к действию, а иногда просто подсказывают неверный, но более соблазнительный шаг, о котором сын или дочь, может быть, и не подозревали до родительского «напутствия». «Если хочешь развить в ребенке какое-то качество, нужно говорить с ним так, будто это качество в нем уже есть. И оно начнет зарождаться, потом расти и крепнуть. Если же человеку сто раз сказать “свинья”, он, глядишь, и захрюкает», – предупреждает А.А.Булгаков.
Особое опасение высказывает автор по поводу «психологического инцеста», когда родитель всей своей волей, устремлениями, вкусами лишает ребенка собственной жизни, угнетает в нем личность. И чрезмерный контроль, авторитарный и деспотичный стиль отношений с ребенком формируют, по его мнению, четыре основных вида реакции детей: ребенок «ломается», ребенок демонстрирует внешнее смирение, ребенок постепенно погружается в распрю, противостояние и, наконец, бунтует – уходит из дома. «Если хочешь оказать благодеяние человеку, оставь его в покое», – цитирует автор слова одной девочки-подростка.
В заключительной главе книги «Отцы и дети, объединяйтесь!» Алексей Булгаков пишет: «Многие отцы растерялись как подростки, а их дети-подростки вынуждены самостоятельно принимать ответственные решения, достойные умудренных опытом мужчин… Во многих семьях дети получают установки и декларации не в соответствии с канонами морали и нравственности, а идущие вразрез с ними. Мы даже не придумали уважительное по отношению к младшему поколению слово, его обозначающее. Применяемое нами понятие «подросток», если вслушаться в его смысл, слишком «технический», но не личностный термин… Знание приемов мирного выхода из противоречий, знание традиций и правил бесконфликтного общения и взаимодействия так же необходимо, как и соблюдение элементарных правил личной гигиены или правил дорожного движения».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru