Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Дмитрий РАВИНСКИЙ

Тайные знаки города

Жизнь современного горожанина состоит не только из научного, исчисляемого, доказанного, но и из чудесного, магического, необъяснимого, властно влияющего на повседневное поведение человека

Городская мифология – это особый тип восприятия города, его “переживания”, общения с ним как с целостным, “живым” культурным организмом. Ее можно рассматривать как некую культурную игру, своеобразный диалог между городом и его обитателями. Классический пример – беседы, которые вел с петербургскими домами герой “Белых ночей” Достоевского, причем инициатива в диалоге принадлежала именно домам.
Мифологизация городского пространства – неизбежная черта городской культуры, которая сама есть своего рода “приручение” горожанином Среды своего обитания, внесение “человеческого измерения” в городской мир. Обычно как “античеловеческое” выступает “массовое”, “стандартное”.
В условиях советской России особенную остроту приобретало противопоставление “нового” и “старого”, дополненное другими: “официальное” – “неофициальное”, “навязанное” – “свое” и даже “ложное” – “настоящее”. Характерно, что в антиутопиях, рисующих тоталитарное грядущее, появляется образ Старого дома, с которым связаны попытки героя выйти из-под всеохватывающего контроля.
Собственно говоря, городская мифология всегда неофициальна, несмотря на многочисленные попытки создания “официальных легенд”. Излюбленный мотив городской мифологии – “переосмысление” официальных сооружений. Интересна семиотическая игра, которая возникает в городе вокруг старой и новой семиотических систем. Характерное ее проявление – стремление всякой власти создавать новые святилища на месте прежних: памятник Ленину в Московском Кремле на месте памятника Александру II, памятник Ленину в Костроме на месте памятника Ивану Сусанину.
“Genius loci” (“душа местности”) проявляется и в предcтавлениях о “плохих” и “хороших” районах города. Таково, скажем, поверье о дурной, зловещей атмосфере Скобелевской (впоследствии Советской) площади в Москве. Чаще всего такие поверья связывают с тем, что прежде на этом месте было кладбище или место наказания. В Петербурге говорят о неприятных эмоциях, возникающих в московском парке Победы, и объясняют это тем, что парк разбит на месте массовых захоронений жертв блокады. Пример избирательной негативности – популярная в Иванове история о том, как за все советские десятилетия ничего не удалось построить на месте взорванного городского собора – сколько раз ни начинали работу, по тем или иным причинам ее приходилось замораживать.
Во многих городах существует ритуал загадывания желаний в определенных “локусах” города. Например, в Новгороде, чтобы желание исполнилось, нужно взяться за хвост одного из двух львов, стоящих перед зданием бывшей губернаторской резиденции (лучше левого). Любопытный пример московской ритуальной семиотики – поверье о фигуре трубача, стоявшей над Красными воротами (снесенными в 30-е годы): будто бы когда она затрубит, то “конец Москве будет. По крайней мере, некоторые старушки по утрам ходят к Красным воротам на всякий случай послушать: трубит трубач или нет. Больше общественных статуй в Москве нет – их до сих пор зовут истуканами и плюются, если где увидят” (П.Гнедич, 1902г.).
Магические свойства вообще довольно часто приписываются то тем, то другим местам, зданиям, памятникам городов. Десятилетия сохранялся культ изображения распятого Христа над главным входом в храм Спаса-на-крови, на долгие годы превращенный в овощехранилище. Существует поверье, что прикосновение к надгробной плите Павла I в Петропавловской крепости исцеляет от зубной боли.
Особый пример – так называемая Ротонда, круглое помещение в одном из домов на Гороховой улице, известное еще и как “Центр мироздания”. Много лет Ротонда – культовое место молодежи. Утверждают, что помещение обладает особыми физическими свойствами – вплоть до возможности выйти в четвертое измерение. Считается также, что тому, кто несчастен в любви, нужно прийти в Ротонду и оставить какую-нибудь надпись на ее стенах.
Поиск “тайных знаков”, разбросанных по городу, может стать увлекательнейшим занятием. Кто-то из современников Павла I догадался сосчитать число букв в надписи на фасаде Михайловского замка, торопливо сооруженного ко дню рождения императора: букв оказалось 46, император Павел не дожил до своего 47-летия. На одной из станций московского метро кто-то положил цветы к гербу города Галич сразу после гибели Александра Галича в Париже.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru